Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа
Цель исследования – выявить, какую роль в развитии личности ребенка играет язык.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме курсовой работы;
- изучить факторы, влияющие на становление личности ребенка;
В обыденной жизни слова «язык» и «речь» часто употребляются как синонимы, однако это неправильно. Важно понимать соотношение языка и речи. Данная проблема рассматривалась многими психологами и лингвистами. Характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. «Язык – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости»[15, 56]. Речь - это психофизиологический процесс, который только через речь выполняет свое коммуникативное назначение. Язык является средством общения, а речь - это сам процесс общения. Язык абстрактен , воспроизводим и объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна , неповторима и материальна. Она состоит из знаков, воспринимаемых чувствами, динамична и субъективна Речь является видом свободной творческой деятельности индивида. Она зависит от контекста и ситуации, а также вариативна.
Методологические характеристики языка и речи:
- язык как продукт общественно-
- язык как средство
- язык как форма существования сознания, неразрывная связь языка и мышления.
Методологической основой методики развития речи является философия о языке . Язык выступает как продукт общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей. Философия объясненяет его взаимодействия с мышлением. Язык объясняет деятельность человека как сложный процесс. В ходе изучения языка, пополняется багаж знаний, формируются умения, развивается личность. Для понимания происхождения и развития речи, для правильного педагогического воздействия на детей необходимо знание методологических основ. Важным является то, что язык - это результат общественно-исторического развития. В нем отражена история народа, традиции народа, социальные отношения, культурные ценности. Язык и речь появились в деятельности. Они являются одним из условий существования человечества. В языке отражены ее содержание, условия, результат.
Следующей важной для методики особенностью языка является определение коммуникативной значимости, характеристика его как важнейшего средства человеческого общения, и взаимодействия людей. Без языка принципиально невозможно настоящее человеческое общение, а, значит, и деятельность, и развитие личности. Общение с окружающими людьми. Человеческая среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не просто берет пример со взрослого, а активно перенимает речь как часть человеческого опыта.
Описание языка как средства общения отражает функцию общения и говорит о коммуникативном подходе к работе по развитию речи детей в детском саду. В методике отводится особое место роли социальной среды. Она выступает развивающим фактором. С самых ранних лет развитие речи как средство общения, предлагаются приемы организации речевого общения. Можно считать , что ребенок усвоил все стороны речи, если ребенок выражается логически связанно и последовательно.
Третья методологическая характеристика языка включает его взаимосвязи и связь с мышлением. Язык - орудие мышления и познания. Он помогает осуществлению интеллектуальной деятельности. Язык - средство выражения мысли. Становления мысли с помощью языка называется речью. Все же с тем мышление и язык разные понятия. Мышление - высшая форма отражения объективной действительности. В языке отражается и закрепляется именно человеческое - общее отражение действительности. Каждое из этих понятий имеет свою неповторимость. Связь языка и мышления помогает определить приемы развития речи и мышления.
В развитии речи важна такая характеристика, как содержательность. Содержание речи зависит от процесса освоения окружающего мира. Логика происходящих вокруг процессов познается с помощью языка. Именно с овладением языком прослеживается связь изменения мыслительных способностей детей. Однако, если посмотреть с другого ракурса, язык все же основан на мышление. Это хорошо прослеживается на примерах освоения ребенком основных стадий языковой системы. Методика направляет преподавателей и воспитателей на формирование у детей языкового общения, элементарных осознаний явления языка и речи. В результате уровень развития становится выше речи и мышления.
Были представлены наиболее значимые философские характеристики языка и речи, основополагающие принципы методики, общую направленность, а также принципы и цели развития речи и навыков речевого общения.
1.2. Развитие речи ребенка на первых возрастных ступенях
Развитие - изменения от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором последовательное накопление количественных изменений сводится к качественным изменениям1. Развитие человека проходит свои возрастные ступени:
- младенческий возраст;
- ранний детский возраст;
- дошкольный возраст;
- младший школьный возраст;
- подростковый возраст;
- юношеский возраст;
- зрелость2.
На каждом этапе возрастного развития организм человека отличается своими физическими и психическими свойствами. Развитие психики от одной возрастной ступени к другой показывает усовершенствование познавательных процессов, речи , чувств и воли. Интеллект помогает осваивать окружающий мир с помощью памяти, представления, воображения и мышления, а также речи - это важнейшие характеристики человека в отличии от животных. Интеллект и речь человека появляются во время раннего детского возраста и активно совершенствуются до подросткового возраста. Однако интеллект изменяется не просто потому, что организм растет, а при овладении человеком речью.
Когда ребенка учат правильно говорить с младенческого возраста, ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, потом и мыслить, и воображать. С каждой возрастной ступенью эти умения совершенствуются. Параллельно с совершенствованием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера детей.
Есть достаточно доказательств, что без речевого общения человек не сможет стать полноценным человеком. Случалось, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены и воспитаны. Когда люди находили этих детей и возвращали их в общество людей, то всегда выявлялось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совсем не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформировано мышление, не было высших эмоций, их невозможно было обучить речи.
Известны также случаи, когда из-за легкомысленности взрослых дети получали отклонения в психическом развитии, плохо осваивали речь , имели сложности в обучении в школе, потому что родители не занимались их развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.
Например, один мальчик из простой семьи железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде и воспитывавшийся в дошкольном возрасте бабушкой, абсолютно глухой женщиной, которая из-за своей болезни не реагировала на речь внука, оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить его речь были бессмысленны, нельзя было обучить его и грамотному письму. Не смотря на то, что этот ребенок родился с прогнозами на нормальное развитие, отсутствие общения привело к тому, что не был интеллектуально развитым[1, 82]. Нужно помнить о том, что речь - инструмент развития высших отделов психики формирующегося человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно помогают развитию его интеллекта и высших эмоций, создают основу для успешного его учения в школе, для творческого подхода к трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована и исправлена в будущем.
Для полноценного развития психики большую роль играет своевременное развитие речи. Своевременное - начатое с первых же дней рождения ребенка; полноценное – полное по объему языкового материала и толкающее ребенка к овладению речью , используя его возможности на соответствующий возрастных ступенях[6, 23]. На развитие речи детей нужно обращать повышенное внимание с ранних ступеней возрастного развития именно потому, что в это время интенсивно формируются функции мозга. Физиологи утверждают, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко развиваются. Необходимо тренировать эти функции. Без тренировки они могут остановиться навсегда.
Для речи таким кризисным периодом развития являются первые три года жизни ребенка. Его называют – «кризис трех лет». К этому моменту уже заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если в первые три года речи малыша не уделялось должного внимания, то в дальнейшем нужно будет применить большие усилия, чтобы наверстать упущенное[27,18]. Большое значение в развитии личности имеет освоение ребенком грамматического строя языка, потому что только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Усвоение грамматических норм способствует общению. Ребенок овладевает связной речью. Синтаксис имеет большое значение в формировании и выражении мысли , другими словами в развитии связной речи.
Овладение грамматически правильной речью влияет на мышление ребенка. Дети мыслят логичнее, последовательнее, обобщают, отвлекаются от конкретного, правильно высказывают свои мысли. К.Д. Ушинский говорил о грамматике как о логике языка: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными»[3, 168].
Овладение грамматическим строем сильно влияет на общее развитие ребенка, а также подготавливает его к изучению языка в школе.
Знакомства с категориями и терминологией грамматики не изучаются в детском саду. Правила и законы языка активно осваиваются ребенком в процессе живой речи.
В дошкольном возрасте ребенка следует приучать говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский отмечал необходимость с раннего возраста воспитывать привычку правильной разговорной речи.
Познание отношений и связей окружающего мира отражены в грамматических формах. Они служат основой для усвоения грамматического строя выступает. Если рассматривать речь малышей с точки зрения грамматики, то можно сказать, что она бесформенна. Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о том, что ребенок еще не знает отношений и связей, существующих в жизни. Познание им окружающего мира помогает раскрыть связи между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря обладанию родным языком, его словарным составом и грамматическим строем.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя не прост. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой не простой умственной деятельности впервые разработал Павлов И.П. Он заявил, что грамматика - своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений и выработка динамического стереотипа. На основе наблюдения за предметами , ребенок делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь тому, что происходит вокруг.
Усвоение грамматической стороны речи заложено в человеке физиологически. У ребенка вырабатывается стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок знает, что для выражения своих мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.
Информация о работе Влияние языка на развитие личности ребенка