Влияние языка на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить, какую роль в развитии личности ребенка играет язык.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме курсовой работы;
- изучить факторы, влияющие на становление личности ребенка;

Файлы: 1 файл

курсовая работа Кутумовой Марии.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Личность – это основополагающее понятие для многих наук. Она является значимой составляющей нашего социума. Воспитать ребенка личностью – должно быть главной задачей сегодня для преподавателей и воспитателей. Важно знать, что оказывает влияние на формирование личностных качеств. Каждый из нас прошел путь становления от ребенка  до взрослого, но не многие знают сегодня, какую роль играет  язык в развитии личности человека, поэтому проблема исследования – язык, как фактор формирования личности ребенка.

Сегодня время высоких информационных технологий, глубоко гуманистического понимания значимости человека. При обучении и использовании разнообразных технологий мы должны помнить, что язык играет огромную роль. От яркости и богатства мира человека зависит глубина его мысли, сложность  и разнообразие языковых средств. И наоборот: богатство языка осложняет, расширяет , разнообразит мысленную и духовную жизнь личности.

Объект исследования – русский язык.

Предмет исследования – влияние родного языка на развитие личности ребенка.

Цель исследования – выявить, какую роль в развитии личности ребенка играет язык.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по  теме курсовой работы;

- изучить факторы, влияющие на становление личности  ребенка;

- рассмотреть язык  как важнейшее средство человеческого  общения, социального взаимодействия, умственного, нравственного и эстетического воспитания;

- сделать выводы.

Методологическая основа исследования: в своей работе мы будем опираться на труды Алексеевой М.М., Воронова А.П., Выготского Л.С., Защиринской О.В., Леонтьева А.А., Лурия А. Р., Соловьевой О.И.,  Трубниковой О. К., Шипицыной Л.В., Юдович Ф. А., Яшиной В.И. и др.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Исследовательская база – библиотеки.

Исследование подтвердило тот факт, что язык имеет большое значение в формировании личности ребенка: он выступает как средство социального, умственного, интеллектуального, нравственного развития детей, воспитателем национального самосознания. Поэтому так важно придавать большое значение развитию языка с  раннего  возраста.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.1.  Методологические характеристики языка и речи

В обыденной жизни  слова «язык» и «речь» часто употребляются как синонимы, однако это неправильно. Важно понимать соотношение языка и речи. Данная проблема рассматривалась многими психологами и лингвистами. Характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. «Язык – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости»[15, 56]. Речь - это психофизиологический процесс, который только через речь выполняет свое коммуникативное назначение. Язык является средством общения, а речь  - это сам процесс общения. Язык абстрактен , воспроизводим и объективен по отношению к говорящему. Речь конкретна , неповторима и материальна. Она состоит из знаков, воспринимаемых чувствами, динамична и субъективна Речь является видом свободной творческой деятельности индивида. Она зависит от контекста и ситуации, а также вариативна.

Методологические характеристики языка и речи: 

-  язык как продукт общественно-исторического  развития;

-  язык как средство человеческого  общения;

- язык как форма существования  сознания, неразрывная связь языка  и мышления.

Методологической основой методики развития речи является философия о языке . Язык выступает как продукт общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей. Философия объясненяет его взаимодействия с мышлением. Язык объясняет деятельность человека как сложный процесс. В ходе изучения языка, пополняется багаж знаний, формируются умения, развивается личность. Для понимания происхождения и развития речи, для правильного педагогического воздействия на детей необходимо знание методологических основ. Важным является то, что язык - это результат общественно-исторического развития. В нем отражена история народа, традиции народа, социальные отношения, культурные ценности. Язык и речь появились   в деятельности. Они являются одним из условий существования человечества. В языке отражены ее содержание, условия, результат.

Следующей важной для методики особенностью языка является определение коммуникативной значимости, характеристика его как важнейшего средства человеческого общения,  и взаимодействия людей. Без языка принципиально невозможно настоящее человеческое общение, а, значит, и деятельность, и развитие личности. Общение с окружающими людьми. Человеческая среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не просто берет пример со взрослого, а активно перенимает речь как часть человеческого опыта.

Описание языка как средства общения отражает функцию общения и говорит о коммуникативном подходе к работе по развитию речи детей в детском саду. В методике отводится особое место роли социальной среды. Она выступает развивающим фактором. С самых ранних лет развитие речи как средство общения, предлагаются приемы организации речевого общения. Можно считать , что ребенок усвоил все стороны речи, если ребенок выражается логически связанно и последовательно.

 Третья методологическая характеристика языка включает его взаимосвязи и связь с мышлением. Язык - орудие мышления и познания. Он помогает осуществлению интеллектуальной деятельности. Язык - средство выражения мысли. Становления мысли с помощью языка называется речью. Все же с тем мышление и язык разные понятия. Мышление - высшая форма отражения объективной действительности. В языке отражается и закрепляется именно человеческое - общее отражение действительности. Каждое из этих понятий имеет свою неповторимость. Связь языка и мышления  помогает определить приемы развития речи и мышления.

В развитии речи важна такая характеристика, как содержательность. Содержание речи зависит от процесса освоения окружающего мира. Логика происходящих вокруг процессов познается с помощью языка. Именно с овладением языком прослеживается связь изменения мыслительных способностей детей. Однако, если посмотреть с другого ракурса, язык все же основан на мышление. Это хорошо прослеживается на примерах освоения ребенком основных стадий языковой системы. Методика направляет преподавателей и воспитателей на формирование у детей языкового  общения, элементарных осознаний явления языка и речи. В результате уровень развития становится выше речи   и мышления.

Были представлены наиболее значимые философские характеристики языка и речи, основополагающие принципы методики, общую направленность, а также принципы и цели развития речи и навыков речевого общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Развитие речи ребенка на  первых возрастных ступенях

 

Развитие - изменения от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором последовательное накопление количественных изменений сводится к качественным изменениям1. Развитие человека проходит свои возрастные ступени:

- младенческий возраст;

- ранний детский возраст;

- дошкольный возраст;

- младший школьный возраст;

- подростковый возраст; 

- юношеский возраст;

- зрелость2.

На каждом этапе возрастного развития организм человека отличается своими физическими и психическими свойствами. Развитие психики от одной возрастной ступени к другой показывает усовершенствование познавательных процессов, речи , чувств и воли. Интеллект помогает осваивать окружающий мир с помощью памяти, представления, воображения и мышления, а также речи - это важнейшие характеристики человека в отличии от  животных. Интеллект и речь человека появляются во время раннего детского возраста и активно совершенствуются до подросткового возраста. Однако интеллект изменяется не просто потому, что организм растет, а  при овладении человеком речью.

Когда ребенка учат правильно говорить с младенческого возраста, ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, потом и мыслить, и воображать. С каждой возрастной ступенью эти умения совершенствуются. Параллельно с совершенствованием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера детей.

Есть достаточно доказательств, что без речевого общения человек не сможет стать полноценным человеком. Случалось, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены и воспитаны. Когда люди находили этих детей и возвращали их в общество людей, то всегда выявлялось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совсем не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформировано мышление, не было высших эмоций, их невозможно было обучить речи.

Известны также случаи, когда из-за легкомысленности взрослых дети получали отклонения в психическом развитии, плохо осваивали речь , имели сложности в обучении в школе, потому что родители не занимались их развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.

Например, один мальчик из простой семьи железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде и воспитывавшийся в дошкольном возрасте бабушкой, абсолютно глухой женщиной, которая из-за своей болезни не реагировала на речь внука, оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить его речь были бессмысленны, нельзя было обучить его и грамотному письму. Не смотря на то, что этот ребенок родился с прогнозами на нормальное развитие, отсутствие общения привело к тому, что не был интеллектуально развитым[1, 82]. Нужно помнить о том, что речь - инструмент развития высших отделов психики формирующегося человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно помогают развитию его интеллекта и высших эмоций, создают основу для успешного его учения в школе, для творческого подхода к трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована и исправлена в будущем.

Для полноценного развития психики большую роль играет своевременное развитие речи. Своевременное - начатое с первых же дней рождения ребенка; полноценное – полное по объему языкового материала и толкающее ребенка к овладению речью , используя его возможности на соответствующий возрастных ступенях[6, 23]. На развитие речи детей нужно обращать повышенное внимание с ранних ступеней возрастного развития именно потому, что в это время интенсивно формируются функции мозга. Физиологи утверждают, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко развиваются. Необходимо тренировать эти функции. Без тренировки они могут остановиться навсегда.

Для речи таким кризисным периодом развития являются первые три года жизни ребенка. Его называют – «кризис трех лет».  К этому моменту уже заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если в первые три года речи малыша не уделялось должного внимания, то в дальнейшем нужно будет применить большие усилия, чтобы наверстать упущенное[27,18]. Большое значение в развитии личности имеет  освоение ребенком грамматического строя языка, потому что только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм способствует общению. Ребенок овладевает связной речью. Синтаксис имеет большое значение в формировании и выражении мысли , другими словами в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью влияет на мышление ребенка. Дети  мыслят логичнее, последовательнее, обобщают, отвлекаются от конкретного, правильно высказывают свои мысли. К.Д. Ушинский говорил о грамматике как о логике языка: «грамматика, преподаваемая логически, начинает  развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными»[3, 168].

Овладение грамматическим строем сильно влияет на общее развитие ребенка, а также подготавливает его к изучению языка в школе.

Знакомства с категориями и терминологией грамматики не изучаются в детском саду. Правила и законы языка активно осваиваются ребенком в процессе живой речи.

В дошкольном возрасте ребенка следует приучать говорить грамматически правильно. К.Д.  Ушинский отмечал необходимость с раннего возраста воспитывать привычку правильной разговорной речи.

Познание отношений и связей окружающего мира отражены в грамматических формах. Они служат основой для усвоения грамматического строя выступает.  Если рассматривать речь малышей с точки зрения грамматики, то можно сказать, что она бесформенна. Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о том, что ребенок еще не знает отношений и связей, существующих в жизни. Познание им окружающего мира помогает раскрыть связи между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря обладанию родным языком, его словарным составом и грамматическим строем.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя не прост. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой не простой умственной деятельности впервые разработал Павлов И.П.  Он заявил, что грамматика - своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений и выработка динамического стереотипа. На основе наблюдения за предметами , ребенок делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь тому, что происходит вокруг.

Усвоение грамматической стороны речи заложено в человеке физиологически. У ребенка вырабатывается стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок знает, что для выражения своих мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.

Информация о работе Влияние языка на развитие личности ребенка