Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа
Цель исследования – выявить, какую роль в развитии личности ребенка играет язык.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме курсовой работы;
- изучить факторы, влияющие на становление личности ребенка;
Как говорил А.Н. Леонтьев, что "хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке". Человека создает деятельность. В процессе деятельности, люди взаимодействуют, вступают в различные отношения, общаются.
Развитие речи, обучение родному языку Тихеева рассматривала в связи с развитием личности ребенка. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.
Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это необдуманное управление закономерностями языка. В процессе многократного прослушивания речи и использования в собственных высказываниях похожих форм у ребенка на подсознательном уровне формируются похожие формы, а затем он нормы их употребления. Дети начинают свободнее пользоваться формами языка в отношении к новой информации, сопоставлять элементы языка в соответствии с его законами, хотя и не осознают их[11, 48].
Способность запоминать является стандартной. Не только запоминать предложения , но и использовать их в изменившихся условиях общения присуще человеку. Данную способность стоит развивать. Например, по мнению Д. Б. Эльконина, должна быть ориентировка в звуковой форме языка, возникающая случайно. В другом случае она, «выполнив в минимальной степени свою функцию, необходимую для овладения грамматическим строем, свертывается и перестает развиваться». Ребенок постепенно утрачивает свою особую языковую «одаренность». Языковую способность нужно постоянно развивать. Это может происходить в игровой форме. На первый взгляд это выглядит бессмысленным. Н даже простое манипулирование словами имеет для ребенка большое значение. Так развивается чувство языка и языковое обобщение.В методике выделяют следующие средства речевого развития детей:
· общение взрослых и детей;
· культурная языковая среда, речь воспитателя;
· обучение родной речи и языку на занятиях;
· художественная литература;
· различные виды искусства[23, 74].
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.
Художественное творчество, музыка, театр также используются в речевом развитии детей. Воздействие произведений искусства на эмоции способствует усвоению языка, вызывает массу впечатлений и желание ими делиться. Ребенок начинает активно выражать свои мысли чувства с помощь языка.
Выводы
Родной язык играет большую роль в становлении человеческой психики, её развитии и формировании человеческого поведения в обществе .
Важная задача воспитателей – формирование речи детей в дошкольном возрасте , ведь тесно связано со становлением сознания детей, с развитием многогранной личности. Коммуникативность ребенка связана именно с развитием языка.
Чем яснее для окружающих говорит ребенок, тем ему легче взаимодействовать с окружающими. Итак, родной язык играет большую роь в воспитании. Язык - орудие мышления, он играет значимую роль в умственном развитии ребенка. Родной язык для ребенка — способ , с помощью которого легко откроются сокровища знаний, в процессе изучения основных наук в школе. Через родной язык дети сближаются с родной русской культурой, как материальной культурой , так и с духовной культурой: художественной литературой, фольклором, искусством. Важно живое слово и живое наблюдение, чтобы участвовать в общественной жизни, усваивать доступную информацию, узнавать новые интересные факты , соблюдать нравственные нормы общества. Речь ребенка выступает надежным средством общения в том случае, когда она понятна окружающим людям. Это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мыслей в предложениях, от выбора точных слов, от точности и правильности произношения. В большей или меньшей степени эти качества при благоприятных условиях вырабатываются у ребенка также в семье в результате влияния родителей. Иногда это влияние бывает даже непреднамеренным.
Познание ребенком окружающей действительности становится более ясным, осознанным благодаря тому, что оно обретает словесную форму, потому что в языке регистрируется и закрепляется познавательная способность человека.
Необходимо учить детей вежливости, общепринятым нормам. Воспитание культуры речи прочно связано с воспитанием чувств, нравственного облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать настоящее отношение к людям — дружеское отношение к друзьям, любовь и уважение к родным, близким.
Одной из важных задач: воспитать
у детей интерес и любовь к художественному
слову. Художественная литература оказывает
огромное влияние на умственное, нравственное
и эстетическое развитие детей. Она является
средством обогащения речи. Художественная
литература раскрывает ребенку красоту
и особенности общества и природы. Благодаря
художественной литературе, детям становится
понятнее внутренний мир человека, отношения
между людьми человека с природой.
Художественная литература обогащает
эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание,
дети сопереживают герою, вместе с ним
проживают его приключения, поражения
и победы.
На воображение ребенка оказывает большое влияние художественный образ. Литературные герои вызывают у ребенка свои представления, в голове ребенка рисуются картины в соответствии с рассказами , которые ни слышат. Воображать, мысленно представлять образы является значимой способностью человека. Открытию таких способностей их развитию помогает литература. Художественные образы открывают ребенку новый мир, развивают его язык , придают эмоциональную окраску речи.
1 Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Логос, 1993.
2 Куренёв О.В. Культура речевого этикета / О.В. Куренёв. - М.: Герда, 2001.
Информация о работе Влияние языка на развитие личности ребенка