Влияние языка на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить, какую роль в развитии личности ребенка играет язык.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме курсовой работы;
- изучить факторы, влияющие на становление личности ребенка;

Файлы: 1 файл

курсовая работа Кутумовой Марии.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

Дошкольный возраст является сензитивным периодом и именно в это время следует развивать у детей звуковую культуры. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи помогает пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличия. Звуковая сторона русского языка отличается певучестью гласных звуков, мягкостью в произношении многих согласных, своеобразием произношения каждого согласного звука. Русский язык отличается интонационным богатством.

Звуковая культура речи – понятие обширное.  Оно включает в себя фонетические и орфоэпические нормы речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры выражает:

  1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
  2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
  3. формирование выразительности речи – умении владеть средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
  4. выработка дикции – отчетливого, понятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
  5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

  1. развитие артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
  2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Звуковые единицы языка имеют свою роль в речи. Одни участвуют в образовании слов. Это линейные звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной расставлении соотношение звуков образует  слово, обретает определенный смысл.

Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Это обязательные признаки звучащей речи. Они характеризуют линейные единицы. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

Усвоение линейных звуковых единиц речи особенно важно для детей дошкольного возраста, потому что самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). Участие просодем в модулировании звуков не достаточно изучено на сегодняшний  день.

Исследователи детской речи  обращают большое внимание на роль правильного произношения звуков .  Это важно для формирования нормальной личности ребенка. Общение, взаимодействие в социуме, подготовка к школе, успехи в профессиональной деятельности обязаны этому. Ребенок с хорошо развитой речью легко общается со взрослыми и сверстниками. Ему значительно легче выражать свои мысли и желания. Плохо произносимая речь приносит трудности во взаимоотношения с людьми, выявляются задержки в психическом развитие ребенка.

 

 

 

Выводы

Формирование  речи ребенка – важная составляющая воспитания личности. Развитие и обучение нужно начинать с самого раннего дошкольного возраста. Речь взаимосвязана с  мышлением: малыш познает мир, в том числе, и с помощью речи, а речь оказывает заметное влияние на его умственное развитие.

Каждый ребенок постигает родной язык по-своему.  У всех детей существуют свои особенности в его усвоении, и это  проявляется в речи. У кот-то словарный запас накапливается постепенно и составляет фразы, словосочетания. Некоторые пользуются небольшим количеством слов какое-то время, однако потом могут пережить резкий скачок в развитии речи. Это может выразиться в том, что их словарный запас быстро пополняется, появляются новые разные по своей сложности фразы и новые формы слов.

  
 Глава 2  

 Роль языка в развитии  личности ребенка

2.1. Психологический подход к  изучению языковой способности  ребенка

 

   С психологической точки зрения языковая способность рассматривается как совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, с помощью которых он говорит в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами своего родного языка. В этом случае формирование речевого навыка показывает правильное построение и реализацию высказывания ребенком, а развитие речевого умения подразумевает подчинение формы речевого высказывания задачам коммуникации. При этом Е.Н. Негневицкая оценивал речевые навыки дошкольников по параметрам автоматизированности, устойчивости, способности быть перенесенными на новый речевой материал, произвольности вступления для управления содержанием высказывания; речевые умения - по параметрам целенаправленности, быстроты, неподготовленности, результативности в решении новых для человека коммуникативных задач. Их совокупная эффективность определяют успешность развития языковой способности дошкольников.

Механизма языкового умения выглядит следующим образом: ЗАДАТКИ - потребность - ОБЩЕНИЕ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ - «чувство языка» - языковая компетенция.

Языковая способность активизируется с раннего детства под воздействием с другими людьми. Этому способствуют биологические механизмы. По этому поводу высказывались многие исследователи. А.Р. Лурия в 1975 году писал: «Генетические корни языка следует искать вне языка», «в тех формах конкретных человеческих действий, в которых осуществляется отражение внешней действительности и формирование субъективного образа объективного мира, основных приемов общения ребенка с окружающими»[28, 37].

Многие исследователи считают, что коммуникативная способность зависит о коммуникативной ситуации. Языковая компетенция связана с правилами построения предложений, а коммуникативная компетенция соотносится с правилами речевых действий. Соответственно, языковая компетенция характеризует владение нормами «речевых жанров», а коммуникативная отражает правила вербального и невербального общения. Сильно влияет здесь общение со сверстниками. Общение со сверстниками способствует переходу соответствующих способностей на другой уровень.

Итак, в процессе общения у ребенка младшего дошкольного возраста последовательно развивается языковая способность. Способность к речи свойственна человеку, так как он является общественным существом. Ее особенностью является отражение в языковых формах подлинных отношений, существующих в действительности. Поэтому предметная и познавательная деятельность является вторым после общения критерием развития языковой способности у дошкольников.

Несмотря на то, что социальные условия у детей могут быть схожими, дошкольники отличаются стратегией в овладении языком. По данным ученых  есть дети с разной стратегией усвоения языка. Одни из них проявляют выше уровень лексического развития, увлечены развешиванием ярлыков на различные объекты, как говорил С.Н. Цейтлин; другие - скорее осваивают синтаксис и морфологию, стремятся использовать язык для регуляции собственной деятельности и установления контактов.

Кроме того, первые дошкольники не очень способны к имитации, а вторые, наоборот: на первом этапе развития речи они повторяют в основном нарицательные существительные и используют повествовательные конструкции. Позднее у обеих категорий детей возникают неосознанные языковые обобщения по поводу того, «как люди говорят». Они описывают чувство языка ребенка.

Выделяют два вида «чувства языка». Одно из них основывается на ассоциации, возникающие в памяти, другое возникает на подборке по аналогии. Первое сводится к преобладанию в речи канцеляризмов , второе - к появлению многих ошибок из-за неправильного переноса. Однако, многие ученые считают, что «чувство языка», основывается на аналогии, является более продуктивным. Чувство языка определяется уровнем компетенции. При этом, по данным Е. Кларк, дошкольники оценивают не собственное владение языком, а правила речевого поведения в коммуникативной ситуации. Это показывает, что ребенок оценивает не грамматическую правильность высказывания, а употребление его к месту, опирающуюся на знание вариативности грамматического компонента высказывания в разных речевых актах.

Однако чаще встречаются метаязыковые суждения, оценивающие не истинность сообщения, а соблюдение социальных норм и стереотипов, связанных с определенной ситуацией общения. В частности, это проявляется в способности переориентировать сообщение в зависимости от фоновых знаний собеседника, что возможно уже в пятилетнем возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников


 

 

   Овладение родным  языком, развитие речи является  одним из значимых приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к  выводу, что  есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Чтобы указать на рольроль овладения языком и развития речи, необходимо разобраться в функциях,  выполняемые языком и речью. Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.

 В первую группу входят характеристики, по которым язык – средство: 1) общения как формы социального взаимодействия; 2) присвоения социализации; 3) приобщения к культурным, историческим ценностям .

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми.       Коммуникативная функция выступает основной и генетически обусловнной функцией речи.

Вторую группу составляют определенная языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство: 4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности; 5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; 6) опосредствования высших психических функций человека; 7) развития познавательных интересов; 8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей.

Язык может выступать как умственная способность, как средство формирования сознания человека, как интеллектуальное развитие человека. Интеллект является личностной характеристикой языка. Здесь язык выступает в качестве средства: 9) осознания человеком собственного «Я» и 10) рефлексии, самовыражения и самоорганизации.

Язык участвует в самопознании личности. Относительно этой группы нужно сказать о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи морального воспитания. Ребенок усваивает через язык моральные нормы , нравственные показатели , которые при правильном воспитании становятся примерами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

Н смотря на общественно-исторический  опыт в языке, есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. А. А. Леонтьев выделял такую функцию языка  как  национально-культурную. Она ярко описана и в работах К.Д. Ушинского, показавшего национальные отличии родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.

Язык является фундаментом культуры в широком смысле. «Присваивая» опыт ни одного поколения, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры[29, 65].

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и его отношение к прекрасному . в дошкольном воспитании важно прививать любовь к красоте. В словесной форме передается природа, общество, личность человека, искусство. Формируя правильную речь на русском языке, мы одновременно воспитываем любовь к природе, человеку, обществу, искусству. Русский язык обладает множеством средств передачи чувств, выразительности способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности. Воспитатель должен привить не только умение использовать эти средства , но и умение уместности использования языковых средств.  Этим он формирует основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и работа с художественным словом деятельность самих детей.

Информация о работе Влияние языка на развитие личности ребенка