Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа
Цель исследования – выявить, какую роль в развитии личности ребенка играет язык.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме курсовой работы;
- изучить факторы, влияющие на становление личности ребенка;
Дошкольный возраст является сензитивным периодом и именно в это время следует развивать у детей звуковую культуры. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи помогает пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.
Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличия. Звуковая сторона русского языка отличается певучестью гласных звуков, мягкостью в произношении многих согласных, своеобразием произношения каждого согласного звука. Русский язык отличается интонационным богатством.
Звуковая культура речи – понятие обширное. Оно включает в себя фонетические и орфоэпические нормы речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры выражает:
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
Звуковые единицы языка имеют свою роль в речи. Одни участвуют в образовании слов. Это линейные звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной расставлении соотношение звуков образует слово, обретает определенный смысл.
Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Это обязательные признаки звучащей речи. Они характеризуют линейные единицы. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.
Усвоение линейных звуковых единиц речи особенно важно для детей дошкольного возраста, потому что самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). Участие просодем в модулировании звуков не достаточно изучено на сегодняшний день.
Исследователи детской речи обращают большое внимание на роль правильного произношения звуков . Это важно для формирования нормальной личности ребенка. Общение, взаимодействие в социуме, подготовка к школе, успехи в профессиональной деятельности обязаны этому. Ребенок с хорошо развитой речью легко общается со взрослыми и сверстниками. Ему значительно легче выражать свои мысли и желания. Плохо произносимая речь приносит трудности во взаимоотношения с людьми, выявляются задержки в психическом развитие ребенка.
Выводы
Глава 2
Роль языка в развитии личности ребенка
2.1. Психологический подход к изучению языковой способности ребенка
С психологической точки зрения языковая способность рассматривается как совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, с помощью которых он говорит в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами своего родного языка. В этом случае формирование речевого навыка показывает правильное построение и реализацию высказывания ребенком, а развитие речевого умения подразумевает подчинение формы речевого высказывания задачам коммуникации. При этом Е.Н. Негневицкая оценивал речевые навыки дошкольников по параметрам автоматизированности, устойчивости, способности быть перенесенными на новый речевой материал, произвольности вступления для управления содержанием высказывания; речевые умения - по параметрам целенаправленности, быстроты, неподготовленности, результативности в решении новых для человека коммуникативных задач. Их совокупная эффективность определяют успешность развития языковой способности дошкольников.
Механизма языкового умения выглядит следующим образом: ЗАДАТКИ - потребность - ОБЩЕНИЕ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ - «чувство языка» - языковая компетенция.
Языковая способность активизируется с раннего детства под воздействием с другими людьми. Этому способствуют биологические механизмы. По этому поводу высказывались многие исследователи. А.Р. Лурия в 1975 году писал: «Генетические корни языка следует искать вне языка», «в тех формах конкретных человеческих действий, в которых осуществляется отражение внешней действительности и формирование субъективного образа объективного мира, основных приемов общения ребенка с окружающими»[28, 37].
Многие исследователи считают, что коммуникативная способность зависит о коммуникативной ситуации. Языковая компетенция связана с правилами построения предложений, а коммуникативная компетенция соотносится с правилами речевых действий. Соответственно, языковая компетенция характеризует владение нормами «речевых жанров», а коммуникативная отражает правила вербального и невербального общения. Сильно влияет здесь общение со сверстниками. Общение со сверстниками способствует переходу соответствующих способностей на другой уровень.
Итак, в процессе общения у ребенка младшего дошкольного возраста последовательно развивается языковая способность. Способность к речи свойственна человеку, так как он является общественным существом. Ее особенностью является отражение в языковых формах подлинных отношений, существующих в действительности. Поэтому предметная и познавательная деятельность является вторым после общения критерием развития языковой способности у дошкольников.
Несмотря на то, что социальные условия у детей могут быть схожими, дошкольники отличаются стратегией в овладении языком. По данным ученых есть дети с разной стратегией усвоения языка. Одни из них проявляют выше уровень лексического развития, увлечены развешиванием ярлыков на различные объекты, как говорил С.Н. Цейтлин; другие - скорее осваивают синтаксис и морфологию, стремятся использовать язык для регуляции собственной деятельности и установления контактов.
Кроме того, первые дошкольники не очень способны к имитации, а вторые, наоборот: на первом этапе развития речи они повторяют в основном нарицательные существительные и используют повествовательные конструкции. Позднее у обеих категорий детей возникают неосознанные языковые обобщения по поводу того, «как люди говорят». Они описывают чувство языка ребенка.
Выделяют два вида «чувства языка». Одно из них основывается на ассоциации, возникающие в памяти, другое возникает на подборке по аналогии. Первое сводится к преобладанию в речи канцеляризмов , второе - к появлению многих ошибок из-за неправильного переноса. Однако, многие ученые считают, что «чувство языка», основывается на аналогии, является более продуктивным. Чувство языка определяется уровнем компетенции. При этом, по данным Е. Кларк, дошкольники оценивают не собственное владение языком, а правила речевого поведения в коммуникативной ситуации. Это показывает, что ребенок оценивает не грамматическую правильность высказывания, а употребление его к месту, опирающуюся на знание вариативности грамматического компонента высказывания в разных речевых актах.
Однако чаще встречаются метаязыковые суждения, оценивающие не истинность сообщения, а соблюдение социальных норм и стереотипов, связанных с определенной ситуацией общения. В частности, это проявляется в способности переориентировать сообщение в зависимости от фоновых знаний собеседника, что возможно уже в пятилетнем возрасте.
2.2 Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников |
Язык является фундаментом культуры в широком смысле. «Присваивая» опыт ни одного поколения, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры[29, 65].
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и его отношение к прекрасному . в дошкольном воспитании важно прививать любовь к красоте. В словесной форме передается природа, общество, личность человека, искусство. Формируя правильную речь на русском языке, мы одновременно воспитываем любовь к природе, человеку, обществу, искусству. Русский язык обладает множеством средств передачи чувств, выразительности способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности. Воспитатель должен привить не только умение использовать эти средства , но и умение уместности использования языковых средств. Этим он формирует основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и работа с художественным словом деятельность самих детей.
Информация о работе Влияние языка на развитие личности ребенка