Влияние языка на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить, какую роль в развитии личности ребенка играет язык.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме курсовой работы;
- изучить факторы, влияющие на становление личности ребенка;

Файлы: 1 файл

курсовая работа Кутумовой Марии.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

Стереотип облегчается устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Динамический стереотип отличается своей гибкостью. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: «я хочу «котенок»; (как и «Папа подарил мне «мяч»).

То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. После того как ребенок усвоил, что некоторые слова изменяются, он начинает ставить в неправильную форму неизменяемые слова. Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева, морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 г. 4 мес.). Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного – един, и множ. число, именит., винит, и родит, падежи, глагольные категории (повелит, наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время).

Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению. А. Н. Гвоздев писал: «В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть схвачено ребенком»[8, 41].

Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г. 10 мес.), а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными: столик – стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.

А. Н. Гвоздев отмечал, что три основные компонента  нашего русского языка представляют некоторые трудности. Это может выражаться в отношении существительных, например, наиболее трудно усвоение окончаний или в отношении глаголов, например,  овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень).

А.Н. Гвоздев выявил такую закономерность:  освоение грамматического строя характеризуется : сначала усваивается все наиболее обычные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Редкие отступления от нормы правил нередко подвергаются вытеснению в речи ребенка. Дети подражают окружающим и постепенно перенимают речь в целом виде.

Главные периоды в формировании грамматического строя русского языка по А.Н. Гвоздеву:

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – время усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот момент в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Дети ориентируются в звуковой форме слов, и на основе этого происходит  усвоение морфологической системы русского языка.

Чтобы выработать ориентировку, важна деятельность ребенка со словами. Однако простое накопление опыта не всегда приводит к ожидаемому результату. После особенностей согласования в роде глаголов прошедшего времени с существительными, Попова М.И. делает вывод, что простое многократное повторение нужной формы трудоемко и непродуктивно. В таком случае у детей отсутствует ориентировка на форму, потому что нет  взаимодействия со словом. Усваивая язык, ребенок от ориентировки на звуковую сторону морфем постепенно приближается к ориентировке на отдельные фонематические признаки. В этом процессе значительную роль играет культура фонематического слуха.

Нельзя забывать и о формировании грамматических обобщений. Ф. А. Сохин, упоминая о формировании языковых обобщений, говорил , что речь детей формируется прежде всего основываясь на подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения примеров их речи. Овладение речью отличается неподражаемостью[20, 114].

Психологический механизм главным образом формируется за счет языковых обобщений. Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка. Языковое общение зависит от мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.

Психолингвист Д. Слобин утверждает, что для овладения грамматикой ребенок должен: 1) осознать физические и социальные явления, информация о которых передается при помощи языка, и 2) уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию[22, 73]. Когнитивное развитие связано со значением и с формой высказывания.

На материале 40 языков Д. Слобин приводит точные данные о том, что процесс усвоения грамматики «требует тонко структурированного активного мышления ребенка». Такая исключительная закономерность проявляется у детей, говорящих на английском, русском, немецком, польском, венгерском и других языках.

Таким образов , в предложении «Мы пошли» ребенок пользуется одним словом для обозначения группы действующих субъектов. На вопрос: Кто это мы? – он отвечает: Я, мама, Петя. Сказуемое «пошли» указывает на то, что данная группа субъектов действовала одинаково в определенном отрезке времени.

Интерес представляет появление в речи предложений с однородными подлежащими, где перед перечислением подлежащих стоит обобщающее слово. Например: Два мы: я и мама – пошли. Предложение недостаточно оформлено грамматически, но по структуре сложное. Ребенок раскрывает множество (я и мама), указывает на количество действующих лиц (два мы), не только перечисляет конкретные субъекты, но и перед их называнием дает обобщающее слово.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. В русском языке много нетипичных форм, т.е. исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. Нужно заметить, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

На первых порах появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия (дай, мама, на). Слово дополняется мимикой, жестами, действиями и представляет по существу целую законченную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. По данным Н. П. Серебренниковой, переход к предложению возможен при условии, если ребенок накопил 40 – 60 слов.

В период от 1 г. 8 мес. до 1 г. 10 мес. появляются двухсловные предложения (неполные простые), представляющие сознательную конструкцию, где каждое слово обозначает предмет или действие. К двум годам наблюдаются трех- и четырехсловные предложения – начало овладения простым распространенным предложением. Около 1 г. 9 мес. появляются предложения с однородными членами. Наивысшей точки употребления простых распространенных предложений ребенок достигает в пять с половиной лет.

Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 г. 9 мес., с двух-трех лет. Тогда наблюдаются сложные предложения с союзами. Как правило сложное предложение состоит из двух простых. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются одновременно.

Начиная осваивать язык, дети пользуются простыми по структуре предложениями. Но потом словарный запас пополняется, они усваивают новый формы и более сложные конструкции. Сложные предложения свидетельствуют о более сложных представлениях. В четыре года дети в обыденном общении почти не пользуются сложными предложениями. Структура употребляемых ими предложений проста, общее количество невелико и мало увеличивается с возрастом: на четвертом году – 8%, на пятом – 11%, на шестом – 17% (данные В. И. Ядэшко). В достаточной степени легко дети пользуются сложносочиненными предложениями: Мы с бабушкой дома остались, а они поехали по своим делам (4 г. 5 мес.). Более распространенными, с однородными членами, становятся предложения, входящие в состав сложного.

НВ пятом году у ребенка усложняется ресчь. Используются придаточные предложения времени, причины (я не ходила в садик, потому что ездила к бабушке), места (Где горел костер, там было тепло и светло).

Редко встречаются предложения: с придаточными определительными: На поляне растут цветы, которые вкусно пахнут (5 лет); с придаточными условными: Если будет дождь, то  мы не пойдем гулять  (4 г. 4 мес.); с придаточными цели: Идите в поле и принесите цветы, чтобы поставить их в вазу (5 лет).

Становясь старше , дети учатся противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами: Петя снова пошел играть, а не заплакал.

Синтаксические ошибки встречаются в нарушении порядка слов в предложении. Тогда на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «На цветок пчелка села»; вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: «Большие уши у слона почему?»; дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что».

Неправильно иногда оформляется союзная связь: опускается союз или часть союза: «Вот еще лопнул шар у дяди, потому нажал сильно»; один союз заменяется другим: «Как мы пришли домой, мы играли в прятки»; «Я надела теплую шапку, почему что на улице холодно»; союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тети Тани, смотрим – радуга в небе».

Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. «Словообразование» - это сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем: кричать – крик; путь – путник; грузовой – грузов-ик; слабый – слаб-ость; под одеялом – под-одеялъ-ник; порядок – бес-порядок; спускать – спус-кать-ся; везти – в-везти, вы-везти, бежать – в-бежать, вы-бежать, при-бежать; тащить – в-тащитъ, вы-тащить, при-тащить.

В русском словообразовании существует морфолого-синтаксический способ. Усложняются основы и таким образом образуются новые слова[9, 34].

Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Д.Б. Эльконин рассматривал словообразование «как симптом овладения ребенком языковой действительностью». В основе детского словотворчества лежат те же закономерности, что и в основе овладения флективной системой языка. Явления словоизменений и словообразований – однопорядковые. По сути они выступают как результат работы, проводимой ребеноком по овладению языком как реальной предметной действительностью, и настоящей практикой, во время которой проходит это отражение.

Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Аналогично, словотворчество является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Это можно проследить на пимере многих слов русского языка. Детское словотворчество – наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений.

О. С. Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов:

·         часть какого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» – прыжок;

·         к корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга – «пургинки» (снежинки), помощь – «помогание», страшные – «страшность»;

·         одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «ворунишки» – вор и врунишка, «бананас» – банан и ананас.

На основе проведенного исследования А.Г. Тамбовцева приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно[26,97]. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существенные для номинации предметы и языковые отношения. Активно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. – 4 лет до 5 лет 6 мес. – 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.

К концу дошкольного возраста активность словотворчества уменьшается.

Необходим особый контроль к формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов словообразования.

Информация о работе Влияние языка на развитие личности ребенка