Внутренняя речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Роль внутренней речи как существенного звена в порождении речевого высказывания была подробно освещена такими авторами, как С.Д. Кацнельсон (1970, 1972), А.А. Леонтьев (1974), А.Н. Соколов (1962), Т.В. Ахутина (1975) и др.
Проблему исследования обозначил вопрос, - каким образом организовать работу по формированию внутренней речи.
Исходя из проблемы, были определены объект - целенаправленный процесс изучения формирования внутренней речи и предмет исследования - закономерности формирования внутренней речи.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.58 Кб (Скачать файл)

                                         ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории  психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций и столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.

Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки  зрения, считая, что, хотя мышление и  речь неразрывно связаны они представляют собой как по генезису, так и  по функционированию относительно независимые  реальности. Главный вопрос, который  сейчас обсуждают в связи с  данной проблемой,— это вопрос характере  реальной связи между мышлением  и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они  претерпевают в процессе своего раздельного  и совместного развития, вопрос о  внутренней речи.

Внутренняя речь является необходимым  этапом подготовки к внешней, развернутой  речи. На этом этапе внутренний смысл  переводится в систему развернутых  синтаксически организованных речевых  значений. Процесс перевода исходного  замысла или мысли в плавный  процесс речевого высказывания совершается  не сразу. Он требует сложного перекодирования  исходной семантической записи в  речевые синтагматические схемы, и  именно поэтому Л.С. Выготский говорил  о том, что мысль не воплощается  в слове, а совершается в слове. Решающую роль в этом процессе играет внутренняя речь.

Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной  функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Роль внутренней речи как существенного  звена в порождении речевого высказывания была подробно освещена такими авторами, как С.Д. Кацнельсон (1970, 1972), А.А. Леонтьев (1974), А.Н. Соколов (1962), Т.В. Ахутина (1975) и др.

Проблему исследования обозначил  вопрос, - каким образом организовать работу по формированию внутренней речи.

Исходя из проблемы, были определены объект - целенаправленный процесс  изучения формирования внутренней речи и предмет исследования - закономерности формирования внутренней речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1 Теоретико-методологические основы исследования внутренней речи                                                                                                                     

1.1 Соотношение мышления и речи                                                          

 «Слово - это средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л.С. Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением».

Однако мышление и речь имеют  разные генетические корни. Первоначально  они выполняли различные функции  и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная  функция. Сама речь как средство общения  возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей  в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении  содержание, передаваемое, речью, относится  к определенному классу явлений  и, следовательно, уже тем самым  предполагает их обобщенное отражение, т. е. факт мышления. Вместе с тем  такой, например, прием общения, как  указательный жест, никакого обобщения  в себе не несет и поэтому к  мысли не относится.

В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких  детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это  выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или  обобщением.

Л.С. Выготский полагал, что в  возрасте примерно около 2 лет, в отношениях между мышлением и речью наступает  критический переломный момент, речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление - речевым. Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего Ребенок впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Но эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста.

«Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что  взрослый выразил бы в развернутом  предложении, ребенок передает одним  словом. В развитии семантической (смысловой) стороны речи ребенок начинает с  целого предложения и только затем  переходит к использованию частых смысловых единиц, так и как  отдельные слова». [15]

Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику. Он раньше овладевает в речи союзами «потому что», «несмотря на», «так как», «хотя», чем смысловыми высказываниями соответствующими им. Это значит, писал Л.С. Выготский, что движение семантики и звучания слова в овладении сложными синтаксическими структурами не совпадают в развитии.

Еще более отчетливо это несовпадение выступает в функционировании развитой мысли далеко не всегда грамматическое и логическое содержание предложения  идентичны. Даже на высшем уровне развития мышления и речи, когда ребенок овладевает понятиями, происходит лишь частичное их слияние.

«Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону, в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения». [16]

Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении  слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Внутренняя речь состоит слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями».

А.Н. Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый  процесс, беспрепятственное течение  которого очень важно для реализации тех психологических функций, в  которых внутренняя речь принимает  участие. Мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь. У младших  школьниками даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка  зубами) вызывала серьезные затруднения  в чтении и понимании текста и  приводила к грубым ошибкам в  письме.

Промежуточное положение между  внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная на себя, не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны  другого человека, присутствующего  в данный момент и находящегося рядом  с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь - это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление.

1.2 Структура внутренней речи

Известно, что внутренняя речь возникает  у ребенка в тот момент, когда  он начинает испытывать определенные затруднения, когда возникает необходимость  решить ту или другую интеллектуальную задачу. Известно далее, что эта внутренняя речь появляется относительно поздно из ранее развернутой внешней  речи, на первых этапах обращенной к  собеседнику, а на дальнейших этапах обращенной к самому себе. Формирование внутренней речи претерпевает ряд этапов. Она возникает путем перехода внешней речи сначала во фрагментарную внешнюю, затем в шепотную речь и лишь после этого, наконец, становится речью для себя, приобретая свернутый характер. Известно, что по своему морфологическому строению внутренняя речь резко отличается от внешней; она имеет свернутый, аморфный характер. Внутренняя речь включает в свой состав лишь отдельные слова и их потенциальные связи. Так, если во внутренней речи есть слово "купить", то это означает, что одновременно во внутреннюю речь включены все "валентности" этого слова: "купить что-то", "купить у кого-то" и т.д.; если во внутренней речи фигурирует слово "одолжить", это означает, что у него сохраняются и все свойственные ему связи (одолжить "у кого- то", "что-то", "кому-то" и "на какое-то время"). Именно эта сохранность потенциальных связей элементов, имеющихся во внутренней речи, и служит основой развернутого речевого высказывания, которое формируется на ее основе. Следовательно, свернутая внутренняя речь сохраняет возможность вновь развертываться и превращаться в синтагматически организованную внешнюю речь. При некоторых мозговых поражениях внутренняя речь страдает, и те потенциальные лексические функции, которые связаны с входящими в нее фрагментами, распадаются. Тогда исходный замысел не может перейти в плавное, синтаксически организованное, развернутое речевое высказывание, и возникает "динамическая афазия". Больной, легко повторяющий предъявленные ему слова, вместо развернутого связного высказывания ограничивается называнием отдельных слов.

По мнению Л.С. Выготского, при возникновении  внутренней речи возникает сложное  волевое действие как саморегулирующая система, осуществляемая с помощью  собственной речи ребенка - сначала  развернутой, затем свернутой. За последние  десятилетия эти положения Л.С. Выготского были подробно прослежены в экспериментах П.Я. Гальперина и его сотрудников (1959, 1975), показавших, что всякое интеллектуальное действие начинается как развернутое материальное или материализованное действие, иначе говоря как действие, опирающееся на развернутые внешние манипуляции с предметами. Затем человек начинает использовать собственную речь и интеллектуальное действие переходит на стадию развернутой речи. Лишь вслед за этим внешняя речь сокращается, становится внутренней и начинает принимать участие в организации тех сложных видов интеллектуальной деятельности, которые П.Я. Гальперин называет "умственными действиями". Умственные действия, являющиеся основой интеллектуальной деятельности человека, создаются на основе сначала развернутой, а затем сокращенной и свернутой речи. Эти положения дают возможность подойти к решению важнейшего вопроса о внутреннем строении и происхождении волевого акта.

Внутренняя речь не является просто речью про себя, как думали психологи  в течение нескольких поколений, считавшие, что внутренняя речь - это  та же внешняя речь, но с усеченным  концом, без речевой моторики, что  она представляет собой "проговаривание про себя", строящееся по тем же законам лексики, синтаксиса и семантики, что и внешняя речь. Думать так было бы величайшей ошибкой. Подобное представление ошибочно хотя бы потому, что такая "речь про себя" была бы дублированием внешней речи. В подобном случае внутренняя речь протекала бы с той же скоростью, что и внешняя. Однако известно, что интеллектуальный акт, принятие решения, выбор нужного пути происходят довольно быстро, иногда буквально в десятые доли секунды. В этот краткий период никак нельзя проговорить про себя целую развернутую фразу и тем более целое рассуждение. Следовательно, внутренняя речь, выполняющая регулирующую или планирующую роль, имеет иное, чем внешняя, сокращенное строение. Это строение можно проследить, изучая путь превращения внешней речи во внутреннюю.

Вспомним, как строится речь ребенка, возникающая при любом затруднении. Сначала его планирующая речь носит полностью развернутый  характер. Затем она сокращается, становится фрагментарной, и тогда  во внешней шепотной речи проявляются  только обрывки этой ранее развернутой  речи. Если внимательно проследить структуру речи, переходящей из внешней во внутреннюю, можно констатировать:

Информация о работе Внутренняя речь