Военная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении сплоченности воинского коллектива как важнейшего по социальной значимости объективного показателя его социально-психологической интегрированности. Достижение этой цели предполагает решение двух основных задач:
1) теоретической
2) экспериментальной
Главная теоретическая задача – пометить контуры целостной системы интегративных процессов в воинском коллективе, рассмотреть его психологию Выявить функции, формы, особенности сплоченности в воинско

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА 4
1.1 Коллектив подразделения и его психология 4
1.2 Влияние командира подразделения на сплоченность воинского коллектива 11
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ. 16
2.1 Общая характеристика сплоченности в воинском коллективе: формы, функции и мотивация 16
2.2. Разработка методики для оценки сплоченности воинского коллектива 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 25

Файлы: 1 файл

ваничке.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)


25

 

Содержание

Стр.

Введение

Глава 1. Социально-психологическая структура воинского коллектива

1.1 Коллектив подразделения и его психология

1.2 Влияние командира подразделения на сплоченность воинского коллектива              11

Глава 2. Психологическая характеристика взаимоотношений и сплоченности в коллективе.

2.1 Общая характеристика сплоченности в воинском коллективе: формы, функции и мотивация              16

2.2. Разработка методики для оценки сплоченности воинского коллектива              20

Заключение              23

Литература              25


Введение

 

Вооруженные силы РФ имеют, как известно, разветвленную иерархическую структуру. Их членение на виды, рода, округа, другие стратегические и тактические единицы обусловлено потребностями управления, характером задач, особенностей вооружения, другими социально-экономическими и военными причинами.

В этой сложной организации особое место занимают небольшие группы военнослужащих, входящие в состав новых подразделений, штабных и других отделов и служб. Все они являются малыми социальными структурами и характеризуются тем, что составляющая их люди живут и действуют в непосредственных межличностных контактах, интенсивном групповом общении. Их деятельность носит совместных коллективный характер. Они взаимодействуют в боевой учебе, в быту, в карауле, в боевом дежурстве. Такого рода социальные общности принято называть коллективными. По мере своего становления они создают особую коллективную психологию, которая регулирует совместную жизнь и деятельность воинов.

Актуальным в этой связи становится разработать для данных коллективов определенным методы их сплочения. Поэтому так же актуальной проблемой является проблема сплоченности воинского коллектива: методы её измерения, структура, формы и т.д.

Центральная для нашего исследования проблема групповой сплоченности является весьма жизненной: налицо и знания о необходимости сплочения, и незнание (не абсолютное, но значительное) путей, средств, методов социально-психологической интеграции воинских коллективов.

Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении сплоченности воинского коллектива как важнейшего по социальной значимости объективного показателя его социально-психологической интегрированности. Достижение этой цели предполагает решение двух основных задач:

1)     теоретической

2)     экспериментальной

Главная теоретическая задача – пометить контуры целостной системы интегративных процессов в воинском коллективе, рассмотреть его психологию Выявить функции, формы, особенности сплоченности в воинском коллективе.

Главная экспериментальная задача: разработать инструментарий и провести исследование по оценке сплоченности воинского коллектива.

Формулировка проблемы, определение целей и задач исследования предъявляет особые требования к выбору объекта исследования.

Объект нашего исследования: военный коллектив солдат срочной службы военной базы п.Шайковки.

Предмет исследования: мера групповой сплоченности исследуемого коллектива.

Структура работы будет следующая: работа состоит из трех глав: двух теоретических и одной практической; введения и заключения.

Во введении изложены цели, задачи, предмет, объект исследования и т.д.

В первой главе раскрывается социально-психологическая структура воинского коллектива, его психология, влияние на него командира подразделения

Во второй главе дается психологическая характеристика сплоченности в воинском коллективе: её формы, функции, мотивация. Так же во второй главе будет разработан подробный инструментарий оценки групповой сплоченности.

В третьей главе будет проведена социометрическая экспериментальная методика оценки сплоченности воинского коллектива п.Шойковки.

В заключении будут изложены основные выводы по работе.

Проблема групповой сплоченности является достаточно хорошо разработанной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественном психологии данную проблему разрабатывали Андреева Г.М., Бодалев А.А., наибольшее влияние данному вопросу посвятил Донцов А.И. «Проблемы групповой сплоченности». Из зарубежных исследователей можно назвать Г.Бройнинга, У.Мастенбруна.

Данное исследование не претендует на принципиальную новизну, однако проблема воинской сплоченности является весьма интересной и практически значимой для исследователя.


Глава 1. Социально-психологическая структура воинского коллектива

1.1 Коллектив подразделения и его психология

«Коллектив» – понятие латинского происхождения, означающего «собранность», т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальность.

Коллективом принято называть малые группы, члены которых объединены духовным, психологическими связями, делового, служебного, межличностного содержания, которые общими усилиями обеспечивают получение социально ценностного результата своей деятельности. Хорошо выражают дух коллектива такие слова, как «то­варищество», «воинское братство», «ротная семья».

Идея связи, как стержневая в понятии коллектива, не случайна. Именно взаимные связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, актив­ность и жизненность объединения, членами которого они ста­новятся. В свою очередь, духовные связи между членами кол­лектива зависят от того, как они воспринимают себя, друг друга, как относятся к общей цели и деятельности.

Малые группы всегда играют исключительно важную роль в жизни людей, организаций и всего общества. Они не только объединяют и тем самым умножают человеческие силы в интересах определенной деятельности. Они необходимы для полноценной жизни каждого человека, для достижения защи­щенности, обеспечения условий гармоничного развития чело­века, усвоения социального и военно-профессионального опыта, его сохранения и обогащения. Следует подчеркнуть, что кол­лектив выступает главным фактором в развитии исключи­тельно важной макрохарактеристики человека, утверждения его как личности.

Существует два основных подхода к психологическому изучению коллектива. Согласно первому из них коллектив представляется как социальное (надиндивидуальное, надличностное) образование, нечто самостоятельное, не сводимое к совокупности составляющих его членов: юридическое лицо, субъект конкретной деятельности или всего труда. Этот под­ход может быть назван «антропоморфным», потому что кол­лектив рассматривается как целостный социальный субъект, жизнь и деятельность которого воспроизводит активность каждого своего члена и за счет ее сам существует.

С позиции второго подхода коллектив воспринимается как социально-психологическая среда жизни и деятельности чело­века, среда, которую люди создают друг для друга. Сторонни­ки этого подхода предпочитают говорить не о группах и кол­лективах, а о «личности в группе». Эта концепция выражает личностно-ориентированную точку зрения на коллектив.

Обе позиции не свободны от крайностей как теоретичес­кого, так и практического порядка. Первая позиция может вести к недооценке личности, абсолютизации «единства», что опасно нивелированием человеческой индивидуальности, стрем­лением добиться того, чтобы все воины не только действовали, но и были «как один», на одно лицо. Между тем известно, что именно в коллективе происходит необходимая для полноценно­го развития и естественная для человека личностная диффе­ренциация. По мере формирования коллектива за воинами закрепляются определенные социально-психологические роли, объединяющие в себе потребности коллектива и личности.

Каждый человек вносит в совместную жизнь и службу свои взгляды на актуальные проблемы, предлагает способы их решения. Он предоставляет в распоряжение коллектива свои способности и обращается за помощью в связи со свои­ми собственными трудностями. Всё это — и взгляды, и пред­полагаемые решения, и способности, и трудности — очень индивидуально. Поэтому единство, без которого нет ни кол­лектива, ни группы, достигается не путем выравнивания во­еннослужащих, а на основе согласования различий, поиска психологической совместимости, максимального учета и по­ощрения межличностных симпатий, привязанностей и накоп­ленного опыта совместной деятельности, сотрудничества. Там, где прямолинейно и грубо проводятся в жизнь «единые тре­бования», там не может идти речь о коллективе, потому что подавляется его основная «составляющая» — уникальная су­губо индивидуальная человеческая феноменальность, уничто­жается необходимое для коллектива межличностное разнооб­разие.

Военнослужащие, входящие в состав отделения, расчета, экипажа, взвода, роты и т.д., связываются друг с другом прежде всего функционально на основе выполнения единой военно-профессиональной деятельности. Причем разделение их действий на индивидуальные функции (обязанности) осу­ществляется так, чтобы был обеспечен единый контекст воин­ского труда, чтобы воины были «тщательно прилажены» друг к другу, а в конечном итоге чтобы все это дало возможность эффективно выполнить общую задачу и получить единый груп­повой результат. Служебно-деловые связи соединяют воинов как исполнителей определенных функций, каждая из кото­рых, будучи усвоенной, становится стержнем военной специ­альности, должности, той или иной роли при выполнении от­дельной задачи. [1]

Служебно-функциональные роли воинов и связи между ними образуют военно-профессиональную, деятельностную структуру подразделения. На ее базе и дополнительно к ней формируются другие звенья общей социально-психологичес­кой структуры, предназначение которых состоит в скрепле­нии, связывании воинов в единое целое, именуемое воинским коллективом, который выступает целостным субъектом воин­ского труда. В его рамках достигается обеспечение индивиду­альных потребностей конкретного военнослужащего в разно­образном по содержанию и формам общении и отношениях: дружбе, признании, уважении, самоутверждении. Можно также сказать, что эти — непосредственно не деятельностные, как бы дополнительные — компоненты социально-психологиче­ской структуры ориентированы на поддержание и обогаще­ние жизни коллектива, повышение его устойчивости и способ­ности к развитию. Благодаря им достигается определенная независимость коллектива от содержания военно-профессио­нальной деятельности, его готовность переориентироваться на новые задачи. Если военно-профессиональные роли и пер­сонифицированные связи между ними, представленные в виде отношений управления, координации, взаимодействия, высту­пают в качестве профессионально-деятельностного каркаса психологической структуры коллектива, то личностные роли и межличностные связи между воинами являются жизнен­ным, эмоционально-волевым «наполнением» этого каркаса. Следовательно, структура воинского коллектива имеет два взаимосвязанных, дополняющих друг друга, но разных пси­хологических комплекса. Один из них ориентирован на дея­тельность коллектива, решаемые им задачи, второй — на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Оба они необходимы, отсутствие или слабость одного отрицатель­но сказывается на другом и на коллективе в целом. Скажем, неразвитость деятельностного комплекса психологической структуры лишает подразделение пригодности к дружным, слаженным действиям. В то же время вносится разлад в дру­жеские и товарищеские отношения, ослабляется нравственно-эмоциональная целостность коллектива, его психологическая устойчивость. Дефицит личностного фактора во взаимоотно­шениях воинов (слабость второго комплекса психологической структуры коллектива) отчуждает их от подразделения, оно не рассматривается как боевая семья, товарищеская среда, и поэтому ослабевает мотивация совместной службы и деятель­ности.

Если выделить основные социально-психологические при­знаки сформированности воинского коллектива, то, исполь­зуя их в качестве критериев и показателей, можно опреде­лить уровень его развития. В качестве основных социально-психологических признаков воинского коллектива примем следующие: общая военно-профессиональная деятельность; со­ответствие деятельности социально значимым целям и зада­чам военной службы; опосредование межличностных отноше­ний целями, ценностями и содержанием воинского труда; един­ство и сплоченность воинов; наличие определенной органи­зационной формы объединения военнослужащих; согласован­ность и учет основных интересов всех членов воинского кол­лектива; устойчивость и гармоничность отношений, основан­ных на взаимной контактности и ответственности, самоуправ­ляемости, а также признании не только социально значимых приоритетов, но и индивидуальных потребностей каждого чле­на воинского коллектива.

По данным признакам можно судить об уровне развития воинского коллектива. Воинский коллектив высокого уровня развития отличается от других присутствием вполне опреде­ленных характеристик. Он характеризуется прежде всего ста­бильностью, т.е. боевой и социально-психологической устой­чивостью, которая обусловливается сплоченностью личного состава. А сплоченность в свою очередь является следствием приверженности воинов к одним и тем же нравственным цен­ностям (патриотизм, воинский долг, дисциплина), деловому (служебному) единству, или слаженности, и личной дружбе.[2]

Второй характеристикой воинского коллектива высокого уровня развития можно назвать социально-ценностную ори­ентацию интересов, целей и всего уклада жизнедеятельности. Другими словами — это его здоровое морально-психологи­ческое состояние. Только при наличии этих двух признаков та или иная совокупность людей может быть отнесена к коллек­тиву. Внутренняя целостность, интегрированность — обяза­тельное, но недостаточное условие коллективности, потому что остается под вопросом содержание и направленность вне­шних связей, отношение группы к общественным ценностям, ее ориентация на цели и задачи общества, государства. Во­оруженных Сил.

В качестве важной характеристики воинского коллекти­ва выступает его способность гармонизировать интересы, цен­ности и потребности конкретного военнослужащего с общими социальными целями и задачами военной службы. Сформированность такой характеристики коллектива дает фундамен­тальное основание для его мотивированного сплочения и ак­тивного участия в данной работе каждого военнослужащего. Принадлежность воина к коллективу, который кровно заин­тересован в наилучшем удовлетворении потребностей своих членов, активизирует их участие в решении всех задач, сто­ящих перед данным коллективом.

Информация о работе Военная психология