Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа
Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении сплоченности воинского коллектива как важнейшего по социальной значимости объективного показателя его социально-психологической интегрированности. Достижение этой цели предполагает решение двух основных задач:
1) теоретической
2) экспериментальной
Главная теоретическая задача – пометить контуры целостной системы интегративных процессов в воинском коллективе, рассмотреть его психологию Выявить функции, формы, особенности сплоченности в воинско
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА 4
1.1 Коллектив подразделения и его психология 4
1.2 Влияние командира подразделения на сплоченность воинского коллектива 11
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ. 16
2.1 Общая характеристика сплоченности в воинском коллективе: формы, функции и мотивация 16
2.2. Разработка методики для оценки сплоченности воинского коллектива 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 25
25
Содержание
Стр.
Введение
Глава 1. Социально-психологическая структура воинского коллектива
1.1 Коллектив подразделения и его психология
1.2 Влияние командира подразделения на сплоченность воинского коллектива 11
Глава 2. Психологическая характеристика взаимоотношений и сплоченности в коллективе.
2.1 Общая характеристика сплоченности в воинском коллективе: формы, функции и мотивация 16
2.2. Разработка методики для оценки сплоченности воинского коллектива 20
Заключение 23
Литература 25
Вооруженные силы РФ имеют, как известно, разветвленную иерархическую структуру. Их членение на виды, рода, округа, другие стратегические и тактические единицы обусловлено потребностями управления, характером задач, особенностей вооружения, другими социально-экономическими и военными причинами.
В этой сложной организации особое место занимают небольшие группы военнослужащих, входящие в состав новых подразделений, штабных и других отделов и служб. Все они являются малыми социальными структурами и характеризуются тем, что составляющая их люди живут и действуют в непосредственных межличностных контактах, интенсивном групповом общении. Их деятельность носит совместных коллективный характер. Они взаимодействуют в боевой учебе, в быту, в карауле, в боевом дежурстве. Такого рода социальные общности принято называть коллективными. По мере своего становления они создают особую коллективную психологию, которая регулирует совместную жизнь и деятельность воинов.
Актуальным в этой связи становится разработать для данных коллективов определенным методы их сплочения. Поэтому так же актуальной проблемой является проблема сплоченности воинского коллектива: методы её измерения, структура, формы и т.д.
Центральная для нашего исследования проблема групповой сплоченности является весьма жизненной: налицо и знания о необходимости сплочения, и незнание (не абсолютное, но значительное) путей, средств, методов социально-психологической интеграции воинских коллективов.
Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении сплоченности воинского коллектива как важнейшего по социальной значимости объективного показателя его социально-психологической интегрированности. Достижение этой цели предполагает решение двух основных задач:
1) теоретической
2) экспериментальной
Главная теоретическая задача – пометить контуры целостной системы интегративных процессов в воинском коллективе, рассмотреть его психологию Выявить функции, формы, особенности сплоченности в воинском коллективе.
Главная экспериментальная задача: разработать инструментарий и провести исследование по оценке сплоченности воинского коллектива.
Формулировка проблемы, определение целей и задач исследования предъявляет особые требования к выбору объекта исследования.
Объект нашего исследования: военный коллектив солдат срочной службы военной базы п.Шайковки.
Предмет исследования: мера групповой сплоченности исследуемого коллектива.
Структура работы будет следующая: работа состоит из трех глав: двух теоретических и одной практической; введения и заключения.
Во введении изложены цели, задачи, предмет, объект исследования и т.д.
В первой главе раскрывается социально-психологическая структура воинского коллектива, его психология, влияние на него командира подразделения
Во второй главе дается психологическая характеристика сплоченности в воинском коллективе: её формы, функции, мотивация. Так же во второй главе будет разработан подробный инструментарий оценки групповой сплоченности.
В третьей главе будет проведена социометрическая экспериментальная методика оценки сплоченности воинского коллектива п.Шойковки.
В заключении будут изложены основные выводы по работе.
Проблема групповой сплоченности является достаточно хорошо разработанной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественном психологии данную проблему разрабатывали Андреева Г.М., Бодалев А.А., наибольшее влияние данному вопросу посвятил Донцов А.И. «Проблемы групповой сплоченности». Из зарубежных исследователей можно назвать Г.Бройнинга, У.Мастенбруна.
Данное исследование не претендует на принципиальную новизну, однако проблема воинской сплоченности является весьма интересной и практически значимой для исследователя.
«Коллектив» – понятие латинского происхождения, означающего «собранность», т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальность.
Коллективом принято называть малые группы, члены которых объединены духовным, психологическими связями, делового, служебного, межличностного содержания, которые общими усилиями обеспечивают получение социально ценностного результата своей деятельности. Хорошо выражают дух коллектива такие слова, как «товарищество», «воинское братство», «ротная семья».
Идея связи, как стержневая в понятии коллектива, не случайна. Именно взаимные связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизненность объединения, членами которого они становятся. В свою очередь, духовные связи между членами коллектива зависят от того, как они воспринимают себя, друг друга, как относятся к общей цели и деятельности.
Малые группы всегда играют исключительно важную роль в жизни людей, организаций и всего общества. Они не только объединяют и тем самым умножают человеческие силы в интересах определенной деятельности. Они необходимы для полноценной жизни каждого человека, для достижения защищенности, обеспечения условий гармоничного развития человека, усвоения социального и военно-профессионального опыта, его сохранения и обогащения. Следует подчеркнуть, что коллектив выступает главным фактором в развитии исключительно важной макрохарактеристики человека, утверждения его как личности.
Существует два основных подхода к психологическому изучению коллектива. Согласно первому из них коллектив представляется как социальное (надиндивидуальное, надличностное) образование, нечто самостоятельное, не сводимое к совокупности составляющих его членов: юридическое лицо, субъект конкретной деятельности или всего труда. Этот подход может быть назван «антропоморфным», потому что коллектив рассматривается как целостный социальный субъект, жизнь и деятельность которого воспроизводит активность каждого своего члена и за счет ее сам существует.
С позиции второго подхода коллектив воспринимается как социально-психологическая среда жизни и деятельности человека, среда, которую люди создают друг для друга. Сторонники этого подхода предпочитают говорить не о группах и коллективах, а о «личности в группе». Эта концепция выражает личностно-ориентированную точку зрения на коллектив.
Обе позиции не свободны от крайностей как теоретического, так и практического порядка. Первая позиция может вести к недооценке личности, абсолютизации «единства», что опасно нивелированием человеческой индивидуальности, стремлением добиться того, чтобы все воины не только действовали, но и были «как один», на одно лицо. Между тем известно, что именно в коллективе происходит необходимая для полноценного развития и естественная для человека личностная дифференциация. По мере формирования коллектива за воинами закрепляются определенные социально-психологические роли, объединяющие в себе потребности коллектива и личности.
Каждый человек вносит в совместную жизнь и службу свои взгляды на актуальные проблемы, предлагает способы их решения. Он предоставляет в распоряжение коллектива свои способности и обращается за помощью в связи со своими собственными трудностями. Всё это — и взгляды, и предполагаемые решения, и способности, и трудности — очень индивидуально. Поэтому единство, без которого нет ни коллектива, ни группы, достигается не путем выравнивания военнослужащих, а на основе согласования различий, поиска психологической совместимости, максимального учета и поощрения межличностных симпатий, привязанностей и накопленного опыта совместной деятельности, сотрудничества. Там, где прямолинейно и грубо проводятся в жизнь «единые требования», там не может идти речь о коллективе, потому что подавляется его основная «составляющая» — уникальная сугубо индивидуальная человеческая феноменальность, уничтожается необходимое для коллектива межличностное разнообразие.
Военнослужащие, входящие в состав отделения, расчета, экипажа, взвода, роты и т.д., связываются друг с другом прежде всего функционально на основе выполнения единой военно-профессиональной деятельности. Причем разделение их действий на индивидуальные функции (обязанности) осуществляется так, чтобы был обеспечен единый контекст воинского труда, чтобы воины были «тщательно прилажены» друг к другу, а в конечном итоге чтобы все это дало возможность эффективно выполнить общую задачу и получить единый групповой результат. Служебно-деловые связи соединяют воинов как исполнителей определенных функций, каждая из которых, будучи усвоенной, становится стержнем военной специальности, должности, той или иной роли при выполнении отдельной задачи. [1]
Служебно-функциональные роли воинов и связи между ними образуют военно-профессиональную, деятельностную структуру подразделения. На ее базе и дополнительно к ней формируются другие звенья общей социально-психологической структуры, предназначение которых состоит в скреплении, связывании воинов в единое целое, именуемое воинским коллективом, который выступает целостным субъектом воинского труда. В его рамках достигается обеспечение индивидуальных потребностей конкретного военнослужащего в разнообразном по содержанию и формам общении и отношениях: дружбе, признании, уважении, самоутверждении. Можно также сказать, что эти — непосредственно не деятельностные, как бы дополнительные — компоненты социально-психологической структуры ориентированы на поддержание и обогащение жизни коллектива, повышение его устойчивости и способности к развитию. Благодаря им достигается определенная независимость коллектива от содержания военно-профессиональной деятельности, его готовность переориентироваться на новые задачи. Если военно-профессиональные роли и персонифицированные связи между ними, представленные в виде отношений управления, координации, взаимодействия, выступают в качестве профессионально-
Если выделить основные социально-психологические признаки сформированности воинского коллектива, то, используя их в качестве критериев и показателей, можно определить уровень его развития. В качестве основных социально-психологических признаков воинского коллектива примем следующие: общая военно-профессиональная деятельность; соответствие деятельности социально значимым целям и задачам военной службы; опосредование межличностных отношений целями, ценностями и содержанием воинского труда; единство и сплоченность воинов; наличие определенной организационной формы объединения военнослужащих; согласованность и учет основных интересов всех членов воинского коллектива; устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной контактности и ответственности, самоуправляемости, а также признании не только социально значимых приоритетов, но и индивидуальных потребностей каждого члена воинского коллектива.
По данным признакам можно судить об уровне развития воинского коллектива. Воинский коллектив высокого уровня развития отличается от других присутствием вполне определенных характеристик. Он характеризуется прежде всего стабильностью, т.е. боевой и социально-психологической устойчивостью, которая обусловливается сплоченностью личного состава. А сплоченность в свою очередь является следствием приверженности воинов к одним и тем же нравственным ценностям (патриотизм, воинский долг, дисциплина), деловому (служебному) единству, или слаженности, и личной дружбе.[2]
Второй характеристикой воинского коллектива высокого уровня развития можно назвать социально-ценностную ориентацию интересов, целей и всего уклада жизнедеятельности. Другими словами — это его здоровое морально-психологическое состояние. Только при наличии этих двух признаков та или иная совокупность людей может быть отнесена к коллективу. Внутренняя целостность, интегрированность — обязательное, но недостаточное условие коллективности, потому что остается под вопросом содержание и направленность внешних связей, отношение группы к общественным ценностям, ее ориентация на цели и задачи общества, государства. Вооруженных Сил.
В качестве важной характеристики воинского коллектива выступает его способность гармонизировать интересы, ценности и потребности конкретного военнослужащего с общими социальными целями и задачами военной службы. Сформированность такой характеристики коллектива дает фундаментальное основание для его мотивированного сплочения и активного участия в данной работе каждого военнослужащего. Принадлежность воина к коллективу, который кровно заинтересован в наилучшем удовлетворении потребностей своих членов, активизирует их участие в решении всех задач, стоящих перед данным коллективом.