Военная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении сплоченности воинского коллектива как важнейшего по социальной значимости объективного показателя его социально-психологической интегрированности. Достижение этой цели предполагает решение двух основных задач:
1) теоретической
2) экспериментальной
Главная теоретическая задача – пометить контуры целостной системы интегративных процессов в воинском коллективе, рассмотреть его психологию Выявить функции, формы, особенности сплоченности в воинско

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА 4
1.1 Коллектив подразделения и его психология 4
1.2 Влияние командира подразделения на сплоченность воинского коллектива 11
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ. 16
2.1 Общая характеристика сплоченности в воинском коллективе: формы, функции и мотивация 16
2.2. Разработка методики для оценки сплоченности воинского коллектива 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 25

Файлы: 1 файл

ваничке.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

К числу основных социально психологических явлений в воинском коллективе относятся сплоченность. Сплоченность между воинами является одним из центральных компонентов психологии воинского коллектива. На этой основе складываются и проявляются многие другие социальные феномены. Воинская сплоченность является элементом более сложной структуры социальных или общественных отношений.

Под сплоченностью воинского коллектива понимается единство мнений, представлений, оценок, позиций и отношений военнослужащих к наиболее значимым факторам, событиям, явлениям, затрагивающими жизнь подразделений или отдельных воинов, которые во взаимосвязи решаются на практике, обеспечивая боевую сплоченность, высокое морально-психологическое состояние, организованность, воинскую дисциплину.

Сплоченность воинского коллектива выступает одновременно показателем и результатом достижения конкретного уровня равзития групповой психологии.

Производственные, политические и другие виды служебных отношений существуют независимо от межличностных отношений. Однако реализовываться в жизни и деятельнсоти конкретного коллектива, они могут лишь посредством тех отношений, в которых он вступает с другими, т.е. через сплоченность. Это важный момент, на который следует обратить внимание офицеру-руководителю.

Групповая сплоченность в воинском коллективе выступает в двух основных формах:

Во-первых, это официальная формальная сплоченность. Она определяется структурой подразделения, которая определяет в нем функции каждого воина, объем его обязанностей, прави и ответственности. Официальная сплоченность является как бы внешней по отношению к воинам, поскольку они задаются извне посредством законов, уставов, инструкция, распоряжений. Структура формальных взаимоотношений предопределена объективными связями военнослужащих, образующихся в ходе совместной деятельности. Её основу составляют отношения руководства и подчинения, сотрудничество в процессе совместной воинской деятельности.[8]

Во-вторых, товарищеская, дружеская форма сплоченности, не требующая формальных отношений.

Учет социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих позволяет более осмысленно, с учетом практической целесообразности проанализировать взаимосвязь тех явлений, которые характеризуют воинскую обязанность.

Особенности сплоченности в воинском коллективе определяется спецификой воинской деятельности коллектива и индивидуально-психологическим характеристиками воинов, его составляющих. К особенностям воинской сплоченности прежде всего относятся ведущая роль официальных служебных отношений по сравнению с неофициальными В трудовом коллективе подчиненный в случае существенного несовпадения его официальных и неофициальных отноше­ний с начальником имеет более широкие возможности ре­гулирования своего поведения и деятельности по сравне­нию с военнослужащим, оказавшимся в такой ситуации В воинском коллективе заметно более глубока, детальна и однозначна регламентация официальных отношений меж­ду военнослужащими по сравнению с трудовым коллекти­вом. Особенностью сплоченности воинском коллекти­ве является то, что она формируется не только на основе совместной деятельности военнослужащих, но также и со­вместного решения бытовых проблем, коллективного про­ведения досуга. Строгая регламентация жизни и деятель­ности воинов, наличие в коллективе только мужчин накла­дывают свой отпечаток на содержание и формы взаимоот­ношений между ними, делают их более жесткими. Многонациональность воинского коллектива повышает важность здоровых межнациональных отношений в формировании хорошего социально-психологического климата.

Важнейшей особенностью сплоченности является то, что эмоциональный компонент играет в их формирова­нии весьма заметную роль. Этого нет в других видах отно­шений, таких, как производственные, политические, и т.д. Содержание, степень выраженности эмоций и чувств, кото­рые военнослужащие могут переживать по отношению друг к другу, чрезвычайно разнообразны. Это глубокое чувство уважения, готовность пожертвовать ради друга всем, и без­различие, и ненависть. Все многообразие эмоций и чувств, связанных с межличностными отношениями, можно харак­теризовать по различным признакам. Основным среди них считается то, в каком направлении воздействуют эмоции и чувства на отношение к сослуживцу: в положительном или отрицательном. С этой точки зрения эмоции и чувства можно разделить на две большие группы. В первую очередь в них входят эмоции и чувства, способствующие взаимодействию военнослужащих. Это прежде всего чувство симпатии к другому, чувство уважения, положительные эмоции, возни­кающие как следствие высокой оценки его нравственных, деловых и других качеств. Вторую группу составляют эмо­ции и чувства, препятствующие сотрудничеству военнослу­жащих К ним относятся чувство антипатии, чувство пре­зрения, другие негативные эмоции, возникающие как следствие низкой оценки нравственных, деловых и других ка­честв сослуживца

В процессе совместной жизни и деятельности для воен­нослужащих важен прогноз качества деятельности и по­ступков сослуживцев. Поскольку в воинском коллективе все его члены в той или иной степени зависимы друг от друга, такой прогноз является одним из важных факторов дости­жения личного успеха отдельным воином, позволяет ему чувствовать себя в коллективе уверенно, способствует ре­шению задач, стоящих перед коллективом в целом. Поэто­му важной функцией сплоченности является прогноз на их основе деятельности и поведения сослужив­цев. Если один военнослужащий оценивает другого как порядочного человека и хорошего специалиста, то у него вырабатывается к этому воину соответствующее отноше­ние. При попадании этих воинов в ситуацию, которая тре­бует совместных усилий в деятельности и поведении, они осуществляют прогноз возможных действий друг друга на основе тех межличностных отношений, которые у них сфор­мировались ранее. Если воин рассчитывает на то, что он будет сотрудничать с сослуживцем, то он ставит одни цели совместной деятельности. Если же воин прогнозирует, что взаимодействие по своему характеру будет скорее всего соперничеством или даже противоборством, то он будет рассчитывать на достижение других целей.

Еще одной функцией сплоченности является регулярный характер. Суть ее заключается в том, что про­гноз воином отношения сослуживцев к его делам и поступ­кам выступает одним из факторов, определяющих харак­тер его будущего воинского труда и поведения. Мотивация сплоченности с точки зрения ее направленности может быть трех видов.

1. Мотивация «на дело». Воин с такой мотивацией боль­ше заинтересован в достижении высоких результатов дея­тельности. Личные преимущества, которые он может полу­чить при достижении хороших результатов деятельности, его заботят в меньшей степени. Такого воина интересует и увлекает сам процесс деятельности.

2. Мотивация «на себя». При такой мотивации воин больше всего нацелен на личный успех, на получение лично им тех материальных и духовных благ, в которых он нуж­дается. Даже индивидуальное достижение высоких резуль­татов деятельности рассматривается военнослужащим как средство получения в последующем каких-либо преиму­ществ Успех сослуживцев, коллектива в целом волнует его в гораздо меньшей степени, чем личный результат. Есте­ственно, что при такой мотивации характер отношений во­ина с сослуживцами будет иным, чем при доминировании мотивации «на дело».

3. Мотивация «на взаимоотношения». При такой моти­вации воин прежде всего учитывает то, как оценят его дей­ствия окружающие. Для него важно поддерживать со все­ми хорошие отношения. Если такой воин попадает в ситуа­цию, требующую либо пойти на конфликт с другим воен­нослужащим, либо пожертвовать интересами дела, то он обычно жертвует интересами дела.

Обычно в «чистом» виде какой-либо один вид мотива­ции у конкретного воина присутствует редко. Более харак­терным является наличие одновременно двух-трех видов мотивов. Однако среди мотивов различной направленности какой-либо один является преобладающим. Из этого сле­дует, что практически всегда при определении того, как ему поступить в конкретной сведущий, воин учитывает воз­можное влияние своего поступка на взаимоотношения с сослуживцами. Если же мотивация «на взаимоотношения» является доминирующей, то фактически именно взаимоот­ношения с окружающими определяют деятельность и пове­дение воина.[9]

Поэтому знание взаимоотношений между воинами, умение их регулировать окажут существенную помощь офи­церу-руководителю в обеспечении эффективной деятельно­сти подразделения.

2.2. Разработка методики для оценки сплоченности воинского коллектива

 

Изучить сплоченность в воинском коллективе не так просто. Многое из неё не лежит на поверхности. Изучение будет более успешным, если использовать методы, разработанные психологией.

При оценке групповой сплоченности можно в той или иной степени использовать все основные методы психологической науки; наблюдение, эксперимент, опрос и т.д. Но не все они имеют одинаковую эффективность при оценке взаимоотношений.

Пожалуй, самым популярным методом изучения сплоченности является социологический. Суть его проста:

1)     Составляется анкета по предлагаемым критериям;

2)     Опрашиваемый воин выражает свое отношение к другим членам коллектива через: «+» — положительный выбор {же­лание сотрудничать); «—» — отрицательный выбор (уклоне­ние от сотрудничества); «О» — отсутствие выбора (нейтраль­ное отношение).

Общая последовательность подготовки и проведения социометрического опроса выглядит следующим образом:

1. Подготовительный этап: определение проблемы, со­стояние которой необходимо изучить; определение, кого для этого необходимо опросить; изучение социально-демографи­ческих данных коллектива; формулировка социометрических критериев; определение количества выборов, делаемых каждым опрашиваемым; разработка социометрической кар­точки.

2. Основной этап: разъяснение опрашиваемым проце­дуры опроса; заполнение опрашиваемыми индивидуальных социометрических карточек; сбор офицером-руководителем социометрических карточек.

3. Завершающий этап: построение социоматрицы, социограммы, вычисление индексов; проверка надежности полученных данных; анализ результатов опроса, формули­ровка выводов и рекомендаций.

Существенным для метода является то, что взаимовы­боры осуществляются по отношению к определенной дея­тельности. Социометрическим критерием называется цен­ностное суждение, моделирующее тот или иной вид дея­тельности военнослужащих и позволяющее более опреде­ленно выразить их оценку сослуживцев при социометрическом опросе. Он формулируется в виде вопросов, ответ на которые и служит основанием для установления струк­туры взаимоотношений. Следует так формулировать кри­терий, чтобы его смысл по возможности более полно отве­чал социальному и моральному содержанию отношений между воинами и был связан с конкретной деятельностью, где эти взаимоотношения могут проявиться.

Критерий считается положительным, если предполага­ется объединение воинов для какой-либо совместной дея­тельности («С кем бы вы хотели выполнять это задание?»). Критерий считается отрицательным, если предполагается выделение из коллектива лиц (лица), с которым опрашива­емый не хотел бы заниматься одной деятельностью. («С кем бы вы не хотели выполнять это задание?»).

В практической деятельности молодого офицера часто возникает задача — выявить неформальную структуру ав­торитетности, вскрыть отношения лидерства и подчинения, основанные на процессах межличностного влияния. Для этих целей можно использовать следующие критерии: «Кого из взвода вы бы выбрали в качестве руководителя при выпол­нении ответственной задачи?» и т.д. Возможны вопросы с требованием отрицательного выбора.

Следующим этапом в методике социометрического оп­роса является определение величины ограничения возмож­ных выборов. Когда требуется получить полную картину взаимоотношений в коллективе, разрешается делать нео­граниченное число выборов. Достоинство такого подхода — возможность получить информацию о всем многообразии межличностных связей в подразделении. Недостатки: во-первых, связей в группе из 20 человек так много, что без ЭВМ их анализировать трудно; во-вторых, велика вероят­ность получения случайных выборов. Если офицера инте­ресуют лишь наиболее выраженные элементы взаимоотно­шений, то вводится ограничение числа выборов. Для группы в 20—25 воинов обычная величина ограничения — 4—5 выборов. Достоинством такой процедуры является доста­точная надежность получаемых данных, малая трудоемкость статистической обработки. К недостаткам можно отнести невозможность раскрыть все многообразие взаимоотноше­ний в группе.


Заключение

 

В проведенном нами исследовании была затронута лишь одна, но центральная из поставленных в теоретической части проблем – проблема изучения сплоченности как такой социально-психологической общности индивидов, которая детерминирована социально-значимыми содержательными характеристиками совместной деятельности. Целесообразность и актуальность подобного подхода к изучению групповой сплоченности обусловлены рядом причин. Во-первых, здесь открывается один из путей экспериментальной реализации понимания воинского коллектива как социальной группы, где «… в качестве определяющих, пишет В.А. Петровский, - выступают взаимодействия и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. её резальным содержанием».

Анализ исследований проблемы сплоченности в зарубежной (прежде всего, американской) социальной психологии показал, что методологическая основа её решения находится в тесной взаимосвязи с более общими социальными ориентациями западной науки в целом. В настоящий момент накоплен огромный эмпирический материал, однако многие, порой оригинальные и изобретательные экспериментальные работы страдают пестротой и неопределенностью исходных теоретических конструкций, отсутствие единой концепции групповой сплоченности. В настоящей работе была предпринята попытка обозначить контуры единой теоретической схемы анализа интегративных процессов в воинском коллективе и совместной деятельности как главной образующей групповой сплоченности.

Это позволило в качестве существенного направления социально-психологического анализа сплоченности воинского коллектива выделить исследование предметно-детерминированных целостно-интегративных процессов в общей системе внутригрупповой активности. Эти процессы являются функции целостно-нормативной социальной регуляции совместной деятельности. Согласованность предметно-ценностных оснований внутригрупповой активности представляет системы совместной деятельности и может быть рассмотрено как наиболее глубокая основа и объективный показатель групповой сплоченности воинского коллектива.

Информация о работе Военная психология