Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа
Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении сплоченности воинского коллектива как важнейшего по социальной значимости объективного показателя его социально-психологической интегрированности. Достижение этой цели предполагает решение двух основных задач:
1) теоретической
2) экспериментальной
Главная теоретическая задача – пометить контуры целостной системы интегративных процессов в воинском коллективе, рассмотреть его психологию Выявить функции, формы, особенности сплоченности в воинско
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА 4
1.1 Коллектив подразделения и его психология 4
1.2 Влияние командира подразделения на сплоченность воинского коллектива 11
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ. 16
2.1 Общая характеристика сплоченности в воинском коллективе: формы, функции и мотивация 16
2.2. Разработка методики для оценки сплоченности воинского коллектива 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 25
Существование коллектива, его повседневная деятельность и быт, а также развитие, рост предполагают наличие совместной психической активности воинов. Это коллективная мыслительная работа, обмен впечатлениями и переживаниями, совместное волевое напряжение для преодоления трудностей и т.д. Эту групповую психическую активность, а также ее духовные результаты обычно называют коллективной психологией.
Некоторые результаты, прежде всего, совместной умственной работы — общие взгляды и позиции воинов по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их формирования -называют общественным мнением коллектива. Иногда в этом случае говорят об общественной (коллективной) мысли, коллективном разуме. Другим духовным результатом совместной психической активности и всей деятельности является система внутриколлективных взаимоотношений. К психологии коллектива относятся также его традиции (устоявшиеся способы коллективного решения определенных проблем, имеющих циклический характер и связанных с поддержанием коллектива на достигнутом уровне развития).[3]
Коллективная психология характеризуется известными качествами и всегда определенным состоянием, которое принято называть настроением коллектива. Настроение - это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности личного состава к тем или иным действиям, уровень его энтузиазма, энергии. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы, и тогда оно становится доминирующим фактором поведения, которое плохо поддается рациональному воздействию, убеждению. Возможно возникновение паники, которой предшествуют и сопутствуют дезорганизация коллективной психологии, ослабление и утрата ее регулярной роли. Иногда случается превращение более или менее организованных групп в толпы растерянных людей, которые теряют управление, в результате чего действуют агрессивно и разрушительно или легко поддаются панике.
Люди, собравшись по каким-то причинам вместе, сосредоточившись пространственно, уже в силу одного этого обстоятельства не могут действовать независимо друг от друга. Они вынуждены в своих решениях и поступках принимать во внимание не только сам факт присутствия и активности других, но и использовать новые возможности, которые являются результатом социальной ситуации. Собрание людей предполагает их взаимодействие, или общение. В коллективе вся внутренняя жизнь и совместная деятельность строится на основе развитого межличностного и общегруппового общения.
Под общением понимают обмен между воинами информацией, а вместе с ней и на ее базе — чувствами и воздействиями друг на друга. Все это делается в целях познания (в том числе обучения), изменения эмоционального состояния партнеров, подготовки и осуществления совместного действия, а также упрочения взаимоотношений того или иного типа. Как видно из приведенного определения, общение — это явление огромного общесоциального и индивидуально-группового значения. Оно — как кровообращение или обмен веществ в живом организме, с тем, однако, отличием, что имеет информационную, а не вещественную природу. Благодаря общению человек развивается духовно и физически, сплачиваются и эффективно действуют группы, создаются и передаются от поколения к поколению материальные и духовные ценности. На почве общения строится вся общественная жизнь, политическая и экономическая деятельность, военное дело Это возможно только в сплоченном коллективе. Говоря о сплоченности в воинских коллективах, мы исходим прежде всего из специфического характера их деятельности.
Под сплоченностью воинского коллектива (личного состава подразделения) понимается единство мнений, представлении, оценок, позиции и отношений военнослужащих к наиболее значимым факторам, событиям, явлениям, затрагивающим жизнь подразделения или отдельных воинов, которые во взаимосвязи реализуются на практике, обеспечивая боевую слаженность, высокое морально-психологическое состояние, организованность и воинскую дисциплину. Сплоченность воинского коллектива выступает одновременно показателем и результатом достижения конкретного уровня развития групповой психологии.
Психологическую основу сплочения воинов составляют уставные взаимоотношения между ними. Они складываются в процессе совместной службы и повседневной жизни. Общность социально-психологических черт, учитываемая командирами (начальниками), является благоприятной предпосылкой для сближения военнослужащих. При этом важно видеть, что в подразделении (части) проходят службу воины, воспитанные в разных социокультурных средах, имеющие неодинаковый жизненный опыт, принадлежащие к различным национальностям, этническим, религиозным и другим формациям и группам. Данный ретроспективный фактор значительно влияет на взгляды, установки, позиции, поведение и действия военнослужащих.
Следовательно, необходимо иметь в виду, что на отношение каждого воина к своей роли в воинском коллективе существенно влияет весь его доармейский жизненный путь, который проходил в социально, как правило, и в национально специфическом окружении. Национальное окружение, как хранитель национальной культуры, традиций и обычаев, играет при этом заметную роль. Но только в том случае, если оно в ходе взаимодействия человека с ним воспринимается и осмысливается как свое собственное, востребованное. Если же связи с таким окружением отвергаются, то он просто не будет носителем национального. Здесь важно выяснить истинное отношение военнослужащего к национальному, этническому, религиозному и другим неординарным феноменам.[4]
От влияния данного неординарного психологического фактора может зависеть динамика воплощения в жизнь возможностей сплочения личного состава. При целенаправленном формировании воинского коллектива динамическая характеристика сплочения военнослужащих, как показывает опыт, приобретает позитивно выраженные измерения.[5]
Офицер, как должностное лицо со своими функциональными обязанностями, несет ответственность за то, как налажено общение и взаимодействие воинов в подчиненном подразделении, а также за содержание, структуру и состояние коллективной психологии в целом. Он не сможет эффективно руководить, если будет действовать методами административного давления и голого принуждения, пока не разберется в особенностях климата своего подразделения, не учтет его моральное состояние, не поймет расстановку людей и характер их взаимозависимостей и влияний. Более того, полноценное руководство коллективом не ограничивается собственно организаторской деятельностью, состоящей в планировании и обеспечении совместной боевой и другой работы и мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач. Оно включает, кроме того, еще и регулирование внутренних, социально-психологических процессов, сплочение личного состава, повышение его боевого духа, укрепление дисциплины, предупреждение и разрешение деструктивных конфликтов и решение ряда других психологических проблем.
Все это — своего рода «внутреннее руководство». Оно заключается в воздействии на основные элементы коллективной психологии: общественное мнение, взаимоотношения, традиции, настроения и связанные с ними коммуникативные процессы (общение и взаимодействие). Внутреннее руководство является важным фактором, обеспечивающим нормальное функционирование и развитие психологии воинского коллектива.
В настоящее время, по мере того как психологический нигилизм в командно-организаторской деятельности исчезает, внимание командиров подразделений все больше поворачивается к психологии коллектива. Все отчетливее осознаётся необходимость взять под свой контроль социально-психологические процессы, освободить их от аморальных и противоправных влияний, обеспечить их здоровое развитие и поставить на службу интересам боевой готовности и благополучия личности воина.
Методы регулирования социально-психологических явлений отличаются от тех, которые широко используются для организации воинской деятельности. Здесь, например, очень ограничены возможности приказного воздействия, прямого требования, запрета. Еще никому не удавалось добиться, скажем, укрепления воинской дисциплины приказом, запрещающим впредь какие бы то ни было нарушения уставного порядка. Приказом нельзя создать или ликвидировать традицию, то или иное общественное мнение, настроение. Тем не менее управление социально-психологической сферой коллектива возможно и необходимо. Если от этого дела устраняется командир, то оно переходит к кому-то из рядовых воинов, который, как водится, может преследовать при этом не всегда благородные цели.[6]
Руководство коллективной сплоченности осуществляется двумя основными способами. Прежде всего управляющий эффект достигается тем, что командир стремится выявить и использовать психологические факторы, благоприятствующие решению стоящих задач. Он опирается на готовность общественного мнения к определенным переменам и действиям, поддерживает полезные тенденции, вытекающие из внутри-коллективных традиций, учитывает сложившиеся взаимоотношения при расстановке личного состава, дает возможность здоровым элементам коллективного настроения проявить себя в действии. Благодаря такой тактике командирского поведения не только обеспечивается мощная психологическая поддержка его планам, не только более успешно решаются учебные, боевые и другие задачи, но и изменяется сама коллективная психология. Коллектив начинает играть более активную роль во всех вопросах службы и быта. Напротив, игнорирование социально-психологических факторов приводит к тому, что механизмы внутриколлективной жизни слабеют или же меняют свою содержательную ориентацию: общественная мысль и воля перестают служить делу боевой подготовки и воинской дисциплины. Коллективный интерес переключается на побочные явления и принимает нередко извращенные, социально вредные формы. Следовательно, первый способ управления психологией воинского коллектива заключается в том, чтобы создать условия, при которых она активно работает. Первостепенным из необходимых условий является доверие к возможностям общественности, поручение ей серьезных задач, внимательное отношение к предложениям актива, решительный отказ от демонстрации показного демократизма.
Вторым способом воздействия на сплоченность подразделений является корректировка групповых установок и позиций, налаживание, смягчение и укрепление взаимоотношений между отдельными воинами и группами (категориями), облагораживание традиций, подъем настроения и т.д. Эти задачи вполне разрешимы, если учитываются закономерности, свойственные внутриколлективным процессам. Например, динамика общественного мнения по конкретному вопросу поддается корректировке, если офицер не навязывает подчиненным свою волю, а дает им возможность совместно разобраться в существе дела, сформулировать и высказать свой взгляд, ознакомиться с позициями сослуживцев, уточнить свое восприятие проблемы и благодаря этому достигнуть согласия и принять правильную ориентацию. Командиру подразделения достаточно организовать дискуссию по вопросу, требующему коллективной позиции, и руководить ее ходом, поддерживая и закрепляя продвижение коллективной мысли в нужном направлении.
Не исключается, конечно, и более привычный способ формирования общественного мнения, состоящий в том, что основные идеи, которые должны лечь в его основу, исходят от командира, им разъясняются и внедряются в сознание подчиненных. Он достаточно эффективен, если офицер пользуется авторитетом, если проблема, требующая выражения общественной позиции, не терпит отлагательства. К этому способу прибегают также и тогда, когда обстановка не позволяет проводить коллективные дискуссии. Следует предпочесть названный метод в подразделении, личный состав которого пока еще недостаточно сплочен, не приучен к совместной умственной деятельности, не готов к достижению согласия демократическим путем.
Управление взаимоотношениями — это работа, направленная на обеспечение их законности, нравственности и гуманизма, на соблюдение уставных норм общения и взаимодействия подчиненных. Осуществляя регуляцию взаимоотношений, офицер заботится о том, чтобы они были функциональными, конструктивными, т.е. способствовали успешному выполнению задач боевой учебы, поддержанию боеготовности, укреплению дисциплины. Эта работа включает:
непрерывный контроль за состоянием и качеством отношений между воинами и группами, накопление, анализ и обобщение сведений, позволяющих сделать вывод об определенных тенденциях в этой области, о наличии слабых мест, угрожающих конфликтами и всякими эксцессами, и принять необходимые меры;
введение в состав коллектива новых людей, молодого пополнения, ознакомление его с нормами и традициями подразделения, помощь в установлении служебных и личных контактов, предупреждение неправильного отношения со стороны «старожилов»;
предупреждение и преодоление деструктивных эмоциональных конфликтов, не решающих какой-либо проблемы, а являющихся продуктом минутного раздражения, низкой культуры общения;
организацию дискуссий для достижения согласия, принятия взаимоприемлемых решений по принципиальным вопросам, разделяющим коллектив на группы с конфликтными интересами и целями;
индивидуальную и групповую работу с военнослужащими, восприимчивыми к традициям «дедовщины», склонными к проявлению власти над сослуживцами;
поддержку традиций и норм, которые закрепляют гуманные, товарищеские отношения, забота о том, чтобы эпизодические проявления помощи, выручки, поддержки военнослужащими друг друга становились традиционными формами коллективной жизни.
Как показывают исследования, проведенные военными психологами, одним неэффективных средств диагностики и коррекции сплоченности в воинском коллективе может стать активное социально-психологическое обучение военнослужащих, комплексным методом которого является социально-психологический тренинг (СПТ). Он отличается явной практической направленностью, позволяет в довольно короткие сроки решить целый комплекс задач, связанных не только с совершенствованием личности воина, но и с формированием таких важных характеристик подразделений, как их сплоченность, здоровый психологический климат, социально-психологическая устойчивость.[7]