Военная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении сплоченности воинского коллектива как важнейшего по социальной значимости объективного показателя его социально-психологической интегрированности. Достижение этой цели предполагает решение двух основных задач:
1) теоретической
2) экспериментальной
Главная теоретическая задача – пометить контуры целостной системы интегративных процессов в воинском коллективе, рассмотреть его психологию Выявить функции, формы, особенности сплоченности в воинско

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА 4
1.1 Коллектив подразделения и его психология 4
1.2 Влияние командира подразделения на сплоченность воинского коллектива 11
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ. 16
2.1 Общая характеристика сплоченности в воинском коллективе: формы, функции и мотивация 16
2.2. Разработка методики для оценки сплоченности воинского коллектива 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 25

Файлы: 1 файл

ваничке.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Существование коллектива, его повседневная деятельность и быт, а также развитие, рост предполагают наличие совмес­тной психической активности воинов. Это коллективная мыс­лительная работа, обмен впечатлениями и переживаниями, совместное волевое напряжение для преодоления трудностей и т.д. Эту групповую психическую активность, а также ее духовные результаты обычно называют коллективной психо­логией.

Некоторые результаты, прежде всего, совместной умствен­ной работы — общие взгляды и позиции воинов по принципи­альным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их формирования -называют общественным мнением коллектива. Иногда в этом случае говорят об общественной (коллективной) мысли, кол­лективном разуме. Другим духовным результатом совмест­ной психической активности и всей деятельности является си­стема внутриколлективных взаимоотношений. К психологии коллектива относятся также его традиции (устоявшиеся спо­собы коллективного решения определенных проблем, имею­щих циклический характер и связанных с поддержанием кол­лектива на достигнутом уровне развития).[3]

Коллективная психология характеризуется известными качествами и всегда определенным состоянием, которое при­нято называть настроением коллектива. Настроение - это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются боль­шей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности личного состава к тем или иным действиям, уровень его энтузиазма, энергии. Быва­ет, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы, и тогда оно стано­вится доминирующим фактором поведения, которое плохо поддается рациональному воздействию, убеждению. Возмож­но возникновение паники, которой предшествуют и сопут­ствуют дезорганизация коллективной психологии, ослабление и утрата ее регулярной роли. Иногда случается превращение более или менее организованных групп в толпы растерянных людей, которые теряют управление, в результате чего дей­ствуют агрессивно и разрушительно или легко поддаются па­нике.

Люди, собравшись по каким-то причинам вместе, сосре­доточившись пространственно, уже в силу одного этого об­стоятельства не могут действовать независимо друг от друга. Они вынуждены в своих решениях и поступках принимать во внимание не только сам факт присутствия и активности дру­гих, но и использовать новые возможности, которые являют­ся результатом социальной ситуации. Собрание людей пред­полагает их взаимодействие, или общение. В коллективе вся внутренняя жизнь и совместная деятельность строится на ос­нове развитого межличностного и общегруппового общения.

Под общением понимают обмен между воинами инфор­мацией, а вместе с ней и на ее базе — чувствами и воздействи­ями друг на друга. Все это делается в целях познания (в том числе обучения), изменения эмоционального состояния парт­неров, подготовки и осуществления совместного действия, а также упрочения взаимоотношений того или иного типа. Как видно из приведенного определения, общение — это явление огромного общесоциального и индивидуально-группового зна­чения. Оно — как кровообращение или обмен веществ в жи­вом организме, с тем, однако, отличием, что имеет информа­ционную, а не вещественную природу. Благодаря общению человек развивается духовно и физически, сплачиваются и эффективно действуют группы, создаются и передаются от поколения к поколению материальные и духовные ценности. На почве общения строится вся общественная жизнь, полити­ческая и экономическая деятельность, военное дело Это воз­можно только в сплоченном коллективе. Говоря о сплоченно­сти в воинских коллективах, мы исходим прежде всего из специфического характера их деятельности.

Под сплоченностью воинского коллектива (личного со­става подразделения) понимается единство мнений, представ­лении, оценок, позиции и отношений военнослужащих к наи­более значимым факторам, событиям, явлениям, затрагиваю­щим жизнь подразделения или отдельных воинов, которые во взаимосвязи реализуются на практике, обеспечивая боевую слаженность, высокое морально-психологическое состояние, организованность и воинскую дисциплину. Сплоченность воинского коллектива выступает одновременно показателем и результатом достижения конкретного уровня развития груп­повой психологии.

Психологическую основу сплочения воинов составляют уставные взаимоотношения между ними. Они складываются в процессе совместной службы и повседневной жизни. Общ­ность социально-психологических черт, учитываемая коман­дирами (начальниками), является благоприятной предпосыл­кой для сближения военнослужащих. При этом важно видеть, что в подразделении (части) проходят службу воины, воспи­танные в разных социокультурных средах, имеющие неодина­ковый жизненный опыт, принадлежащие к различным наци­ональностям, этническим, религиозным и другим формациям и группам. Данный ретроспективный фактор значительно вли­яет на взгляды, установки, позиции, поведение и действия военнослужащих.

Следовательно, необходимо иметь в виду, что на отноше­ние каждого воина к своей роли в воинском коллективе суще­ственно влияет весь его доармейский жизненный путь, кото­рый проходил в социально, как правило, и в национально специфическом окружении. Национальное окружение, как хранитель национальной культуры, традиций и обычаев, иг­рает при этом заметную роль. Но только в том случае, если оно в ходе взаимодействия человека с ним воспринимается и осмысливается как свое собственное, востребованное. Если же связи с таким окружением отвергаются, то он просто не будет носителем национального. Здесь важно выяснить ис­тинное отношение военнослужащего к национальному, этни­ческому, религиозному и другим неординарным феноменам.[4]

От влияния данного неординарного психологического фак­тора может зависеть динамика воплощения в жизнь возмож­ностей сплочения личного состава. При целенаправленном формировании воинского коллектива динамическая характе­ристика сплочения военнослужащих, как показывает опыт, приобретает позитивно выраженные измерения.[5]

 

1.2 Влияние командира подразделения на сплоченность воинского коллектива

 

Офицер, как должностное лицо со своими функциональ­ными обязанностями, несет ответственность за то, как нала­жено общение и взаимодействие воинов в подчиненном под­разделении, а также за содержание, структуру и состояние коллективной психологии в целом. Он не сможет эффективно руководить, если будет действовать методами администра­тивного давления и голого принуждения, пока не разберется в особенностях климата своего подразделения, не учтет его моральное состояние, не поймет расстановку людей и харак­тер их взаимозависимостей и влияний. Более того, полноцен­ное руководство коллективом не ограничивается собственно организаторской деятельностью, состоящей в планировании и обеспечении совместной боевой и другой работы и мобилиза­ции личного состава на выполнение поставленных задач. Оно включает, кроме того, еще и регулирование внутренних, соци­ально-психологических процессов, сплочение личного соста­ва, повышение его боевого духа, укрепление дисциплины, предупреждение и разрешение деструктивных конфликтов и решение ряда других психологических проблем.

Все это — своего рода «внутреннее руководство». Оно за­ключается в воздействии на основные элементы коллективной психологии: общественное мнение, взаимоотношения, традиции, настроения и связанные с ними коммуникативные процессы (общение и взаимодействие). Внутреннее руководство является важным фактором, обеспечивающим нормальное функциони­рование и развитие психологии воинского коллектива.

В настоящее время, по мере того как психологический нигилизм в командно-организаторской деятельности исчезает, внимание командиров подразделений все больше поворачи­вается к психологии коллектива. Все отчетливее осознаётся необходимость взять под свой контроль социально-психоло­гические процессы, освободить их от аморальных и противо­правных влияний, обеспечить их здоровое развитие и поста­вить на службу интересам боевой готовности и благополучия личности воина.

Методы регулирования социально-психологических явлений отличаются от тех, кото­рые широко используются для организации воинской дея­тельности. Здесь, например, очень ограничены возможности приказного воздействия, прямого требования, запрета. Еще никому не удавалось добиться, скажем, укрепления воинской дисциплины приказом, запрещающим впредь какие бы то ни было нарушения уставного порядка. Приказом нельзя со­здать или ликвидировать традицию, то или иное обществен­ное мнение, настроение. Тем не менее управление социально-психологической сферой коллектива возможно и необходимо. Если от этого дела устраняется командир, то оно переходит к кому-то из рядовых воинов, который, как водится, может преследовать при этом не всегда благородные цели.[6]

Руководство коллективной сплоченности осуществляется двумя основными способами. Прежде всего управляющий эффект достигается тем, что командир стремится выявить и использовать психологические факторы, благоприятствующие решению стоящих задач. Он опирается на готовность обще­ственного мнения к определенным переменам и действиям, поддерживает полезные тенденции, вытекающие из внутри-коллективных традиций, учитывает сложившиеся взаимоот­ношения при расстановке личного состава, дает возможность здоровым элементам коллективного настроения проявить себя в действии. Благодаря такой тактике командирского поведе­ния не только обеспечивается мощная психологическая под­держка его планам, не только более успешно решаются учеб­ные, боевые и другие задачи, но и изменяется сама коллек­тивная психология. Коллектив начинает играть более актив­ную роль во всех вопросах службы и быта. Напротив, игно­рирование социально-психологических факторов приводит к тому, что механизмы внутриколлективной жизни слабеют или же меняют свою содержательную ориентацию: общественная мысль и воля перестают служить делу боевой подготовки и воинской дисциплины. Коллективный интерес переключается на побочные явления и принимает нередко извращенные, со­циально вредные формы. Следовательно, первый способ уп­равления психологией воинского коллектива заключается в том, чтобы создать условия, при которых она активно работает. Первостепенным из необходимых условий является доверие к возможностям общественности, поручение ей серьезных задач, внимательное отношение к предложениям актива, решитель­ный отказ от демонстрации показного демократизма.

Вторым способом воздействия на сплоченность подразделений является корректировка групповых установок и пози­ций, налаживание, смягчение и укрепление взаимоотношений между отдельными воинами и группами (категориями), обла­гораживание традиций, подъем настроения и т.д. Эти задачи вполне разрешимы, если учитываются закономерности, свой­ственные внутриколлективным процессам. Например, дина­мика общественного мнения по конкретному вопросу подда­ется корректировке, если офицер не навязывает подчинен­ным свою волю, а дает им возможность совместно разоб­раться в существе дела, сформулировать и высказать свой взгляд, ознакомиться с позициями сослуживцев, уточнить свое восприятие проблемы и благодаря этому достигнуть согла­сия и принять правильную ориентацию. Командиру подраз­деления достаточно организовать дискуссию по вопросу, тре­бующему коллективной позиции, и руководить ее ходом, под­держивая и закрепляя продвижение коллективной мысли в нужном направлении.

Не исключается, конечно, и более привычный способ фор­мирования общественного мнения, состоящий в том, что ос­новные идеи, которые должны лечь в его основу, исходят от командира, им разъясняются и внедряются в сознание подчи­ненных. Он достаточно эффективен, если офицер пользуется авторитетом, если проблема, требующая выражения обще­ственной позиции, не терпит отлагательства. К этому способу прибегают также и тогда, когда обстановка не позволяет про­водить коллективные дискуссии. Следует предпочесть названный метод в подразделении, личный состав которого пока еще недостаточно сплочен, не приучен к совместной умствен­ной деятельности, не готов к достижению согласия демокра­тическим путем.

Управление взаимоотношениями — это работа, направ­ленная на обеспечение их законности, нравственности и гума­низма, на соблюдение уставных норм общения и взаимодей­ствия подчиненных. Осуществляя регуляцию взаимоотношений, офицер заботится о том, чтобы они были функциональными, конструктивными, т.е. способствовали успешному выполне­нию задач боевой учебы, поддержанию боеготовности, укреп­лению дисциплины. Эта работа включает:

      непрерывный контроль за состоянием и качеством от­ношений между воинами и группами, накопление, анализ и обобщение сведений, позволяющих сделать вывод об опреде­ленных тенденциях в этой области, о наличии слабых мест, угрожающих конфликтами и всякими эксцессами, и принять необходимые меры;

      введение в состав коллектива новых людей, молодого пополнения, ознакомление его с нормами и традициями под­разделения, помощь в установлении служебных и личных кон­тактов, предупреждение неправильного отношения со сторо­ны «старожилов»;

      предупреждение и преодоление деструктивных эмоци­ональных конфликтов, не решающих какой-либо проблемы, а являющихся продуктом минутного раздражения, низкой куль­туры общения;

      организацию дискуссий для достижения согласия, при­нятия взаимоприемлемых решений по принципиальным воп­росам, разделяющим коллектив на группы с конфликтными интересами и целями;

      индивидуальную и групповую работу с военнослужа­щими, восприимчивыми к традициям «дедовщины», склонны­ми к проявлению власти над сослуживцами;

      поддержку традиций и норм, которые закрепляют гу­манные, товарищеские отношения, забота о том, чтобы эпизо­дические проявления помощи, выручки, поддержки военнос­лужащими друг друга становились традиционными формами коллективной жизни.

Как показывают исследования, проведенные военными психологами, одним неэффективных средств диагностики и коррекции сплоченности в воинском коллективе может стать активное социально-психологическое обучение военнослужащих, комплексным методом которого является социально-психологический тренинг (СПТ). Он от­личается явной практической направленностью, позволяет в довольно короткие сроки решить целый комплекс задач, свя­занных не только с совершенствованием личности воина, но и с формированием таких важных характеристик подразделе­ний, как их сплоченность, здоровый психологический климат, социально-психологическая устойчивость.[7]


Глава 2. Психологическая характеристика взаимоотношений и сплоченности в коллективе.

2.1 Общая характеристика сплоченности в воинском коллективе: формы, функции и мотивация

Информация о работе Военная психология