Воспитание и развитие детей 3 лет жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение и исследование особенностей воспитания детей трехлетнего возраста.

Объектом исследования является воспитание детей трехлетнего возраста. Предмет исследования: особенности воспитания детей трёх лет жизни.
К задачам данной работы относится:
1) рассмотреть психологический портрет детей трёх лет,
2) определить особенности воспитания детей трёхлетнего возраста,
3) привести варианты игр-занятий по воспитанию детей трёх лет жизни
4) выбрать методические рекомендации по организации воспитания детей трехлетнего возраста.

Файлы: 1 файл

воспитание и развитие детей 3 лет.docx

— 62.72 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Было бы ошибкой считать, что 3-й год - более легкий период в развитии и воспитании ребенка, потому что кроха повзрослел, а, следовательно, родителям намного легче с ним «договориться». Это, конечно, так, но при условии, что взрослые знают особенности этого удивительного периода - периода высоких достижений и уникальной строптивости, непослушания. В этом периоде начинается формирование личности. Малышу необходимо, чтобы с ним считались как «с равным». В нем зарождается потребность реализации своего «Я» в практической самостоятельности. Зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого. Эти высокие потребности делают человека человеком, и, конечно, возникновение их и реализация на З-м году имеет свои неповторимые особенности. Родителям и воспитателям необходимо знать о них и тщательно подготовиться к радостям и возможным огорчениям третьего года жизни ребенка.

В педагогике этот год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка - к концу третьего года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания.

Нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается перед его взором в окружающем мире и формирует его эмоции, постепенно переводить чувственный опыт в речь.

Цель работы: рассмотрение и исследование особенностей воспитания детей трехлетнего возраста.

 

Объектом исследования является воспитание детей трехлетнего возраста. Предмет исследования: особенности воспитания детей трёх лет жизни.

К задачам данной работы относится:

1) рассмотреть  психологический портрет детей трёх лет,

2) определить  особенности воспитания детей трёхлетнего возраста,

3) привести  варианты игр-занятий по воспитанию  детей трёх лет жизни

4) выбрать  методические рекомендации по  организации воспитания детей трехлетнего возраста.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

1 Характеристика детей трех лет жизни

 

1.1 Психологический портрет трехлетнего ребенка

 

Мышление ребенка на третьем году жизни [6, c. 32] непосредственно связано с восприятием - он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит именно восприятию. Поведение и сознание целиком определяются тем, что воспринимает ребенок здесь и сейчас. Все переживания сосредоточены на окружающих его предметах и явлениях.

Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Активно используя ее, они открывают самые разнообразные связи предметов и явлений окружающего мира. Внешние, практически ориентированные действия служат основой и исходным пунктом для становления всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (сравнение разных предметов, воздействие одних предметов на другие и пр.) дают чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Конечно, опыт этот не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия. Однако вот что важно: предметы выступают здесь не только со стороны своих практически-потребительных функций, но и со стороны своих абстрактных, общих свойств. Действия с ними способствуют вычленению их существенных и функциональных признаков.

Зрительные ориентировочные действия, которые сложились в процессе манипулирования, во многом определяют существующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия эти направлены на такие свойства предмета, как форма и величина, именно эти признаки - главные для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет значения для узнавания предметов. Малыш ориентируется только на форму, на общий контур изображений. Однако это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета. Просто цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.

Особое значение для развития наглядно-действенного мышления имеют действия, которые называют соотносящими. Иными словами, действия с двумя и более предметами, когда необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов - их форму, величину, твердость, местоположение и пр. Уже в конце младенчества ребенок начинает совершать действия с двумя предметами - нанизывает колечки, ставит одно на другое, складывает и пр. Но в этих действиях он еще не учитывает свойств предметов - не выбирает и не подбирает нужные в соответствии с их формой и величиной, не пытается расположить в определенном порядке.

Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается выполнить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с формой и размером, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определенном порядке - сначала собрать самую маленькую, а потом вложить ее в большую и т.д.

Действия эти должны регулироваться и направляться тем результатом, который следует получить, - готовой пирамидкой или матрешкой. Но ребенок еще не может представить готовый результат и подчинять ему свои действия. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия могут выполняться разными способами в зависимости от того, как учит взрослый. Если ребенок просто подражает, т.е. выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в присутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы малыш научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы сам подбирал и соединял части в требуемом порядке. Важно сначала заинтересовать его предметом, стимулировать желание действовать с ним. Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Так, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней половинке и обнаружив, что она не подходит, пытается, тем не менее, добиться результата силой - втиснуть неподходящие части. Однако, убедившись в несостоятельности, начинает примеривать, опробовать разные части. До тех пор, пока не найдет нужную деталь. Здесь сами игрушки как бы подсказывают, какая деталь подходит. Вот почему игрушки эти называют автодидактическими (или самообучающими). Рано или поздно с помощью внешних ориентировочных действий ребенок получит нужный результат.

От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойство одного предмета, например величина одного кольца пирамидки, превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Способность эта проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке - подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

Зарождение самосознания [8, c. 53] вызывает иное отношение ребенка к взрослым. Впервые у него появляется стремление действовать как взрослый, выполнять его роль, властвовать, подобно взрослому, над вещами и событиями. Возросшие возможности приводят ребенка в противоречие со сложившимися ранее формами общения и деятельности. Это противоречие названо кризисом 3 лет. Основное проявление кризиса - требование самостоятельности, противопоставление своих желаний желаниям взрослых. Однако осознание детьми своих возросших возможностей не соответствует самим этим возможностям, которые не позволяют им реально сравняться со взрослыми, выполнять «взрослую» деятельность. Поэтому разрешению кризиса, удовлетворению сложившейся потребности ребенка в новом типе участия в жизни взрослых (участия на равных основаниях) способствует переход к сюжетно-ролевой игре, в которой он не осуществляет, а изображает действия и взаимоотношения взрослых. Сюжетно-ролевая игра, к которой ребенок обращается в конце раннего возраста, становится ведущим видом его деятельности. В ней выражаются основные его потребности и интересы, формируются новые черты личности и совершенствуются психические качества, в ней зарождаются новые виды детской деятельности.

На 3-м году жизни у ребенка появляются постоянные образцы для сравнения - это хорошо знакомые ему предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Предметы треугольной формы ребенок, например, определяет как домик, а круглые - как мячик.

В психологии этот период жизни называют кризисом 3-х лет. Кризис 3-х лет относится к числу самых острых. Острый он не только для ребенка, но в большей степени для родителя. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Ребенок вроде уже и говорит и ходит, и кушает зубками, но родители не понимают его так же, как в период, когда он просто криком орал из-за невозможности сказать. Родители просто сбиты с толку поведением своего чада.

Возрастной кризис, конечно, проходит, как и любой другой. Но всё же, вооружившись знанием об основных симптомах этого кризиса, можно пережить этот переломный момент гораздо легче и безболезненнее.

Основные симптомы:

Негативизм.

На любое ваше предложение ребёнок старается ответить словом «нет». Вы его зовете кушать – он отвечает, нет, через полчаса он уже приходит на кухню, всем своим важным показывая, что вот сейчас он проголодался. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

Упрямство.

Каждый из нас часто встречает в магазине разрывающегося от плача ребенка из-за того, что родители отказываются ему купить что-то. Вы сразу подумаете – «какой невоспитанный ребёнок», скорее всего ребенку около 3-х лет. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

Строптивость.

Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Ребенок начинает баловаться, кувыркаться, когда вы смотрите телевизор или готовите ужин, или ещё хуже, когда к вам приходят гости.

Своеволие.

Стремится все делать сам. Он сам мажет бутерброд, завязывает шнурки, заправляет постель. Это связано с первыми проявлениями взрослости ребёнка. Он начинает понимать разницу между детьми и взрослыми, и стремится к похожести на последних.

Протест-бунт.

Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Он грубит бабушке, пререкается с мамой, даже сверстники не обходят этот протест стороной. Группа маленьких кризисников в песочнице часто ссорятся. Не дают играть в свои игрушки, и дерутся, робко размахивая лопатками.

Симптом обесценивания

Кризис трех лет проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Отказывается признать свою неправоту и попросить прощения за грубость даже под угрозой лишения шоколада.

Деспотизм.

Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Безудержными рыданиями, дерзким обращением, капризностью. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

 

1.2 Физическое развитие и формирование самостоятельности

 

Быстрый темп физического развития, характерный для первых двух лет жизни, на третьем году замедляется. В среднем за  год ребенок прибавляет в весе 2 кг, рост его увеличивается на 7-8 см. К трем годам рост ребенка -93-94 см, вес колеблется в пределах 14,2-14,6 кг. Изменяются пропорции тела (рост увеличивается в основном за счет длины ног), дети становятся стройнее. Продолжается окостенение, совершенствуется функционирование всех органов, что делает ребенка физически более выносливым [9, c. 37]. Однако дети третьего года жизни, хотя они и значительно крепче двухлетних, еще часто подвержены заболеваниям.

Совершенствуется деятельность центральной нервной системы, что проявляется в увеличении работоспособности: дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 20 мин. Ребенок уже может сдержаться, не заплакать, даже если ему больно. Малыши, поступающие в детское учреждение после двух лет, сравнительно быстро привыкают к режиму дня, общему укладу жизни.

Третий год жизни - это период активного совершенствования качества имеющихся движений. Более координированными становятся движения руки и пальцев. Дети самостоятельно и аккуратно едят, правильно держат карандаш, могут расстегнуть и застегнуть пуговицы. Совершенствование ходьбы заключается в развитии координации движений ног и рук. Дети могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде. Ребенок согласует свои движения с внешними условиями. Происходит совершенствование и таких движений, как бег, лазание, бросание.

Малыш много двигается, не может длительное время сохранять неподвижность, но быстро устает от однообразных движений. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности детей, в частности мягкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны детям. Нельзя предлагать им висеть на руках (что часто допускают родители), прыгать с высоты, требовать длительного повторения одних и тех же движений. Взрослый должен своевременно переключать детей от подобных движений на более спокойные игры [12, c. 21].

Информация о работе Воспитание и развитие детей 3 лет жизни