Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 12:13, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение и исследование особенностей воспитания детей трехлетнего возраста.
Объектом исследования является воспитание детей трехлетнего возраста. Предмет исследования: особенности воспитания детей трёх лет жизни.
К задачам данной работы относится:
1) рассмотреть психологический портрет детей трёх лет,
2) определить особенности воспитания детей трёхлетнего возраста,
3) привести варианты игр-занятий по воспитанию детей трёх лет жизни
4) выбрать методические рекомендации по организации воспитания детей трехлетнего возраста.
Воспитатель использует разнообразные средства для развития движений детей. Среди них - режимные процессы: умывание, одевание, кормление. Постоянное и частое повторение разнообразных и сложных движений, которые ребенку приходится выполнять во время этих процессов, делают его более ловким.
Эффективным средством развития движений является игровая деятельность. Во время игры дети проделывают самые разнообразные движения: ползают на четвереньках, изображая какое-либо животное, догоняют друг друга и т. д. На прогулке им нередко приходится преодолевать препятствия.
Весьма важны для развития движений общеукрепляющие упражнения, которые дети выполняют на физкультурных занятиях в положениях стоя, сидя, лежа.
В игровой комнате должно быть достаточно места, чтобы дети могли свободно бегать, играть в мяч и другие подвижные игры. В их пользовании должны быть игрушки, способствующие развитию движений: мячи различных размеров, трехколесные велосипеды, всевозможные тележки, автомобили. На участке следует иметь специальные пособия - шестигранник, доски необходимой ширины.
Программа воспитания в детском саду определяет следующие ведущие линии в развитии детей третьего года жизни: активная направленность на выполнение действия без помощи взрослого, простейшие формы выражения самостоятельности; дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и появление элементарных видов речевых суждений об окружающем; образование новых форм отношений между детьми, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.
На третьем году жизни самостоятельность детей формируется интенсивно. «Я сам», - говорит малыш. Если взрослые не удовлетворяют желание ребенка действовать самостоятельно, то часто возникают капризы, упрямство или вредная привычка к бездеятельному состоянию, постоянному ожиданию помощи окружающих.
Самые элементарные проявления самостоятельности у детей 2-3 лет тесно связаны с содержанием их деятельности. Они выражаются в независимых от взрослого действиях, направленных на выполнение определенной задачи.
Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит один-два эпизода из жизни. На занятиях дети самостоятельно придумывают и осуществляют постройку; при выполнении трудовых поручений помогают воспитателю вынести на участок игрушки, расставить тарелки с хлебом перед обедом, покормить рыбок, птичку и т. д. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми. Ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь [7, c. 41].
Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность - важное и сложное качество личности.
В целях успешного развития самостоятельности детей воспитатель знакомит малышей с определенными небольшими обязанностями: например, не разбрасывать игрушки, по просьбе взрослого собирать их, расставлять по местам, беречь одежду, не шуметь, когда занимается часть детей, и т. п. Он обогащает малышей знаниями и умениями, необходимыми в самообслуживании при пользовании игрушками, обращении со сверстниками и взрослыми. Следует специально создавать условия, чтобы дети могли применять свои знания, проявить самостоятельность, например, одеть куклу для прогулки, завернуть себе рукава перед мытьем рук.
Обучать детей самостоятельности можно, показывая им реальные действия (мытье рук, пользование полотенцем), а также инсценировки с игрушками (одевание и кормление куклы и т. п.). При этом важна оценка, поощрение ребенка, привлечение внимания других детей к проявлениям самостоятельности.
По мере накопления детьми конкретных сведений взрослые меньше показывают, а чаще прибегают к словесному указанию. Вначале объяснение носит более подробный характер, но постепенно становится возможным ограничиться краткими напоминаниями.
В процессе организации самостоятельной деятельности детей воспитатель от прямого подсказа, чем заняться («покорми куклу, покатай ее в машине»), переходит к использованию наводящих вопросов: «Разве твоя дочка еще не выспалась? Может быть, пора вставать, чтобы не опоздать в детский сад?»
Формирование самостоятельности - сложный процесс. Недостаточно добиваться, чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения, научились совместно играть, оказывать помощь друг другу. Необходимо еще сформировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными сведениями и умениями.
На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их переживаниями. Обобщенное значение для детей начинают приобретать не только слова, обозначающие предметы и действия, связанные с непосредственным чувственным опытом, но и обозначающие качества, свойства предметов. Так, на вопрос «Кто летает?» ребенок отвечает: «Бабочка летает, муха летает, самолет летает» (2 года 9 мес). Или воспитатель говорит: «У тебя красное платьице, а где еще ты видишь красный цвет?» Ребенок отвечает: «Красный флажок, бантик у Люды, красные кубики, а еще арбуз бывает красный».
Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения: «На улице холодно, надо надеть пальто», «Снег, как сахар» и т. п. О незнакомом взрослом человеке, который проверяет пульс у ребенка, дети спрашивают: «Он что, доктор?»
Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением. Детей уже нужно побуждать к группировке однородных предметов, которые можно назвать одним словом (мебель, посуда, игрушки) [13, c. 70].
Малышей учат понимать разнообразные вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Во что одет?», «Что везет?», «Почему?..», «Когда?..», «Зачем?..»
Ребенок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэтому в повседневном общении с малышом нужно побуждать его рассказывать о празднике, прогулке и пр. [11, c.52].
Словарь детей растет так быстро, что трудно поддается точному учету. К трем годам в нем насчитывается 1200-1500 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя еще не всегда правильно. В речи детей много глаголов, существительных, пользуясь которыми они строят простые предложения: «Я нарисую самолет», «Машину построю». Кроме глаголов и существительных, дети довольно широко используют местоимения, особенно личные. Они начинают пользоваться предлогами, прилагательными, хотя их еще недостаточно в словаре. Часто это бывает оттого, что воспитатель, увлекаясь показом действий, забывает называть качества существенных признаков предметов (зеленая травка, пушистая шерсть у котенка и т. п.).
В речи детей третьего года жизни появляются падежные окончания, дети используют глаголы не только в настоящем, но и в будущем и прошедшем времени, хотя еще допускают ошибки: «Мы завтра ходили в зоопарк». Малыши легко запоминают небольшие стихи, песенки.
Период третьего года жизни характеризуется большой речевой активностью. Дети много говорят во время игр и занятий, сопровождая речью свои действия и часто ни к кому не обращаясь. Они задают много вопросов: «А как называется?», «А зачем он пришел?» После 2 лет 6 мес. речь ребенка становится как бы регулятором его поведения. Малыш говорит: «Огонек трогать нельзя, больно будет». Так развитие речи и мышления начинает оказывать большое влияние на поведение ребенка.
Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, начинают развиваться воображение, которое больше всего проявляется в игровой деятельности.
Формирование речи определяет возникновение новых форм отношений между малышами, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности [10, c. 91].
Речь служит не только основным средством общения ребенка со взрослыми (что уже имело место к двум годам), но и средством общения с другими детьми. Воспитатель своим примером и прямым указанием учит детей ласковому обращению друг с другом, побуждает их к взаимопомощи (застегнуть пуговицу другому ребенку, подвинуть тарелку с хлебом соседу), проявлению сочувствия, бережному отношению к младшим. Взаимоотношения между детьми, когда они понимают речь и уже сами владеют ею, надо регулировать разъяснением, подсказом форм положительных взаимоотношений: «Вова, дай Сереже покататься на велосипеде, а потом он тебе даст», «Коля, не отнимай у Леночки кубики, возьми себе другие. Посмотри - в коробке еще есть». Наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми создает игровая деятельность: дети приучаются действовать согласованно, учатся уступать, помогать друг другу, делиться своими радостями. От уровня игровой деятельности зависит уровень детских взаимоотношений [4, c. 51].
В конце второго - начале третьего года жизни перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей в более старшем возрасте. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности, т. е. учить способам действий с ними. Наряду с этим следует подводить детей к пониманию того, что нельзя мешать другим, когда они играют, нельзя отнимать игрушки. Необходимо формировать устойчивость игровой деятельности, умение сосредоточиться на своей игре [2, c. 113].
С целью развития и обогащения игровой деятельности надо проводить наблюдения, экскурсии, игры-занятия с куклами, содержание которых подсказывают действия с игрушками: куклу можно покормить, уложить спать, полечить. Небольшие инсценировки с куклой знакомят детей с некоторыми правилами поведения: нужно не отнимать игрушку, а попросить ее; игрушку после игры следует убрать на место и т. п.
В процессе формирования игры и взаимоотношений детей следует пользоваться поощрением, привлекать их внимание к удачным действиям того или иного ребенка (правильно собранной пирамидке, матрешке и др.).
Индивидуальная игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. Воспитателю нужно всячески оберегать индивидуальные игры детей, стараться тем или иным приемом продлить их, не прерывать ненужными замечаниями. В индивидуальной игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость. Например, Коля подходит к Вове, смотрит, как он нанизывает кольца на стержень пирамидки и подает ему два колечка.
Чтобы в процессе игры развивать положительные взаимоотношения, необходимо создавать условия, способствующие объединению детей. Это может быть общее место действия, например стол, за которым дети сидят и собирают матрешек; одинаковые действия: все дети-малыши - воробышки в игре «Воробышки и автомобиль» или все они птички, зайчики и т. д. Эти игры сближают детей радостью совместных действий, вызывают желание действовать так, как действуют другие, способствуют согласованности действий. Можно организовать игры, которые объединяют детей общим предметом и общим действием с ним. Это игры типа «Прокати шарик (мячик)». Игра с общей игрушкой побуждает детей вступать в общение друг с другом, они учатся действовать поочередно, ждать, пока действует партнер.
Еще больше возможностей для возникновения взаимоотношений между детьми предоставляет сюжетно-ролевая игра, например игра в парикмахера, доктора невозможна без партнера. Дети договариваются: «Давай, я тебя подстригу», «Сначала ты меня, потом я тебя...»
Сюжетно-ролевая игра возникает не сразу. В конце второго года жизни ребенок начинает последовательно воспроизводить несколько взаимосвязанных действий: кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет с ней. На третьем году он уже кормит не так, как раньше, просто прикладывая ко рту куклы тарелку,- а что-то наливает в чашку, тарелку, использует ложку, моет посуду. Но действия ребенка еще не всегда правильно отражают их реальную последовательность. Он может одновременно лечить, кормить, катать куклу на машине. Существенный сдвиг в игре происходит к концу года, когда ребенок наделяет куклу именем, себя называет именем взрослого, ведет в игре разговор и от лица взрослого, и от имени куклы. Она становится для ребенка заместителем человека. Игровые действия, совершаемые с куклой, выстраиваются в правильной последовательности. Дети воспроизводят пережитые ситуации по памяти, действуют по предварительному замыслу. Например, девочка 2 лет 7 мес. кладет куклу на кровать, прикладывает к кукле катушку из-под ниток, затем берет куклу на руки, гладит ее, укачивает. На вопрос воспитателя «Что ты сделала кукле?», улыбаясь, отвечает: «Укол, она больная». В игре дети воспроизводят действия воспитателей, врача, парикмахера, шофера, родителей. Под влиянием воспитателя они начинают воспроизводить не просто действия взрослого, но и их взаимоотношения. Поэтому очень важен положительный пример взаимоотношений старших.
Пример взрослых, успехи в общем развитии, и особенно в развитии речи, умение согласовывать свои действия и движения с другими детьми способствуют тому, что во второй половине третьего года жизни у детей наряду с играми рядом возникают совместные игры и положительные взаимоотношения вне игры.