Воспитание и развитие детей 3 лет жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение и исследование особенностей воспитания детей трехлетнего возраста.

Объектом исследования является воспитание детей трехлетнего возраста. Предмет исследования: особенности воспитания детей трёх лет жизни.
К задачам данной работы относится:
1) рассмотреть психологический портрет детей трёх лет,
2) определить особенности воспитания детей трёхлетнего возраста,
3) привести варианты игр-занятий по воспитанию детей трёх лет жизни
4) выбрать методические рекомендации по организации воспитания детей трехлетнего возраста.

Файлы: 1 файл

воспитание и развитие детей 3 лет.docx

— 62.72 Кб (Скачать файл)

В игровом уголке двое - Сережа и Оля. Сережа обращается к кукле: «Не шали, слушайся маму». Затем со словами «Я пошел на работу» кивает Оле и уходит в. другую часть групповой комнаты. В этом примере налицо подражание взаимоотношениям родителей.

В хорошо организованной группе малыши делятся своими игрушками, обращаются друг к другу с просьбой, радуются, когда после  длительного отсутствия в группу возвращаются дети.

Однако без направляющего руководства воспитателя среди детей неизбежно будут возникать конфликты. Ребята, на длительное время предоставленные сами себе, не всегда могут найти занятие, обеспечить целесообразную смену своей деятельности, вследствие чего приходят в вялое или возбужденное состояние, устают от однообразных действий.

 

2.2 Организация самостоятельной деятельности детей

 

На третьем году жизни наряду с теми видами деятельности, которые отмечались ранее (наблюдение за окружающим, действия с предметами, игрушками, сюжетные игры), появляются новые. Дети любят рассматривать книжки, картинки, при этом говорят, спрашивают, с интересом и вниманием слушают, что им рассказывают взрослые.

Малыши начинают рисовать, лепить (правда, пока еще на занятиях, организованных воспитателем).

Постепенно развивается конструктивная деятельность. Играя со строительным материалом, ребенок не только воспроизводит показанные  взрослыми  постройки,  но  и  пытается  строить  сам.

В этом возрасте детей привлекают трудовые действия взрослых, они охотно выполняют их поручения: с удовольствием поливают цветы (под наблюдением воспитателя), помогают расставить стулья для занятия, поставить на стол тарелки с хлебом и т. п. Воспитание у малышей интереса к трудовым действиям, привлечение их к посильной помощи взрослым закладывает основы трудового воспитания.

При организации разных видов самостоятельной деятельности детей большое значение имеет оснащение группы необходимыми игрушками и пособиями. Для развития крупных движений необходимо иметь тележки, мячи, обручи, велосипеды, вожжи. Сенсорному развитию и развитию мелких движений способствуют разнообразные разборные дидактические игрушки, волчки, куски материи, в которые вшиты длинные и короткие молнии или нашиты мелкие и крупные пуговицы, кнопки, крючки, а также шнуры, жгуты для нанизывания колец, катушек. В групповой комнате надо организовать уголок книги, где хранились бы книжки и картинки. Разнообразным должен быть ассортимент игрушек для сюжетной игры: куклы и другие образные игрушки с различными принадлежностями (посуда, мебель, одежда), предметы ряжения (косынки, передники, колпачки, халаты и т. п.). Для конструктивной деятельности группа должна быть оснащена строительным материалом различной величины и формы.

Каждый вид игрушек следует хранить в определенном месте. Это приучает детей к организованности и порядку.

Дети третьего года жизни легче находят себе занятия, когда игрушки находятся у них на виду, поэтому основная часть игрушек должна быть в их распоряжении. Новые или еще недостаточно освоенные пособия и дополнительные к имеющимся в группе игрушки находятся у воспитателя и выдаются по просьбе детей, например, разборные дидактические игрушки, части которых легко теряются, если дети ими пользуются бесконтрольно.

В групповой комнате надо создать удобные места для разных видов деятельности. Например, полочка с книжками должна быть в хорошо освещенном месте, здесь же должен стоять стол, за которым дети рассматривают иллюстрации.

Для развивающих игр подходят различные составные игрушки, те, что требуют соотнесения размеров или цвета разных деталей: для детей от 1 года до 3 лет - игры с пирамидками, кубиками, различного рода вкладышами, матрешками, а также с картинками. В некоторых случаях потребуются два одинаковых предмета - один для показа и образца, другой - для воспроизведения правильного действия с ним [3, c. 51].

Малыши должны хорошо знать, что разборными игрушками, средним строительным материалом, а также настольно-печатными играми можно пользоваться только за столом. Для построек из крупного строительного материала следует выделить место на полу.

Игра для детей - радостная и активная деятельность, поэтому руководить ею надо так, чтобы не подавлять их инициативы, интереса и самостоятельности. Руководя детской игрой, воспитатель стремится формировать у детей устойчивую деятельность: вовремя предлагает необходимую для продолжения игры игрушку или атрибут, используя прямой или косвенный подсказ действия: «Твоя дочка не замерзнет на прогулке? На улице холодно»; показывает действия с игрушками в играх-инсценировках («Машенька проснулась», «Стирка кукольного белья» и др.). Важно, чтобы и на занятиях, и в повседневной жизни воспитатель обращался с куклой как с живым существом, называл ее по имени, успокаивал и жалел.

 

2.3 Примеры развивающих игр для детей третьего года жизни

 

Пирамидка с кольцами разного цвета - прекрасный материал для различения цветов. Игра должна сопровождаться не только показом, но и комментариями. Один из вариантов игры - две одинаковые пирамидки из трех-четырех колец разного цвета: одна для взрослого, другая для ребенка. Взрослый предлагает малышу, который уже умеет нанизывать кольца, разобрать свою пирамидку (то же самое он делает со своей). Затем показывает кольцо определенного цвета и спрашивает: «У тебя есть такое же, красное?». Если ребенок ошибется, воспитатель помогает найти нужное и прикладывает к своему, чтобы продемонстрировать совпадение цветов.

Для детей 3-го года жизни пирамидка может состоять из шести-семи колец разного цвета. Воспитатель показывает ребенку красное колечко и просит: «Найди все красные (зеленые, желтые) колечки». Чему важно учить ребенка при складывании пирамидки? Определять размеры колец на ощупь и так же, на ощупь, определять, правильно ли сложена пирамидка. Или попросить закрыть глаза, ощупать пирамидку и определить, ровная она или нет.

На 3-м году жизни можно использовать игры с пирамидкой, в которых под руководством воспитателя участвуют несколько детей (четверо-шестеро). В этих играх все действия дети выполняют одновременно и по показу воспитателя. Общность решаемой игровой задачи сближает, способствуя развитию согласованности и взаимопонимания. Кроме того, наблюдая действия других, малыши лучше осознают свои аналогичные действия. Вот несколько примеров таких игр.

Разберем и соберем. В этой игре дети объединены общей целью - разобрать и собрать пирамидку. Число колечек пирамидки должно соответствовать числу участников игры. Пригласив детей сесть за общий стол, воспитатель привлекает их внимание к новой пирамидке. Проводя руками по игрушке сверху вниз, показывает, как постепенно по мере приближения к основанию раздвигаются руки. Это потому, что сверху колечки совсем маленькие, а внизу - самые большие. Взрослый предлагает каждому так же провести руками по пирамидке и ощутить различия в величине колечек. Затем, обращаясь к одному из детей от имени игрушки, предлагает: «Сними, пожалуйста, мой колпачок»; потом к следующим, сидящим рядом. Так постепенно игрушка разбирается. Перед каждым ребенком на столе лежит колечко, а в руках воспитателя - пустая палочка с подставкой. Начинается вторая часть игры.

От имени пирамидки воспитатель обращается к детям: «Надоело палочке одной стоять, холодно ей без одежды, и позвала она колечки домой. У кого мое самое большое колечко?». Если никто не отвечает, можно обратиться к тому, у кого самое большое кольцо: «Пожалуйста, дай мне свое самое большое колечко и надень на мою палочку». После того как малыш наденет свое кольцо, обратитесь к следующему с той же просьбой: «Отдай, пожалуйста, мое большое колечко». Таким образом постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. Игра начинается сначала.

Кратковременность и повторяемость игровых действий в неизменном виде очень нравятся малышам. Ребенок знает, что будет делать дальше, и знает, что будут делать его товарищи. Следовательно, он лучше осознает свои действия. Преобразования внешнего вида пирамидки - у него на глазах и при его активном участии - наводят на мысль об изменяемости внешнего вида одного и того же

«Солнышком». Игра эта направлена на формирование устойчивого образа величины предметов независимо от их положения в пространстве. При явном изменении внешнего вида пирамидки и ее положения в пространстве соотношение величины колечек остается неизменным. Игра проводится с небольшой группой - пять-шесть детей. Все игровые действия выполняются одновременно, по показу воспитателя. Для игры потребуются одноцветные пирамидки с толстыми кольцами по числу участников, включая воспитателя. Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, из картона оранжевого цвета вырезается круг.

Дети садятся вокруг общего стола. Каждый получает по одинаковой пирамидке. В центре стола - картонный круг. Воспитатель обращается к детям с такими словами:

«Вот стоят пирамидки и смотрят на вас. Надоело им стоять, захотелось полежать. Поможем им отдохнуть! Смотрите, как это можно сделать». Подавая детям пример игровых действий, взрослый снимает колпачок со своей пирамидки и ставит к краю стола. Затем предлагает снять верхнее колечко (обращает внимание на то, что оно самое маленькое) и придвинуть его к своему колпачку, после него - следующее. Когда все колечки сняты и разложены на столе в порядке возрастания, воспитатель старается подровнять ряды колечек, так чтобы лучи, исходящие из центрального круга, получились ровными. На столе образуется узор в виде лучей, которые отходят от центра круга и сужаются к краям стола. Взрослый обращает внимание: получилось солнышко с разноцветными лучами; причем каждый игрок сделал свой лучик. Дав детям возможность полюбоваться солнышком, спрашивает: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело им голыми стоять. Позовем колечки домой и опять поставим их, как раньше! Какое колечко позовем сначала?». Воспитатель напоминает: внизу, у основания пирамидки, всегда самое большое кольцо. Дети выбирают большие колечки и надевают их на свои пирамидки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? - спрашивает взрослый. - Правильно, тоже большое, но чуть поменьше, вот такое». И т.д. Так, действуя но образцу, дети собирают свои колечки по уменьшающейся величине и собирают свои пирамидки. Собранные пирамидки «гуляют, прыгают, кружатся» в руках детей, потом снова ложатся отдыхать. Игра повторяется.

При повторном проведении игры, возможно, уже не придется каждый раз подсказывать величину нужных колечек - дети научатся выбирать самостоятельно, в чем, собственно, и состоит цель. Игра эта отвечает возрастным потребностям детей раннего возраста действовать с предметами и управлять ими.

При желании взрослый может сам придумать групповые игры с пирамидкой. Однако при этом необходимо помнить: группа должна быть небольшой (не более шести детей). Также каждый ребенок должен быть знаком с особенностями игрушки; в-третьих, следует обратить внимание на те свойства пирамидки, которые не видны сразу (например, составлена из двух примерно равных колец; поэтому пирамидку можно катать).

Если по завершении занятия дети по-прежнему увлеченно собирают и разбирают пирамидки, пусть даже неправильно, желательно оставить все по-прежнему. Но как только станет понятно, что интерес угас, естественно, занятие прекращается.

Русская матрешка - украшение, сувенир, но и прежде всего игрушка, предназначенная детям, причем очень полезная. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинно народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Действия эти, конечно же, способствуют координации руки и глаза, развивают восприятие и мышление. Необходимо открыть замечательные свойства игрушки и научить малыша играть с ней. Для этого понадобится пяти - шестиместная матрешка. Пригодятся также палочки, кружки или кубики разной величины. Очень важен момент первого знакомства, открытие главного секрета матрешки. Момент этот должен быть радостным и сюрпризным.

Знакомство с матрешкой. Усевшись за стол вместе с детьми, воспитатель торжественно достает большую матрешку, восхищаясь ее красотой: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла! Зовут ее Матреша. Какой у нее платочек, какие щечки!..». Полюбовавшись игрушкой, воспитатель берет ее в руки и удивленно произносит: «Что-то она тяжелая. Может, внутри что-то есть? Посмотрим!». Открывая матрешку, воспитатель вместе с детьми как заклинание произносит •слова: «Матрешка-матрешка, откройся немножко!». Процесс этот можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и разогреть любопытство детей. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, воспитатель, естественно, удивляется. Поставив две матрешки рядом, предлагает детям сравнить их, обращает внимание на размеры - одна большая, а другая поменьше. Только после этого ставит новую задачу: узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова («Матрешка-матрешка, откройся немножко!») появляется следующая, третья матрешка. Ее ставят рядом с предыдущими и сравнивают. Процесс знакомства продолжается до последней матрешки.

Выстроив куколок в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на размеры каждой - последующая меньше предыдущей на целую голову; раздает малышам по матрешке и предлагает открыть и закрыть ее. Сначала игра эта может проходить с одной матрешкой, чтобы дети научились соединять верхнюю и нижнюю части игрушки.

Когда дети овладеют этой несложной операцией, воспитатель предлагает по две матрешки разных размеров - большую и маленькую. Задание: подобрать к каждой соответствующую часть. Скорее всего, дети будут действовать наугад. Взрослый помогает подобрать соответствующие части. Собрав две матрешки, ставит их рядом и предлагает детям повести матрешек погулять: «Пусть старшие матрешки поведут своих подружек из младшей группы». Воспитатель просит сначала собрать игрушки на прогулку, т.е. найти соответствующую пару: взять самую большую матрешку, найти ей подружку поменьше и затем отвести обеих на другой край стола - на детскую площадку. Так играющие собирают пять-шесть пар.

Информация о работе Воспитание и развитие детей 3 лет жизни