Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Именно поэтому, цель нашего исследования – определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Объектом исследования является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности взаимодействия с родителями в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей через ознакомление с историей и культурой родного города.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретическое исследование проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
1.1 Исследование теории вопроса воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
1.2 Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
1.3 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Глава II. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
2.1 Методология и принципы построения работы
2.2 Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Заключение
Список литературы
нравственное патриотическое дошкольник моральный

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственно.docx

— 48.57 Кб (Скачать файл)

Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок  должен знать название своей улицы  и той, на которой находится детский  сад. Внимание детей постарше нужно  привлечь к объектам, которые расположены  на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Целевые экскурсии  в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться  с функциями и устройством  различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления  о разнообразных потребностях людей  и о том, кто и как заботится  о жителях поселка [10].

При ознакомлении с  историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая  деятельность: дети могут расспросить  своих родителей, дедушек и бабушек  об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся  с ребятами знаниями об известных  людях микрорайона, на специальных  занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает  познавательный интерес к истории  микрорайона, уважение к знаменитым землякам [6].

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и  его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим  составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и  т.д.

Большим интересом  детьми совместно с родителями может  быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при  помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через  дорогу, достопримечательности. При  этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила  безопасного поведения на улице [8].

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и  город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней  улиц, а также в честь кого они  названы. Ему объясняют, что у  каждого человека есть родной дом  и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии  по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое  значение приобретает знакомство детей  с народными промыслами края, народными  умельцами. Особенно ценным является участие  родителей и других близких родственниках  в этих экскурсиях, это придает  знаниям о родном городе актуальность и непосредственность [10].

Кроме этого, на данном этапе нравственно-патриотического  воспитания возможно проведение семейных викторин и конкурсов на знание истории  родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения  названий улиц и площадей.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет  пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек  и бабушек, участников Великой Отечественной  войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие  важные понятия, как «долг перед  Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг»  и т.д. Важно подвести ребенка  к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники [13].

Продолжением данной работы является знакомство детей с  другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и  гербом государства.

 

Глава II. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей  дошкольного возраста в ДОУ через  ознакомление с историей и культурой родного  города при взаимодействии с родителями

 

2.1Методология  и принципы построения  работы

 

Методология ознакомления дошкольников с родным краем базируется на конкретных научных подходах.

Системный подход –  важнейшее условие разработки и  реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях:

Окружающий мир  – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;

Усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего  мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного  ландшафта (системообразующий фактор – деятельность человека);

Усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для  формирования понятий.

Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей  начальных форм диалектического  рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении  и развитии, в их взаимосвязях и  взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее  понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического  характера, отражающие взаимосвязь  культур в разные исторические эпохи.

Культурологический  подход – подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого  региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного  «педагогического фильтра», способствующего  отбору, коррекции передаваемой информации, с другой – хранителя культуры, способного транслитировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В соответствии с  этими подходами содержание знаний о родном крае условно также было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир  в более широком масштабе [10].

Овладевая таким  подходом к познанию окружающего  мира, дети пытаются найти причину  того или иного явления (в том  числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и  будущего. В соответствии с этим был определен один из основных критериев  отбора знаний исторического характера  для дошкольников, образно названный  «принцип айсберга». Степень глубины  таких знаний обусловлена соответствующей  наглядной представленностью достопримечательностей определяет необходимость исторического  экскурса в прошлое. Исходя из этого  мы посчитали важным познакомить  детей с историей возникновения  Калининского района., биографиями  замечательных людей, прославивших наш район, в честь которых  были воздвигнуты памятники (………).

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены конкретные принципы.

Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и  т.д.).

Уникальность места  – как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается  как универсальная ценность для  людей, которые считают ее своей  родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими  поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и  культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.

Интеграция знаний (Н.Ф.Виноградова) – установление соотношений  между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной  картины мира [4]. Единство содержания и методов.

Динамика преемственности  связей – на каждой возрастной ступени  она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика  изменения социального опыта  детей разного дошкольного возраста.

Комплексность –  содержание концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности района, города», «История Санкт-Петербурга»  и т.д.

 

2.2 Воспитание нравственно-патриотических  чувств у детей  дошкольного возраста  через ознакомление  с историей и  культурой родного  города при взаимодействии  с родителями

 

Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

через ознакомление с историей и культурой родного  города при взаимодействии с родителями 

Цель Форма взаимодействия
Сентябрь, «Моя семья»
Средняя группа 1.Знакомить дошкольников  с терминами и отношениями  родства.

2. Воспитывать у  ребенка любви и привязанности  к своей семье.

Совместное составление  и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными  традициями
Старшие группы 1. Знакомить детей  с понятием «родословная», учить  детей принципам составления  восходящей родословной («от себя».

2.Воспитывать интерес  к своим корням, родословной.

Совместное с  родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом  собрании
Октябрь, «Мой город»
Средняя группа 1.Продолжать знакомство  детей с родным городом, закрепить  знание домашнего адреса и  адреса детского сада.

2.Воспитывать интерес  к родному району.

Совместное с  родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад.
Старшие группы 1.Продолжать знакомить  с районом, где находится детский  сад, его особенности и достопримечательности.

2. Познакомить с  историей возникновения Калининского  района.

3.Воспитывать уважение  к труду взрослых по благоустройству  района.

Работа с картой города, выделение на карте родного  района, сада, домов воспитанников  и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей  группы.

Совместный выход  на работу по благоустройству родного  района, сада, двора.

Ноябрь, «Природные и культурные объекты  города»
Средняя группа 1.Познакомить детей  с особенностями расположения  города, расширить представление о значении рек и мостов в жизни города.

2.Прививать интерес  к профессиям, связанным с водным  транспортом.

Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты.

Экскурсия с родителями по реке на экскурсионном водном транспорте.

Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии для  показа на родительском собрании группы.

Старшие группы 1. Познакомить с  памятником, площадью, историей возникновения  и названия площади.

2. Познакомить с  биографией знаменитости района.

3. Уточнить знания  о том, как в городе увековечена  память о тех, кто его прославил.

Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились.

Экскурсии к памятнику.

Подготовить презентацию  с отчетом об экскурсии с материалами  об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы.

Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города»
Средняя группа 1. Углубить представления  детей о транспорте города, научить  классифицировать транспорт по  назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный).

2. Познакомить детей  с транспортом на маршруте  от дома к детскому саду.

С помощью родителей  сделать интерактивную презентацию  «Маршрут от дома к детскому саду».
Старшие группы 1. Познакомить с  промышленностью города (тяжелой,  пищевой).

2. Научить дифференцировать  продукцию предприятия (тяжелой,  легкой, пищевой промышленности).

3.Развивать интерес  к труду взрослых, связанному  с промышленным производством.

Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные  в районе, либо на которых работают родители.

Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях.

Январь, «Архитектура нашего города»
Средняя группа 1. Научить дифференцировать  здания по назначению (детские  сады, школы, магазины, больницы, театры  и т.д.).

2. Познакомить с  разными формами архитектурных  сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры  и спорта и т.д.).

3. Научить взаимосвязи  между назначением здания и  его архитектурой.

Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и  т.д. родного района.
Старшие группы 1.Закрепить представления  детей об архитектуре современных  зданий.

2.Познакомить с  главным памятником архитектуры  района.

3.Воспитывать интерес  и уважение к труду людей  строительных профессий.

Групповая экскурсия  с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии.
Февраль, «Воинская слава России»
Средняя группа 1. Познакомить детей  с памятником защитникам Отечества  района.

2. Сформировать представление  об армии (о родах войск,  о службе в мирное время).

3. Познакомить с  российским флагом.

4.Воспитывать уважение  к защитникам Отечества и гордость  за страну.

Праздничный концерт  для защитников Отечества, подготовить  газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия  с родителями, проходившими и служащими  в настоящее время в Вооруженных  Силах РФ.

Экскурсия с возложением  венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Старшие группы 1.Закрепить представления  детей об особенностях службы  солдат в мирное время.

2.Познакомить с  памятниками защитникам Отечества.

3.Познакомить с  историей российского флага.

4. Воспитывать уважение  к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги  соотечественников.

Праздничный концерт  для защитников Отечества, подготовить  газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия  с родителями, проходившими и служащими  в настоящее время в Вооруженных  Силах РФ.

Экскурсия с возложением  венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Март, «Народные промыслы»
Средняя группа 1. Продолжать знакомство  детей с народными промыслами  России.

2. Научить различать  их и сравнивать.

3. Воспитывать интерес  к народным промыслам родного  края.

Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам  народных промыслов.
Старшие группы 1. Закрепить знания  детей о народных промыслах.

2.Познакомить с  историей возникновения народных  промыслов, воспитывать к ним  интерес.

 
Апрель, «Природа родного края»
Средняя группа 1. Продолжать знакомство  детей с природой ближайшего  окружения.

2. Научить различать  реки и озера в разные времена  года; знакомить с правилами поведения  на воде.

3.Научить понимать  и ценить красоту природы родного  края.

С помощью родителей  подготовить и провести беседу-презентацию  по обучению детей правилам поведения  на воде.
Старшие группы 1.Продолжать знакомство  детей с местом отдыха –  парковой зоной, с особенностями  ландшафта.

2.Расширить и уточнить  представления детей о водных  просторах города, о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера,  моря.

3.Воспитывать чувство  уважения к труду людей, которые  заботятся о красоте мест отдыха  в городе.

4.Дать представление  о неповторимой красоте просторов  родного города.

Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

 

Оформление газеты «Природа родного края» с материалами  по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии.

Май, «Достопримечательности нашего города»
Средняя группа 1. Продолжать знакомство  детей с достопримечательностями  города, района.

2. Познакомить с  гербом города Санкт-Петербурга.

3. Развивать чувство  любви к родному городу.

Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии
Старшие группы 1.Познакомить детей  с памятниками героям Великой  Отечественной войны в Калининском  районе.

2.Познакомить с  историей государственного герба России.

3.Дать знания о  том, как люди чтят память  о героях, защищавших Родину в  годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия к памятнику  героям Великой Отечественной войны  в Калининском районе.

Семейная викторина  « Памятники нашего города».

 

Сбор и анализ информации об оценке эффективности  процесса патриотического воспитания проводится в начале работы, в середине года и по окончании учебного года. Естественно, что для сопоставимости диагностических показателей их набор должен оставаться в течение  эксперимента неизменным. Методика обработки  и интерпретации результатов  на протяжении всего периода исследовательской  работы тоже не должна меняться.

В экспериментальной  программе патриотического воспитания детей дошкольного возраста Пименовой  Л.В. даны показатели развития, позволяющие  определить его общий уровень  в процессе соответствующей педагогической диагностики. С этой целью используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов  детской деятельности. Результатом  работы можно считать возросший  уровень знаний детей о своем  городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство причастности к жизни  своего микрорайона, своей малой  родины.

 

Заключение

 

В соответствии с  задачами исследования были изучены  теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у  детей дошкольного возраста через  ознакомление с историей и культурой  родного города.

Было выяснено, что  единого подхода к определению  «нравственное воспитание» не существует, но большинство современных педагогов  тактируют это понятие как  систематическое воздействие, процесс, направленный на приобщение детей к  ценностям конкретного общества, формирование у них моральных  качеств, убежденности в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного  образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви  и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений  о стране, развитие чувств ответственности  и гордости за достижения страны, чувство  уважения к другим народам.

Работа по тому направлению  ведется последовательно, от более  близкого, знакомого (семья, детский  сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.

Именно потому, что  семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического  воспитания детей, а также в свете  новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о  том, что за воспитание детей несут  ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

Информация о работе Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста