Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Формирование первых гигиенических навыков и культуры поведения у детей раннего возраста связано с социализацией: взрослые передают ребенку умение жить по законам, принятым в обществе, прививают необходимые навыки и привычки, культуру поведения. Воспитатели, принимающие малышей впервые в группу детского сада, отмечают: многие дети, пришедшие из семьи, не имеют самых элементарных навыков. Например, не умеют держать ложку, аккуратно есть, мыть руки, пользоваться туалетом, не говоря уже о выполнении некоторых необходимых правил пребывания в детском сообществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………

Глава I. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка раннего возраста в психологических и педагогических исследованиях…………………………………………………………

1.1. Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в
отечественных и зарубежных исследованиях…………………………..

1.2. Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего
Возраста…………………………………………………………………

1.3. Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста………………………………………………………

Вывод по 1 главе………………………………………………………..

Глава II. Исследование особенностей воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста…………………………………….

2.1 Выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста ………………………………….

2.2. Процесс формирования знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста …………………………………………………..

2.3.Динамика результатов формирующей работы……………………..

Вывод по 2 главе………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………..

Литература ……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

1.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования Российской Федерации

Волгоградский Государственный педагогический Университет

Факультет педагогики и  методики начального и дошкольного  воспитания

Кафедра «Специальной педагогики и  психологии»

 

 

 

 

Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста

Курсовая работа

 

 

                                                               

 

 

Исполнитель:

 

 

                                                                Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2009

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………

 

Глава I. Теоретические  основы воспитания сенсорной культуры ребенка раннего возраста в психологических  и педагогических исследованиях…………………………………………………………

 

1.1. Содержание  воспитания сенсорной культуры  ребенка в 

отечественных и зарубежных исследованиях…………………………..

 

1.2. Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего

 Возраста…………………………………………………………………

 

1.3. Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста………………………………………………………

 

Вывод по 1 главе………………………………………………………..

 

Глава II. Исследование особенностей воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста…………………………………….

 

2.1 Выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста ………………………………….

 

2.2. Процесс формирования знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста …………………………………………………..

 

2.3.Динамика  результатов формирующей работы……………………..

 

Вывод по 2 главе………………………………………………………

 

Заключение……………………………………………………………..

 

Литература  ……………………………………………………………..

 

Приложения  ………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования.

В отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к проблемам сенсорного воспитания: проводятся научно-практические конференции по вопросам всестороннего развития личности ребенка; обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств на  младшего дошкольного возраста; выходят в свет правительственные постановления, касающиеся проблем воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста и др.   Это позволило создать систему сенсорного воспитания. Изменения в социальной и экономической сфере, перестройка в жизни общества знаменуют собой начало нового периода и в сфере народного образования.

Именно в раннем детстве происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.  
           Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.  С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Проблема восприятия широко изучалась  как в зарубежной (Ж.Пиаже, Э.Гибсон, М. Монтессори, Ф.Фребель) так и в отечественной психологии (Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A.M. Фонарев, СВ. Фонарева, Э.Л. Фрухт и др.)

Особое внимание уделяли изучению восприятия и его развитию западные научные представители. Экспериментально обоснованными являются концепции Ж. Пиаже и супругов Д. и Э. Гибсон. Сильной стороной концепции Ж. Пиаже является признание совершенствования перцептивной деятельности основным содержанием развития восприятия, а концепции Д. и Э. Гибсон — детальный анализ изменяющихся в ходе развития отношений между информацией и восприятием. Однако обе концепции оставляют в стороне важнейший вопрос о природе и происхождении отображения в образе свойств объекта и не учитывают социальной детерминации перцептивного развития.

 Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов.

Актуальные проблемы сенсорного воспитания отражены в работах  Н.А. Агеносовой, Э.А. Л.А. Венгера, Е.А. Гребенщиковой, Е.Б. Давидович, А.В. Запорожца,  А.П. Усовой, A.M. Фонарева, СВ. Фонаревой и др.  
Особое место в изучении процесса сенсорного воспитания занимают исследования (Ш.А. Абдуллаевой, З.М. Богуславской,  З.Н. Максимовой, С.Л. Новоселовой, Л.А. Э.Г. Пилюгиной и др.). Изучением особенностей развития сенсорных способностей посредством дидактических игр и в процессе предметной деятельности занимались такие ученые, как А.И. Ануфриева,  Т.Г. Васильева, Р.И. Теплицкая, А.Р. Лурия, В.Г. Нечаева, Э.Л. Фрухт). 
       В нашем исследовании рассматривается процесс формирования сенсорной культуры детей раннего возраста.

Таким образом, актуальность нашего  исследования определяется следующим  противоречием: между значимостью  данной проблемы разработанной в психолого-педагогических исследованиях и недостаточным вниманием педагогов-практиков к реализации задачи воспитания сенсорной культуры, как одного из способов познания детьми предметного мира.

Проблема нашего исследования заключается  в недостаточном использовании потенциала игры, как одного из средств воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста.

Решение данной проблемы обусловило выбор темы нашего исследования: «Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста»

Объект  исследования: процесс развития и формирования сенсорной культуры   у детей  раннего возраста в условиях образовательного учреждения

Предмет исследования: пути и средства воспитания сенсорной культуры в раннем детстве

Цель: выявить особенности процесса восприятия сенсорных эталонов и обосновать значимость игры как средства воспитания сенсорной культуры  детей раннего возраста

 Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.Провести теоретический  анализ педагогической и психологической  литературы по проблеме воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста   

2. Исследовать  особенности воспитания сенсорной  культуры детей  в раннем  возрасте

3. Обосновать особенности игры как средства воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста

4. Выявить уровень сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста

Гипотеза  исследования: процесс воспитания сенсорной культуры  детей раннего возраста будет проходить более успешно, если:

1.В процессе воспитания сенсорной культуры детей педагог будет опираться на возрастные особенности детей раннего возраста.

2.Ведущим средством воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста будет игра.

Методы  исследования:

1.Теоретические:  анализ теоретической литературы, обобщение полученной информации, формулировка гипотезы

2.Практические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

База  исследования:МОУ. Детский сад № 349, I младшая группа,г. Волгоград

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка раннего возраста в психологических и педагогических исследованиях.

1.1. Содержание  воспитания сенсорной культуры  ребенка в 

отечественных и зарубежных исследованиях

        В психолого-педагогической литературе конца XIX - начала XX вв. термины развитие и воспитание "органов чувств", "воспринимающих органов", "организация ощущений" были широко распространены, употреблялись как синонимы и соответствовали современному содержанию понятий "сенсорное развитие и воспитание", "развитие и воспитание сенсорных способностей". Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. 
           Отечественная психология выдвинула учение о роли предметной деятельности в формировании восприятия как целостного образа предмета вследствие практического вычленения субъектом предмета в предметно-опосредованной деятельности.

   Факт развития сенсорики не только в процессе пассивного созерцания индивидом окружающей действительности, но и в процессе активной практической деятельности субъекта доказан в исследованиях Л.А. Венгер.  

           Именно деятельность, подчеркивал Л.А. Венгер, определяет характер практических и познавательных задач, предъявляющих определенные требования к ориентирующим их перцептивным действиям и тем самым направляющих их формирование.

      В работах Л.А. Венгера сенсорное воспитание ребенка рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых и качествах предметов.

    По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по

применению усвоенных  эталонов для обследования предметов  и явлений, выделения "и характеристики их свойств.

       Понятие "сенсорные эталоны" было введено А.В. Запорожцем.           Основным методом формирования представлений об эталонах разные отечественны ученые считают обследование детьми разновидностей свойств предметов.  
       Л.А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов - перцептивный и интеллектуальный. Перцептивный путь должен лечь в основу разработки способов сенсорного воспитания преддошкольника.  
         Усвоение ребенком системы сенсорных эталонов выступает в качестве основного средства осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность.  
       Психологи отмечают, что хотя анализаторы функционируют сразу после рождения, сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально.

        Первая половина первого года жизни проходит при опережающем формировании сенсорных систем, которые должны достигнуть известного уровня развития до того, как они включатся в единый сенсомоторный акт.  
            По мнению Б.Г. Ананьева, первоначально восприятие - это не

расчлененная субъективная форма предмета как такового, а  отражение границ между сплошной пространственной массой и отдельным  предметом,

выделившимся из него посредством движения. "Не только отдельные раздражители, но весь окружающий мир действует как целое, из которого

вычленяются благодаря  движению самих вещей их пространственные качества и отношения». Лишь к концу первого года жизни у ребенка, считает Б.Г. Ананьев, можно наблюдать дифференциацию восприятия на две формы: восприятие ситуации и пространственных отношений и восприятие предмета как структурного единства. В формировании этой дифференциации все большую роль играют преддействия и предметные (игровые) действия ребенка и расширяющаяся зона практического освоения им пространства. Позднее, на 2-3-м году жизни дети овладевают предметной деятельностью, включающей соотносящие и орудийные действия, которые предполагают практическое соотнесение предметов с учетом их свойств. В этом возрасте ребенок применяет предметные предэталоны в качестве "меры" свойств других предметов.  
          Д.Б. Эльконин, обобщая исследования, подчеркивал, что в первые годы жизни ребенка "существенно меняется зависимость между развитием (рецепторной) познавательной и моторной сферы. Если первые движения ребенка формируются на основе более или менее сложившейся деятельности высших анализаторов - зрения и слуха, то с образованием предметных действий последние приобретают решающее значение в развитии самой рецепторики, познавательной сферы". 
          Таким образом, экспериментальные данные свидетельствуют о наличии у детей уже на раннем этапе их жизни сенсорных процессов, дающих возможность различать и идентифицировать объекты различным параметрам.  
          В современной зарубежной психологии  большое количество экспериментальных работ, посвящены развитию отдельных сторон восприятия, делаются попытки построения теоретических концепций перцептивного развития.

Информация о работе Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста