Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:32, курсовая работа
Формирование первых гигиенических навыков и культуры поведения у детей раннего возраста связано с социализацией: взрослые передают ребенку умение жить по законам, принятым в обществе, прививают необходимые навыки и привычки, культуру поведения. Воспитатели, принимающие малышей впервые в группу детского сада, отмечают: многие дети, пришедшие из семьи, не имеют самых элементарных навыков. Например, не умеют держать ложку, аккуратно есть, мыть руки, пользоваться туалетом, не говоря уже о выполнении некоторых необходимых правил пребывания в детском сообществе.
Введение…………………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка раннего возраста в психологических и педагогических исследованиях…………………………………………………………
1.1. Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в
отечественных и зарубежных исследованиях…………………………..
1.2. Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего
Возраста…………………………………………………………………
1.3. Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста………………………………………………………
Вывод по 1 главе………………………………………………………..
Глава II. Исследование особенностей воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста…………………………………….
2.1 Выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста ………………………………….
2.2. Процесс формирования знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста …………………………………………………..
2.3.Динамика результатов формирующей работы……………………..
Вывод по 2 главе………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………..
Литература ……………………………………………………………..
Восприятие цвета
Если говорить об особенностях восприятия формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств.
Итак, для развития сенсорной культуры детей раннего возраста, нами была проведена систематическая работа с помощью следующих дидактических игр в экспериментальной группе детей от 2-х до 3-х лет (см. Приложение):
1)Игра «Найди цветок для бабочки»
Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».
2) Игра «Спрячь мышку»
Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.
3) Игра «Чудо – паровоз»
Цель: учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику.
4)Игра «Сложи картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контрольную схему: развивать пространственное мышление, волю, усидчивость.
5) Игра « Пирамидка»
Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности: учить анализировать результат; развивать усидчивость, настойчивость.
6) Игра «Найди друга»
Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.
7) Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка»
Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.
Так же с детьми проводилась запланированная работа практического характера: осуществлялись занятия по продуктивной деятельности - таких как лепка, конструирование, рисование, а так же игры и упражнения в свободное время.
В процессе
практического исследования мы
убедились, что дидактические
игры содержанием, формой
В результате
использования дидактических
Также было отмечено, что в результате проведенной работы с детьми раннего возраста повысилась сенсорная культура детей : малыши стали более сосредоточеннее относиться к выполнению заданий и стараться анализировать свои практические действия.
Использование дидактических игр стимулировало и развитие психических процессов: многие дети стали более наблюдательными и внимательными.
2.3.Динамика результатов формирующей работы
На заключительном этапе исследования
была проведена повторная
Цель данного (третьего) этапа - подведение итогов формирующей работы.
Анализ результатов исследования представлен в таблицах №1 и №2.
Таблица №1(контрольная группа)
Имя фамилия ребенка возраст (год, месяц) |
Показатели активности | ||||||
1 задание |
2 задание |
3 задание |
4 задание |
5 задание |
6 задание |
Уровень активности | |
1.Алина П. 2г.5м |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Высокий |
2. Настя А. 2г.3м |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Высокий |
3. Ильдар Б.2г.3м |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Средний |
4. Вика Л.2г.2м |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Низкий |
5. Матвей К.2г.2м |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Низкий |
В контрольной группе детей к высокому уровню развития отнесены Алина П., Настя А. ;к среднему уровню- Ильдар Б. и Вика Л.; к низкому уровню- Матвей К.
Таблица №2 (экспериментальная группа)
Имя фамилия ребенка возраст (год, месяц) |
Показатели активности | ||||||
1 задание |
2 задание |
3 задание |
4 задание |
5 задание |
6 задание |
Уровень активности | |
1.Влад Ц. 2г.1м |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Высокий |
2. Джамал Г.. 2г.3м |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Средний |
3. Ульяна К. 2г.5м |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Высокий |
4.Стас П. 2г.2м |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Высокий |
5. Паша К. 1г.11 м. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Средний |
В экспериментальной группе детей к высокому уровню развития сенсорной культуры относятся Влад Ц., Ульяна К. и Стас П.; к среднему уровню- Джамал Г. и Паша К..
Дети с низким уровнем не выявлены.
Итак, в результате контрольной диагностики уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста контрольной и экспериментальной групп были выделены следующие показатели, которые представлены в диаграммах №1 и №2:
Контрольная группа (диаграмма №1) :
Экспериментальная группа (диаграмма №2)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста проходит успешно при использовании системы дидактических игр и упражнений.
Вывод по главе II
В результате эмпирического
Эксперимент проводился с 10 детьми 1-ой младшей группы( от 2-х до 3-х лет) – контрольной и экспериментальной групп МОУ Детский сад №349 г. Волгограда.
В ходе констатирующего
Данные диагностики
выявили необходимость
Формирование представлений эталонной системы у малышей экспериментальной группы проводилось с использованием дидактических игр.
В ходе эксперимента была
На третьем этапе была проведена контрольная диагностика и подведены итоги проведенной работы.
В ходе контрольной диагностики была отмечена положительная динамика в развитии представлений у детей экспериментальной группы раннего возраста о цвете, форме, величине благодаря использованию специально подобранных дидактических игр.
Заключение
В процессе данного
В теоретической части была дана общая характеристика проблемы воспитания сенсорной культуры, изучено значение дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста, определена возможность решения задач сенсорного воспитания при использовании дидактических игр.
Дидактические игры необходимы для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.). Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога.
В практической части данного
исследования мы убедились,
Современная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети.
Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Литература:
1.Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. /АксаринаН.Н.-М., 1974)
2.Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М., 1968
3.Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. -185 с.
4.Аксарина Н.М. Основные этапы развития детей раннего возраста и задачи их воспитания. - М., 1962.
5.Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. - Ереван: Айастан, 1972.-223 с.
6.Бибанова Е.Г Педагогика преддошкольного возраста. - М.-Л.: Гос. изд-во, 1927. .
7.Венгер Л. А. Восприятие и обучение. /Венгер Л.А.-М., 1969)
8.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.-М., 1988-143с.
9.Л.А.Венгер Л.А.ПилюгинаЭ.Г.,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред Л.А.Венгера, - М., Просвещение, 1988, - С. 4 – 5, 12.
10.Венгер Л. А. Восприятие и обучение. /Венгер Л.А.-М., 1969)
11.Венгер Л.А., Тарасова К.В., Лавреньева Т.В. Генезис сенсорных способностей Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др.; под ред. Л.А. Венгера; НИИ ДВ АПН СССР. - М.: Педагогика, 1976. - 256с.
12.Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития,1996г.
13.Ганелин Ш.И., Ганелина М. Воспитание в преддошкольном возрасте. //Советская педагогика. -1936. - №8-9.
14.Давиденко Л.А. Воспитание детей раннего возраста в детском саду. -Алма-Ата, 1975. - 120 с.
15.Воспитание детей раннего возраста. / Сост. З.Ф. Евдокимова. - М.: Просвещение, 1968. - 86с.
16.Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. //Дошкольное воспитание. - 1958. - № 10 - с.4-9.
17.Запорожец А.В., Неверович Я.З « О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. «Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников», под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович, М., «Просвещение», 1965.
Информация о работе Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста