Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:32, курсовая работа
Формирование первых гигиенических навыков и культуры поведения у детей раннего возраста связано с социализацией: взрослые передают ребенку умение жить по законам, принятым в обществе, прививают необходимые навыки и привычки, культуру поведения. Воспитатели, принимающие малышей впервые в группу детского сада, отмечают: многие дети, пришедшие из семьи, не имеют самых элементарных навыков. Например, не умеют держать ложку, аккуратно есть, мыть руки, пользоваться туалетом, не говоря уже о выполнении некоторых необходимых правил пребывания в детском сообществе.
Введение…………………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка раннего возраста в психологических и педагогических исследованиях…………………………………………………………
1.1. Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в
отечественных и зарубежных исследованиях…………………………..
1.2. Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего
Возраста…………………………………………………………………
1.3. Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста………………………………………………………
Вывод по 1 главе………………………………………………………..
Глава II. Исследование особенностей воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста…………………………………….
2.1 Выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста ………………………………….
2.2. Процесс формирования знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста …………………………………………………..
2.3.Динамика результатов формирующей работы……………………..
Вывод по 2 главе………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………..
Литература ……………………………………………………………..
18.Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. — М., 1967.
19.Запорожец А.В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. //Советская педагогика. - 1968. - №7 -с.55-64.
20.Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1998.
21.Корепанова М.В., Икрянникова Т.Н., Улитина В.В. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста»- Волгоград: Перемена , 2006
22.Воспитание и развитие детей раннего возраста /Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 219с.
23.Лехтман-Абрамович Г.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. - М.: Медгиз, 1949 - 76с
24.Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55
25.«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Е.В.
Зворыгина, Н.С. Карпинская и др.; Под ред. С.Л. Новосёловой - М:
Просвещение, 1991-95с.
26.Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. - №10. - С. 66-70
27.Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35
28.Пилюгина Э.Г. "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.
Пилюгина Э.Р. «Сенсорные способности малыша». - М. «Просвещение». 1996 г.
29.Пилюгина Э.Г.Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом. Дис. канд. пед. наук. - М., 1971. - 147 с.
30.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983. -96с.
31.Поддъяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания. //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду; под ред. А.П. Усовой, Н.П. Са-кулиной. - М.: Просвещение, 1965 - 188с.
32.Полежаева Л.В. Письма о воспитании маленьких детей. - М.-Л.: Био-медгиз, 15 тип. треста Полиграф-книга, 1937. - 59с.
33.Сенсорное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). /Под редакцией Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой/. М.: «Просвещение», 1981г.
34.Э.Г.Пилюгина Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО « Учебная литература», 1996, С. 4, 76.
35.А.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина,Е.Б. Волосова
«Раннее детство: познавательное развитие
(1-3года)»Методическое пособие-М.:Мозаика-Синтез,
36.Е.Н. Панова « Дидактические игры-занятия в ДОУ» .Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.Воронеж:ТЦ «Учитель»,2006г.
Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
37.С.Н.Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б.Зацепина «Дети раннего возраста в детском саду» Программа и методические рекомендации, М.:Мозаика-Синтез,2005г.
38.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965
39.Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982.23.Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания. В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
40.Фонарева СВ. Воспитание детей раннего возраста (пособие для студентов-заочников...). - М.: Просвещение, 1970. - 40с
41.Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. /Под ред. Н.М. Щелованова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1969. - 179с.
Приложение№1
1)Игра «Найди цветок для бабочки»
Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета»,» «такого же цвета».
Материал; четыре цветка, выполненных из картона (красный,синий, желтый ); четыре плосткостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы
Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти сови цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.
2) Игра «Спрячь мышку»
Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.
Материал: плосткостные домики-норки красного, синего, желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов
Ход игры: Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога « двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти
3) Игра «Чудо –паровоз»
Цель: учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику.
Материал: плосткостные изображения паровоза и вагонов красного, синего, желтого; пробки от пластмассовых бутылок таких же цветов( по 2 шт. каждого цвета)
Ход игры: Предложить детям помочь паровозику- починить его (подарить ему новые колеса)
Варианты выполнения задания:
а) подобрать колеса такого же цвета, как цвет паровоза и вагонов;
б) подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого)
в) подобрать колеса такого цвета, какого хочет ребенок, но попросить его назвать цвет вагонов, паровоза и колес.
4)Игра «Сложи картинку» (см.Приложение №2)
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контрольную схему: развивать пространственное мышление, волю, усидчивость.
Материал: карточки с аппликацией гусеницы, цыпленка, домика, гриба, снеговика. Детали изображений этих предметов таких же цветов.
Ход игры: Дети рассматривают картинку и ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из предложенных деталей
5) Игра « Пирамидка»
Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности: учить анализировать результат; развивать усидчивость, настойчивость.
Материал: пирамидка среднего размера с колечками разного диаметра красного, синего, желтого, белого цветов.
Ход игры: педагог разбирает пирамидку и просит ребенка собрать ее заново.
6) Игра «Найди друга»
Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.
Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен
Ход игры: педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: друга, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: « У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.
7) Игра «Фигурка-заплатка»
Цель: упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме, нахождении тождества и в выборе фигур из нескольких; формировать внимание, сосредоточенность.
Материал: карточка с контурным изображением геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника; наборы геометрических фигур красного, синего, желтого, зеленого цветов соответствующей формы
Ход игры: рассмотреть карточку с геометрическими фигурками, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди множества разноцветных, объяснить свои действия
8) Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка»
Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности; знать и обозначать словом величины: широкая, короткая
Материал: деревянные кирпичики красного, желтого; игрушки – машины желтого, красного цветов
Ход игры: Педагог предлагает построить разные дорожки: узкую желтую дорожку для желтой машины, широкую красную дорожку для красной машины, и наоборот.
Приложение
№2 (игра « Сложи картинку)
(Образец картинки)
(Части картинки)
Образец и части картинки (игра «Сложи картинку)
Информация о работе Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста