Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Формирование первых гигиенических навыков и культуры поведения у детей раннего возраста связано с социализацией: взрослые передают ребенку умение жить по законам, принятым в обществе, прививают необходимые навыки и привычки, культуру поведения. Воспитатели, принимающие малышей впервые в группу детского сада, отмечают: многие дети, пришедшие из семьи, не имеют самых элементарных навыков. Например, не умеют держать ложку, аккуратно есть, мыть руки, пользоваться туалетом, не говоря уже о выполнении некоторых необходимых правил пребывания в детском сообществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………

Глава I. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка раннего возраста в психологических и педагогических исследованиях…………………………………………………………

1.1. Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в
отечественных и зарубежных исследованиях…………………………..

1.2. Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего
Возраста…………………………………………………………………

1.3. Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста………………………………………………………

Вывод по 1 главе………………………………………………………..

Глава II. Исследование особенностей воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста…………………………………….

2.1 Выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста ………………………………….

2.2. Процесс формирования знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста …………………………………………………..

2.3.Динамика результатов формирующей работы……………………..

Вывод по 2 главе………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………..

Литература ……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

1.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

18.Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. — М., 1967.

19.Запорожец А.В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. //Советская педагогика. - 1968. - №7 -с.55-64.

20.Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1998.

21.Корепанова М.В., Икрянникова Т.Н., Улитина В.В. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста»- Волгоград: Перемена , 2006

22.Воспитание и развитие детей  раннего возраста /Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 219с.

23.Лехтман-Абрамович Г.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. - М.: Медгиз, 1949 - 76с

 24.Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55

  25.«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Е.В.

Зворыгина, Н.С. Карпинская и др.; Под ред. С.Л. Новосёловой - М:

Просвещение, 1991-95с.

 26.Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. - №10. - С. 66-70

 27.Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35

28.Пилюгина Э.Г. "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

Пилюгина Э.Р. «Сенсорные способности малыша». - М. «Просвещение». 1996 г.

29.Пилюгина Э.Г.Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом. Дис. канд. пед. наук. - М., 1971. - 147 с.

30.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983. -96с. 

31.Поддъяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания. //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду; под ред. А.П. Усовой, Н.П. Са-кулиной. - М.: Просвещение, 1965 - 188с.

32.Полежаева Л.В. Письма о воспитании маленьких детей. - М.-Л.: Био-медгиз, 15 тип. треста Полиграф-книга, 1937. - 59с.

 

33.Сенсорное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). /Под редакцией Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой/. М.: «Просвещение», 1981г.

 34.Э.Г.Пилюгина Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО « Учебная литература», 1996, С. 4, 76.

35.А.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина,Е.Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие (1-3года)»Методическое пособие-М.:Мозаика-Синтез,2005г.

36.Е.Н. Панова « Дидактические игры-занятия в ДОУ» .Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.Воронеж:ТЦ «Учитель»,2006г.

Воспитание детей раннего  возраста в детских учреждениях. М., 1960.

37.С.Н.Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б.Зацепина «Дети раннего возраста в детском саду» Программа и методические рекомендации, М.:Мозаика-Синтез,2005г. 

38.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965

39.Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982.23.Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания. В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

40.Фонарева СВ. Воспитание детей раннего возраста (пособие для студентов-заочников...). - М.: Просвещение, 1970. - 40с

41.Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. /Под ред. Н.М. Щелованова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1969. - 179с.

 

 

 

 

Приложение№1

1)Игра «Найди цветок для бабочки»

Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета»,» «такого же цвета».

Материал; четыре цветка, выполненных из картона (красный,синий, желтый ); четыре плосткостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы

Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти сови цветы- посадить на такой  цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.

2) Игра «Спрячь мышку»

Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.

Материал: плосткостные домики-норки красного, синего,  желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов

Ход игры: Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога « двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти

 

 

 

 

 

 

 

3) Игра «Чудо –паровоз»

   Цель: учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику.

Материал: плосткостные изображения паровоза и вагонов красного, синего, желтого; пробки от пластмассовых бутылок таких же цветов( по 2 шт. каждого цвета)

Ход игры: Предложить детям помочь паровозику- починить его (подарить ему новые колеса)

Варианты выполнения задания:

а) подобрать колеса такого же цвета, как цвет паровоза и вагонов;

б) подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого)

в) подобрать колеса такого цвета, какого хочет ребенок, но попросить  его назвать цвет вагонов, паровоза и колес.

4)Игра «Сложи картинку» (см.Приложение №2)

Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контрольную схему: развивать пространственное мышление, волю, усидчивость.

Материал: карточки с аппликацией  гусеницы, цыпленка, домика, гриба, снеговика. Детали изображений этих предметов таких же цветов.

Ход игры: Дети рассматривают картинку и ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из предложенных деталей

5) Игра « Пирамидка»

Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности: учить анализировать результат; развивать усидчивость, настойчивость.

Материал: пирамидка среднего размера с колечками разного диаметра красного, синего, желтого, белого цветов.

Ход игры: педагог разбирает пирамидку и просит ребенка собрать ее заново.

 

 

 

6) Игра «Найди друга»

Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.

Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен

Ход игры: педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: друга, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: « У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.

7) Игра «Фигурка-заплатка»

Цель: упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме, нахождении тождества и в выборе фигур из нескольких; формировать внимание, сосредоточенность.

Материал: карточка с контурным изображением геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника; наборы геометрических фигур красного, синего, желтого, зеленого цветов соответствующей формы

Ход игры: рассмотреть карточку с геометрическими фигурками, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди множества разноцветных, объяснить свои действия

8) Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка»

Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности; знать и обозначать словом величины: широкая, короткая

Материал: деревянные кирпичики красного, желтого; игрушки – машины желтого, красного цветов

Ход игры: Педагог предлагает построить разные дорожки: узкую желтую дорожку для желтой машины, широкую  красную дорожку для красной машины, и наоборот.

Приложение  №2 (игра « Сложи картинку) 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Образец картинки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Части картинки)

 

 

 

 

 

Образец и части картинки (игра «Сложи картинку)

 

 

 

 




Информация о работе Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста