Восприятие как психический познавательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании восприятия как психического познавательного процесса.
Цель достигается при решении следующих задач:
Изучить научную литературу по избранной теме;
Исследовать уровень наблюдательности как результат развития восприятия;
Классифицировать полученные данные;
Описать результаты и сделать выводы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………....5
1.1 Основные теории изучение ощущений………………………..5
1.2 Основные теории изучение восприятия………………………...7
1.3 Общие закономерности ощущений……………………………..9
1.4 Основные характеристики ощущений…………………………10
1.5 Основные свойства восприятия………………………………..15
1.6 Классификация восприятий…………………………………….18
1.7 Отличие восприятия от ощущений…………………………….22
1.8 Исследование ощущений и восприятий……………………….24
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ……………………………………….…..27
2.1. Цели и задачи исследования……………………………………27
2.2. База и выборка исследования……………………………….......27
2.3 Методы и методики исследования…………………..………..28
ГЛАВА 3. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..….29
3.1 Представление и первичный анализ результатов исследования……………………………………………………………………..29
3.2 Результаты и выводы………………………………….…………..33
ВЫВОДЫ……………………………………………………………..…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…38
ЛИТЕРАТУРА……………………………

Файлы: 1 файл

!!!курсовая ощущение и восприятие.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

5. Апперцепция восприятия — указывает на связь восприятия с личностью, всем прошлым опытом человека, с его "Я". Благодаря этому то, что человека интересует и лично с ним связано, становится в восприятии ярче и интенсивнее. Процесс апперцепции характеризуется также большей отчетливостью и живостью впечатлений, большей напряженностью и активностью, что указывает на связь восприятия при апперцепции с вниманием и волевым усилием.

Для пояснения процесса апперцепции А.Ф. Лазурский (1925) приводит пример слушания студентом лекции. Речь идет о каком-то сложном материале, который ничего не объясняет из его прошлой жизни, мало его затрагивает, поэтому процесс слушания протекает весьма пассивно, а иногда даже приходят в голову посторонние мысли. Но вдруг лектор начинает говорить о близком для студента предмете, который его всегда интересовал, о котором он сам думал. Тогда "...вы сразу превращаетесь в слух и каждое слово лектора воспринимаете очень ясно и отчетливо, вы сосредотачиваете все ваше внимание на выслушивании слов лектора и старании уяснить их. Психологи скажут, что вначале процесс протекал без участия апперцепции, а во втором случае мы имеем право говорить о наличности апперцепции".

В ходе восприятия человек  производит множество перцептивных действий для того, чтобы лучше воспринять предмет и сформировать его адекватный образ. Построение образа объекта связано со способами его обнаружения и обследования, а овладение ими требует практики и даже специального обучения. Например, дальнее расстояние в младенческом возрасте воспринимается неконстантно вследствие недостатка собственного опыта. У 2-3-летних детей воспринимаемая величина предметов уменьшается с их удаленностью и лишь к 10 годам она устанавливается на уровне взрослого.

 

 

 

1.6 Классификация  восприятий

 

В основе классификации восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые ощущения.

Основой другого типа классификации  восприятия является форма существования  отражаемой в восприятии материи (пространство и время). В соответствии с этой классификацией можно выделить восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения (как пространственно-временного перемещения).

Восприятие пространства включает восприятие формы, величины, взаимного расположения и удаленности  окружающих предметов. К специальным  механизмам пространственной ориентировки следует относить нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, биауральный слух, бимануальное осязание, бириническое обоняние и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств объектов имеет функциональная симметрия, которая характерна для всех правых анализаторов. Функциональная асимметрия будет заключаться в том, что одна из сторон любого анализатора будет в восприятии пространства доминирующей (ведущий глаз, ведущее ухо и т.д.).

Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит зрительному  анализатору. В зрительном восприятии приспособление глаза к четкому  видению различно удаленных предметов  осуществляется с помощью двух специальных  механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (движениями глазных яблок в определенную степень сведения зрительных осей на фиксируемом предмете). Комбинация двух раздражителей — величины изображения на сетчатке и степени напряжения глазных мышц при аккомодации и конвергенции и является своеобразным дальномером, индикатором расстояния. Объемность изображения также обеспечивается механизмами бинокулярного зрения. Если изображение предмета падает в оба глаза на различно удаленные от центра сетчатки некорреспондирующие, или диспарантные, точки, то имеет место один из двух эффектов: возникновение двойственных изображений (если диспарантность точек достаточно велика) или стереоскопический эффект.

Подобные явления существуют и в области слуха. Различие во времени поступления низкочастотного звукового сигнала в одно и другое ухо приводит к фазовым сдвигам между сигналами — один отстает по фазе от другого, что приводит к расхождению интенсивности сигналов. При высочастотных звуках для определения локализации служит акустическая тень, образуемая головой, что приводит к расхождению по времени поступления звука в одно и другое ухо. Для обеспечения биаурального слуха слуховая система должна быть способной различать расхождения поступления звуков порядка 10-20 микросекунд. Трудности, которые возникают перед глухим на одно ухо человеком, иллюстрируются проблемами, возникающими у здоровых при слушании одноканального (моноаурального) магнитофона. Запись разговора иногда трудно понять, так как мешают эхо и шумы, звуки кашля и движений заглушают голос. В реальной обстановке человек не осознает эти шумы, даже если они существуют. Способность к локализации звука позволяет ему избирательно следить лишь за интересующими его звуковыми сигналами. Если человек пользуется слуховым аппаратом, то микрофон должен находиться как можно ближе к уху. В сущности, для восстановления способности к локализации звуков лучше всего было бы пользоваться двумя слуховыми аппаратами, даже если одно ухо слышит нормально.

Восприятие времени  — это отражение скорости и  последовательности явлений объективной  действительности. Чувство времени  не является врожденным, оно развивается  в процессе накопления опыта. Специального анализатора времени нет, но все  наши анализаторы воспринимают движение материи не только в пространстве, но и во времени. Восприятие времени тесно связано с ритмическими процессами в организме: ритмической сменой возбуждения и торможения в центральной нервной системе, ритмичностью протекания других физиологических процессов и биохимических реакций. Подавляющее большинство физиологических и биохимических процессов в организме закономерно изменяется в течение суток (циркадные ритмы), но имеются периодические процессы и иной колебательной последовательности.

Человек может надежно  воспринимать только очень короткие отрезки времени в пределах 1/18-2 секунд. Под нижней границей восприятия времени временные промежутки не воспринимаются как таковые: 18 изображений  в секунду уже сливаются в  одно непрерывное движение (кино), 18 вибраций воздуха в секунду превращаются для нашего слуха в один самый низкий звук, а 18 ударов по коже воспринимаются как одно надавливание. Над верхней границей в 2 секунды мы можем лишь приблизительно оценивать время по ориентирам, связанным с нашей деятельностью. Однако различные факторы могут менять субъективную оценку времени. Часы, дни или недели, заполненные значительными, интересными событиями, кажутся быстротекущими, короткими, а отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного и все было обыденно, представляется особенно длинным. Но это относится к непосредственной оценке интервалов времени. Если же мы их оцениваем по воспоминаниям, картина меняется: промежутки времени, насыщенные в прошлом интересными событиями, оцениваются нами как более длинные, чем периоды повседневности. Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, достаточно точно оцениваются интервалы в 5-15 минут, а более длинные промежутки времени вспоминаются как уменьшенные.

Восприятие движения — это отражение изменения  положения в пространстве и во времени различных объектов, их пространственно-временного перемещения. Оно связано с взаимодействием  различных анализаторов: зрительного, кинестетического и других. Возможны случаи, когда человек приписывает движения как окружающим предметам, так и самому себе. Это обуславливается разными причинами, но главным образом недостаточностью информации для полноценного анализа. Например, когда человек сидит в неподвижно стоящем поезде и видит в окно, как мимо идет другой поезд, то сначала наблюдателю кажется, что движется его вагон. Здесь основным источником информации является зрительный анализатор, однако отсутствие вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном.

При длительной фиксации взором движущихся предметов возникает  отрицательный последовательный образ  движения. Если перевести взгляд после  длительного наблюдения из окна движущегося  поезда на неподвижные предметы внутри вагона, то они покажутся движущимися в обратном направлении. Кажущиеся движения окружающих предметов испытывает человек утомленный или находящийся в состоянии опьянения. В лабораторных условиях кажущееся движение можно исследовать с помощью двух источников света, которые включаются последовательно один за другим. При соблюдении определенных условий (расстояния между лампами и временного интервала их включений менее 0,1 с), возникает иллюзия движения света от одного источника к другому. Это явление получило название "фи-феномен", т.е. феноменальное движение, существующее только в восприятии, в отличие от движения действительного.

Восприятия часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности  сознания на определенном объекте (внимание). В этом случае можно выделить восприятия непреднамеренные (непроизвольные) и преднамеренные (произвольные). Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения — непременное условие профессиональной подготовки специалиста; оно же формирует важное качество личности — наблюдательность.

Процесс восприятия при  наблюдении характеризуется следующими особенностями:

• сопровождается произвольным и устойчивым вниманием;

• имеет планомерный  характер, благодаря чему исключаются  элементы случайности и соответствующие  признаки не ускользают от наблюдателя;

• наблюдатель активно  отыскивает нужные ему объекты и  те особенности, которые его интересуют;

• носит систематический  характер, и наблюдатель повторяет  его столько раз, сколько надо для более полного и точного  изучения объекта;

• восприятие всегда связано  с мышлением и осознанным отношением к воспринимаемым деталям, их взаимосвязям и к причинам возникновения наблюдаемых явлений.

 

1.7 Отличие  восприятия от ощущений

Внешние явления, воздействуя  на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой  бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Способность ощущать  дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в  виде образов, наделены только человек  и высшие животные, она у них  складывается и совершенствуется в  жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении  его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло.

Образ, складывающийся в  результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную  работу сразу нескольких анализаторов. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения. «Сравнительно с чистым ощущением все, что воздействует на наши органы чувств, вызывает в нас нечто большее: оно возбуждает в мозговых полушариях процессы, которые отчасти обусловлены модификациями в строении нашего мозга, произведенными в нем предшествующими впечатлениями; в нашем сознании эти процессы вызывают идеи, которые так или иначе связаны с данным ощущением. Первой такой идеей является представление того предмета, к которому относится данное чувственное свойство. Осознание известных материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств, и есть то, что в настоящее время называется в психологии восприятием».

«Результат сложной  аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующий воспринимаемые детали в одно осмысленное целое. Этот сложный процессотражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием». «Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия».

    

1.8 Исследование  ощущений и восприятий

Исследование ощущений и восприятий широко используется во врачебной деятельности, особенно в  неврологии, офтальмологической и ЛОР-клиниках. Там разработаны многочисленные инструментальные методы исследования органов чувств. Однако и в процессе беседы и наблюдения за больным можно выявить многие особенности функционирования его перцептивной сферы.

Острота восприятий (количественная и качественная стороны). Способность улавливать самые тонкие и малозаметные разницы между отдельными ощущениями. Хорошо видит в сумерках, свободно распознает мелкие буквы текста. Подбирает цвета, различает их тончайшие оттенки. Улавливает незначительный шорох, слабые и отдаленные звуки. Обладает музыкальным слухом, способностью улавливать разницу между самыми близкими тонами. Ясно и отчетливо различает и распознает слабые запахи и прикосновения. Не замечается и преобладания одного рода ощущений над всеми остальными.

Информация о работе Восприятие как психический познавательный процесс