Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании восприятия как психического познавательного процесса.
Цель достигается при решении следующих задач:
Изучить научную литературу по избранной теме;
Исследовать уровень наблюдательности как результат развития восприятия;
Классифицировать полученные данные;
Описать результаты и сделать выводы.
Введение ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………....5
1.1 Основные теории изучение ощущений………………………..5
1.2 Основные теории изучение восприятия………………………...7
1.3 Общие закономерности ощущений……………………………..9
1.4 Основные характеристики ощущений…………………………10
1.5 Основные свойства восприятия………………………………..15
1.6 Классификация восприятий…………………………………….18
1.7 Отличие восприятия от ощущений…………………………….22
1.8 Исследование ощущений и восприятий……………………….24
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ……………………………………….…..27
2.1. Цели и задачи исследования……………………………………27
2.2. База и выборка исследования……………………………….......27
2.3 Методы и методики исследования…………………..………..28
ГЛАВА 3. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..….29
3.1 Представление и первичный анализ результатов исследования……………………………………………………………………..29
3.2 Результаты и выводы………………………………….…………..33
ВЫВОДЫ……………………………………………………………..…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…38
ЛИТЕРАТУРА……………………………
Точность и богатство восприятий. Наблюдателен, замечает и изучает все, что происходит вокруг, не упускает мелочей. Все наблюдения и описания увиденного и услышанного соответствуют действительности и отличаются точностью. Или, напротив, все описания, даже при внимательном отношении к предмету, полны ошибок и неточностей.
Обманы восприятий. Наличие иллюзий и галлюцинаций, о которых может сообщить сам больной или их можно заподозрить по его поведению. Последнее бывает важно в тех случаях, когда больной скрывает галлюцинации от окружающих. Больной со слуховыми обманами "разговаривает" с голосами, прислушивается, отвечает им. Можно заметить иногда, что больной затыкает уши, зажимает нос или зажмуривает глаза при наплыве соответствующих обманов восприятий.
Исследование гностических функций. Необходимо при подозрении на наличие нарушений не столько самого процесса восприятия, сколько процесса узнавания. Восприятие и узнавание — взаимосвязанные процессы. В психологии узнаванием называется опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. Выделяют сукцессивное и симультанное узнавание. При сукцессивном узнавании происходит опознание при помощи выдвижения и перебора гипотез, когда после чувства знакомости возникает полное опознание предмета или явления. При симультанном (мгновенном) опознании этот процесс единовременен.
Неузнавание видимого или слышимого при полной сохранности элементарных функций восприятия, которое возникает при очаговых поражениях мозга, называется агнозией. Конкретные методы изучения агнозий подробно рассматриваются и разрабатываются в нейропсихологии. Клинико-психологическому исследованию выявления агнозий всегда должно предшествовать исследование, которое исключало бы возможность поражения периферического отдела анализатора.
При исследовании зрительного гнозиса обследуемому показывают предметы или их четкие изображения. При правильном опознании рисунков, выполненных в реалистической манере, прибегают к показу более сложных для восприятия рисунков — силуэтных и "зашумленных" крапом, а также перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений (методика Поппельрейтера). Больные со зрительными агнозиями, которые не выявляются обычными методами, выявляются при предъявлении таких усложненных рисунков. Кроме того, для исследования оптического гнозиса можно пользоваться таблицами Равена, а также большое значение имеет описание больным сюжетной картинки, просмотр фотографий знакомых лиц.
Для исследования зрительного восприятия широко используется тахископический метод, который был предложен еще в XIX веке. На экране прибора могут демонстрироваться буквы, слова, геометрические фигуры и рисунки. Время демонстрации ограничивается — от одной тысячной секунды до секунды и более. Краткое время экспозиции затрудняет восприятие и выявляет нарушения в тех случаях, когда обычная демонстрация расстройств восприятия не обнаруживает.
Для исследования слухового гнозиса больному предъявляют для опознания различные звуки как простые, бытовые (скрип, колокольчик), так и сложные, музыкальные (опознание мелодий). Используется ритмическое выстукивание различных тактов с последующей попыткой воспроизведения их больным. Представляют интерес методики для исследования слуховых восприятий и речи с помощью магнитофона, где создаются специальные звуковые эффекты — "зашумление", разная интенсивность, неодновременность подачи звука в наушники и другие.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ
2.1. Цели и задачи исследования
Организация и проведение эмпирического исследования направлено на достижение следующей цели:
Эмпирическое исследование проводилось для проверки следующей гипотезы:
Задачи эмпирического исследования:
2.2. База и выборка исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ Гимназия г. Белореченск.
В исследовании принимали участие ученики 10 «А» класса (12 девушек и 8 юношей)
При получении данных для проведения исследования мы использовали следующие методы:
Для изучения восприятия проводилась методика исследования активного восприятия (наблюдательности).
ГЛАВА 3. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Представление и первичный анализ результатов исследования
Методика исследования активного восприятия (наблюдательности)
В основу исследования мы положили представление о многообразии проявления деятельности восприятия как активного, сознательного, контролируемого процесса. Осознанное восприятие развивается на основе бессознательного и регулируется волей человека. Отсюда возникает возможность исследовать активность восприятия как деятельности, вскрывающей «скрытые» свойства и особенности воспринимаемых содержаний. Одно из проявлений активного восприятия в обыденной жизни – наблюдательность. Чем наблюдательней человек, тем, с очевидностью, у него лучше развито восприятие и его регуляция.
Методика, использованная в нашем эксперименте – это «Методика исследования наблюдательности», предполагающая процедуру работы со стимульным материалом, группировку и математическую обработку данных.
Методика отвечает цели выявления уровня наблюдательности. В качестве стимульного материала используются две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем, кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из картинок по сравнению с другой. В качестве оборудования используются бумага, ручка и секундомер.
Я, естественно, составила список 10 различий в изображениях на картинках (Приложение 2):
Процедура исследования включает экспонирование картинок в течение 60 секунд. Испытуемые получили следующую инструкцию: «Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала «Стоп!» картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!».
Обработка и анализ
результатов включает
Итоговый показатель используется для расчетов коэффициента наблюдательности по формуле: , где У – уровень наблюдательности, С - существующие различия, Н – несуществующие различия.
Анализ результатов осуществляется путем сравнения полученного коэффициента наблюдательности с максимально возможным, то есть с единицей. Чем ближе коэффициент к 1,0, тем выше уровень наблюдательности испытуемого. Коэффициент, находящийся в пределах 0,5 - 0,9, свидетельствует о среднем уровне наблюдательности. Если он меньше 0,5 – то наблюдательность испытуемого слабая.
В исследовании приняли участие 20 человек, все являющиеся учениками обоего пола. Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым.
В результате проведения
исследования мы получили
Таблица 1
Группировка данных исследования наблюдательности
№ п/п |
Названные различия (номера по списку различий) | ||
Существующие (С) |
Несуществующие (Н) |
Итог (С – Н) | |
1. |
1, 3, 6, 5, 7, 9, 10, 8 |
0 |
8 |
2. |
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 |
1) Разные уши |
8 |
3. |
2,3,4,5,6,7,8,10,9 |
0 |
9 |
4. |
1,2,3,5,6,8,9,10,4,7 |
|
8 |
5. |
1,2,3,4,5,6,7,8,10 |
0 |
9 |
6. |
2,3,4,5,7,8,10 |
0 |
7 |
7. |
2,5,3,6,7,9, |
0 |
6 |
8. |
1,3,2,4,7,8,10 |
0 |
7 |
9. |
3,4,6,7,8,10 |
1) По разному стоят |
5 |
10. |
1,2,4,5,3,10 |
0 |
6 |
11. |
2,6,7,1,9,5,4,3,8 |
0 |
9 |
12. |
5,7,9,6,10,3,8,4,1,2 |
1) Разные рукава |
9 |
13. |
3,5,1,2,8,7 |
0 |
6 |
14. |
2,7,9,1,3,5,4 |
0 |
7 |
15. |
4,6,1,2,8,10 |
0 |
6 |
16. |
3,4,5,1,2 |
0 |
5 |
17. |
1,2,7,3,4,5,9,10 |
0 |
8 |
18. |
2,1,6,4,8,9,10 |
0 |
7 |
19. |
1,4,2,3,8,10,7 |
0 |
7 |
20. |
1,4,2,5,3,9,10 |
0 |
7 |
В данной таблице
представлены данные 20 мини-экспериментов,
объединенных нами в одну
По полученным данным
мы рассчитали коэффициенты наблюдательности
для каждого испытуемого. В отдельной
колонке мы указали уровень
Таблица 2
Коэффициенты наблюдательности
№ п/п |
Коэффициент наблюдательности |
Уровень наблюдательности |
1. |
|
средний |
2. |
|
средний |
3. |
|
средний |
4. |
|
средний |
5. |
|
средний |
6. |
|
средний |
7. |
|
средний |
8. |
|
средний |
9. |
|
средний |
10. |
|
средний |
11. |
|
средний |
12. |
|
средний |
13. |
|
средний |
14. |
|
средний |
15. |
|
средний |
16. |
|
средний |
17. |
|
средний |
18. |
|
средний |
19. |
|
средний |
20. |
|
средний |
Информация о работе Восприятие как психический познавательный процесс