Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании восприятия как психического познавательного процесса.
Цель достигается при решении следующих задач:
Изучить научную литературу по избранной теме;
Исследовать уровень наблюдательности как результат развития восприятия;
Классифицировать полученные данные;
Описать результаты и сделать выводы.
Введение ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………....5
1.1 Основные теории изучение ощущений………………………..5
1.2 Основные теории изучение восприятия………………………...7
1.3 Общие закономерности ощущений……………………………..9
1.4 Основные характеристики ощущений…………………………10
1.5 Основные свойства восприятия………………………………..15
1.6 Классификация восприятий…………………………………….18
1.7 Отличие восприятия от ощущений…………………………….22
1.8 Исследование ощущений и восприятий……………………….24
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ……………………………………….…..27
2.1. Цели и задачи исследования……………………………………27
2.2. База и выборка исследования……………………………….......27
2.3 Методы и методики исследования…………………..………..28
ГЛАВА 3. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..….29
3.1 Представление и первичный анализ результатов исследования……………………………………………………………………..29
3.2 Результаты и выводы………………………………….…………..33
ВЫВОДЫ……………………………………………………………..…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…38
ЛИТЕРАТУРА……………………………
Интерпретируя полученные результаты, можно отметить, что все наши испытуемые показали средний уровень развития наблюдательности. Все они отметили, что за осознанное восприятие и сравнение картинок энергозатратно. Все они за одну минуту успели устать.
Каждая личность обладает своеобразным «подходом» к исследованию картинки. Испытуемые 2, 4, 9, 12 совершили ошибки, назвав несуществующие признаки. Это, несомненно, говорит о неверной идентификации воспринимаемого содержания. Все они отметили, что очень старались выполнить задание за отведенные 60 секунд. Высокая мотивация и тревожность привели к поспешным умозаключениям. Все эти испытуемые при повторном, неэкспериментальном рассматривании картинок с удивлением отметили, что ряд названных ими различий, в действительности, не существует. Это приводит нас к умозаключению, что на проявления наблюдательности влияет внутреннее состояние испытуемых, а именно: высокая мотивация решения задачи и тревожность по поводу дефицита времени. Эти испытуемые отметили, что «в жизни вообще» не любят, когда не хватает времени, при его дефиците «не знают, за что хвататься», переживают дезорганизацию деятельности, испытывают самый настоящий стресс.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восприятие – чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя. В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически. Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу.
Сознание подключается к познаваетльному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении перцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания. Перцептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового, противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это может существовать?» и подобные им.
ЛИТЕРАТУРА
информации. - М., 1977;
восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net;
восприятию. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;
восприятию – Режим доступа: www. psychology Online. net;
психологии. – Режим доступа: myword.ru;
восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net;
под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1975;
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Список испытуемых
Приложение 2
Информация о работе Восприятие как психический познавательный процесс