Восприятие как психический познавательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании восприятия как психического познавательного процесса.
Цель достигается при решении следующих задач:
Изучить научную литературу по избранной теме;
Исследовать уровень наблюдательности как результат развития восприятия;
Классифицировать полученные данные;
Описать результаты и сделать выводы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………....5
1.1 Основные теории изучение ощущений………………………..5
1.2 Основные теории изучение восприятия………………………...7
1.3 Общие закономерности ощущений……………………………..9
1.4 Основные характеристики ощущений…………………………10
1.5 Основные свойства восприятия………………………………..15
1.6 Классификация восприятий…………………………………….18
1.7 Отличие восприятия от ощущений…………………………….22
1.8 Исследование ощущений и восприятий……………………….24
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ……………………………………….…..27
2.1. Цели и задачи исследования……………………………………27
2.2. База и выборка исследования……………………………….......27
2.3 Методы и методики исследования…………………..………..28
ГЛАВА 3. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..….29
3.1 Представление и первичный анализ результатов исследования……………………………………………………………………..29
3.2 Результаты и выводы………………………………….…………..33
ВЫВОДЫ……………………………………………………………..…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…38
ЛИТЕРАТУРА……………………………

Файлы: 1 файл

!!!курсовая ощущение и восприятие.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

 

 Интерпретируя полученные результаты, можно отметить, что все наши испытуемые показали средний уровень развития наблюдательности. Все они отметили, что за осознанное восприятие и сравнение картинок энергозатратно. Все они за одну минуту успели устать.

Каждая личность обладает своеобразным «подходом» к исследованию картинки. Испытуемые 2, 4, 9, 12 совершили ошибки, назвав несуществующие признаки. Это, несомненно, говорит о неверной идентификации воспринимаемого содержания. Все они отметили, что очень старались выполнить задание за отведенные 60 секунд. Высокая мотивация и тревожность привели к поспешным умозаключениям. Все эти испытуемые при повторном, неэкспериментальном рассматривании картинок с удивлением отметили, что ряд названных ими различий, в действительности, не существует. Это приводит нас к умозаключению, что на проявления наблюдательности влияет внутреннее состояние испытуемых, а именно: высокая мотивация решения задачи и тревожность по поводу дефицита времени. Эти испытуемые отметили, что «в жизни вообще» не любят, когда не хватает времени, при его дефиците «не знают, за что хвататься», переживают дезорганизацию деятельности, испытывают самый настоящий стресс.

 

 

 

ВЫВОДЫ

  • Деятельность восприятия можно исследовать как деятельность наблюдения;
  • Наблюдательность основывается как на бессознательных, так и на осознанных действиях;
  • Наблюдательность требует навыков сравнения, классифицирования и прочих мыслительных операций;
  • Разные испытуемые, совершая деятельность наблюдения, действуют по-разному: одни пытаются действовать систематично, двигаясь сверху вниз по картинкам, другие же действуют хаотично, называя то, что первым «бросается в глаза»;
  • Для большинства испытуемых характерен средний уровень наблюдательности;
  • Анализ ошибок наблюдения приводит к заключениям о влиянии силы мотивации и стрессоустойчивости на показываемый уровень наблюдательности;

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Восприятие – чрезвычайно  сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя. В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности  и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически. Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу.

Сознание подключается к познаваетльному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении перцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания. Перцептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового, противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это может существовать?» и подобные им.

  • Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений – это проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование. Наше исследование было направлено на выявление уровня наблюдательности, как показателя состояния восприятия.
  • Наше исследование, выполненное с использованием методики исследования наблюдательности, показывает, что восприятием можно и нужно управлять. Все наши испытуемые обнаружили средний уровень наблюдательности, но действовали по-разному. Одни действовали систематично, другие хаотично. Одни старались не ошибиться и не ошибались, а другие, в силу эмоциональных причин, воспринимали задание и ограничения во времени как стресс. 
  • Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной

     информации. - М., 1977;

  1. Грегори Р. Разумный глаз. – М., 2003;
  2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2000;
  3. Картинки «найди 10 различий». – Режим доступа: www.scanword.net;
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975;
  5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, М.,1983;
  6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000;
  7. Леонтьев А.Н. Психология образа //Хрестоматия по ощущению и

     восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net;

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2001;
  2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.– М., 1998;
  3. Олпорт Х.Ф. Феномены восприятия //Хрестоматия по ощущению и

     восприятию. -  Режим доступа: www. psychology Online. Net;

  1. Осгуд Ч. Перцептивная организация //Хрестоматия по ощущению и

     восприятию – Режим доступа: www. psychology Online. net;

  1. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей

    психологии. – Режим доступа: myword.ru;

  1. Перевернутый мир Дж. Срэттона //Хрестоматия по ощущению и

     восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net;

  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2003;
  2. Рубин В. Построение образа// Хрестоматия по ощущению и восприятию/

     под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1975;

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2001;
  2. Титченер Э. Очерки психологии. – СПб., 1998;
  3. Фресс П. Оптимум мотивации // Хрестоматия по психологии мотивации.  - Режим доступа: www. psychology Online. Net

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1

 

Список испытуемых 

 

  1. Абрамкин Антон
  2. Беликова Светлана
  3. Бондаренко Евгений
  4. Гунченко Елена
  5. Дудкина Анастасия
  6. Жлобких Антонина
  7. Ибрагимов Вячеслав
  8. Кайгородов Алексей
  9. Кукасьян Ашот
  10. Курбанова Олеся
  11. Ломанова Яна
  12. Марченко Татьяна
  13. Мурадян Мелина
  14. Мусальян Армен
  15. Парченко Наталья
  16. Пересторонин Константин
  17. Рубцова Екатерина
  18. Рябченко Марина
  19. Хоценко Диана
  20. Яровой Андрей

 

Приложение 2





Информация о работе Восприятие как психический познавательный процесс