Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании восприятия как психического познавательного процесса.
Цель достигается при решении следующих задач:
Изучить научную литературу по избранной теме;
Исследовать уровень наблюдательности как результат развития восприятия;
Классифицировать полученные данные;
Описать результаты и сделать выводы.
Введение ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………....5
1.1 Основные теории изучение ощущений………………………..5
1.2 Основные теории изучение восприятия………………………...7
1.3 Общие закономерности ощущений……………………………..9
1.4 Основные характеристики ощущений…………………………10
1.5 Основные свойства восприятия………………………………..15
1.6 Классификация восприятий…………………………………….18
1.7 Отличие восприятия от ощущений…………………………….22
1.8 Исследование ощущений и восприятий……………………….24
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ……………………………………….…..27
2.1. Цели и задачи исследования……………………………………27
2.2. База и выборка исследования……………………………….......27
2.3 Методы и методики исследования…………………..………..28
ГЛАВА 3. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..….29
3.1 Представление и первичный анализ результатов исследования……………………………………………………………………..29
3.2 Результаты и выводы………………………………….…………..33
ВЫВОДЫ……………………………………………………………..…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…38
ЛИТЕРАТУРА……………………………
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием рецептора.
Длительность ощущения также определяется интенсивностью воздействия на рецептор, его функциональным состоянием, но главным образом — временем действия на рецептор.
При действии раздражителя ощущение возникает не сразу, а через некоторое время (скрытый, или латентный период). Для болевых ощущений латентный период составляет 370 миллисекунд, тактильных — 130, а вкусовое ощущение возникает уже через 50 миллисекунд после нанесения на язык химического раздражителя.
Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает сразу после прекращения его действия. Эта инерция ощущений называется последействием. Например, след от раздражителя в зрительном анализаторе остается в виде последовательного образа, сначала положительного, а потом отрицательного. Положительный последовательный образ по свету и цветности не отличается от первоначального изображения (в кинематографе именно это свойство зрительного анализатора используется для создания иллюзии движения), а далее возникает как бы негативное изображение, причем цветные источники цвета заменяются дополнительными им цветами.
Если смотреть сначала на красный цвет, то после этого белая поверхность будет казаться зеленой. Если первоначальный цвет был синий, то последовательный образ будет желтым, а если первоначально смотреть на черную поверхность, то последовательный образ будет белым. [5,89]
Слуховые ощущения тоже могут сопровождаться последовательными образами. Например, всем хорошо известно явление "звона в ушах" после воздействия оглушающих звуков.
Сходный эффект характерен и для мышечной системы. Станьте в дверном проеме и сильно "отталкивайте" от себя руками косяки; отойдя после этого в сторону и расслабив мышцы рук, вы почувствуете, что руки как бы сами собой поднимаются вверх.
Академиком Д.Н. Узнадзе (Тбилиси, 1963) испытуемым 10-15 раз давали ощупать правой рукой большой, а левой — маленький шар, а затем шары одинакового размера. При этом оказывалось, что шар, ощупываемый правой рукой, по контрасту казался меньшего размера, а шар, ощупываемый левой рукой, — большим. [8,155]
1) Диапазон чувствительности. Раздражитель способен вызвать ощущение только при достижении определенной величины или силы.
Нижним абсолютным порогом ощущения (Jo) называют минимальную силу (интенсивность, длительность, энергию или площадь) воздействия, которая вызывает едва заметное ощущение. Чем ниже Jo, тем выше чувствительность анализатора к раздражителю. Например, нижняя граница (порог) чувствительности высоты звука составляет 15 Гц, света — 0,001 свечи и так далее.
Раздражители меньшей силы называются подпороговыми (субсенсорными), и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Если снижать интенсивность света настолько, что человек уже не может сказать, видел ли он вспышку света, то от руки в данный момент тем не менее регистрируется кожно-гальваническая реакция. Это говорит, что световой сигнал, хотя и не осознавался, но был переработан нервной системой. На такой процедуре основано действие "детектора лжи".
Переход от подпорогового ощущения осуществляется скачкообразно — если воздействие почти достигло пороговой величины, то достаточно бывает едва заметного увеличения силы воздействия, для того, чтобы стимул сразу полностью превратился в ощущаемый. Подпороговые импульсы не безразличны для организма. Подтверждением тому служат многочисленные факты, получаемые в клиниках нервных болезней и психиатрии, когда именно слабые, подпороговые раздражители, идущие из внешней или внутренней среды, создают в коре больших полушарий доминантный очаг и способствуют возникновению "обманов чувств" — галлюцинаций.
Некоторые ученые отмечают сходство между подпороговым восприятием (ощущением) и экстрасенсорным, где речь также идет о сигналах, которые слишком слабы, чтобы дойти до уровня сознания, но все же некоторыми людьми в определенное время и в определенном состоянии эти сигналы улавливаются. К экстрасенсорному восприятию относят ясновидение (способность видеть недоступное видению на расстоянии), телепатию (получение информации о человеке, который находится далеко, передача мыслей), предвидение (способность угадывать будущее).
Пограничная зона психологии, изучающая псифеномены, возникла в начале 30-х годов, хотя в научных кругах эти работы начали открыто обсуждаться только в последние десятилетия. Парапсихологическая ассоциация, исследовавшая "аномальные" явления, в 1969 году была принята в Американскую ассоциацию научного прогресса. Эта область, недавно признанная научной дисциплиной, в Германии и США называется парапсихологией, во Франции — метапсихикой, в России — биоинформатикой. Новое общее название — псилогия. Главная трудность в полном признании результатов в этой области — не всегда удается воспроизвести изучаемые феномены, что, безусловно, необходимо для фактов, претендующих быть научными. [11,578]
Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринять анализатор (Jmax). Воздействия, превышающие Jmax, перестают дифференцированно ощущаться или вызывают боль. Jmax значительно более изменчив у разных людей и в разных возрастах, чем Jo. Интервал между Jo и Jmax носит название "диапазон чувствительности".
2) Дифференциальный (разностный) порог чувствительности. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальная величина разности в силе двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить, называется порогом различения (aJ). Чем меньше величина разностного порога, тем выше способность данного анализатора дифференцировать раздражение.
Немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878) установил, что увеличение интенсивности раздражителя, способное вызвать едва заметное увеличение интенсивности ощущения, всегда составляет определенную часть первоначальной величины раздражителя (закон Вебера). Так, усиление давления на кожу уже ощущается, если увеличить груз всего на 3% (к гирьке весом 100 г надо добавить 3 г, а к гирьке в 200 г надо добавить 6 г и т.д.). Эта зависимость выражается следующей формулой: dJ/J=const, где J — сила раздражителя, dJ — ее едва различаемый прирост (порог различения), const — постоянная величина (константа), различная для разных ощущений (давление на кожу — 0,03,зрение — 0,01; слух — 0,1 ит.д.).
3) Оперативный порог различимости сигналов — это та величина различения между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают своего максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.
4) Психофизический закон
Вебера — Фехнера — описывает
зависимость интенсивности
Немецким физиком Д.Т. Фехнером (1801-1887) эта зависимость выражена следующей формулой (основной психофизический закон): E=k*logJ+c (интенсивность ощущения увеличивается пропорционально логарифму силы раздражителя), где к — коэффициент пропорциональности, с — константа, различная для ощущений разных модальностей.
Американский ученый С. Стивенс полагает, что основной психофизический закон лучше выражается не логарифмической, а степенной функцией. Однако в любом случае сила ощущения нарастает существенно медленнее, чем величина физических стимулов. Эти закономерности связаны с особенностями электрохимических процессов, происходящих в рецепторах при преобразовании воздействия в нервный импульс. [6,432]
Психофизика Вебера и Фехнера имела большое значение для введения в психологию статистических методов и для творческого контакта с физиологией. Однако надо отметить, что выявленные закономерности распространяются не на всю область органов чувств. Кроме того, самая большая проблема психофизики до сих пор остается нерешенной: мы видим, что физические и биохимические процессы трансформируются в психические уже во время ощущений, но мы не знаем, как нервные процессы в коре головного мозга переходят в психические. Иногда также говорят о специфической энергии органов чувств, имея в виду, что орган чувств и на неадекватное раздражение дает адекватную реакцию. Так, например, орган зрения и на давление или удар отвечает адекватно — световым или цветовым ощущением. [6,321]
5) Временной порог
— минимальная длительность
6) Пространственный порог
— определяется минимальным
7) Латентный период реакции — промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Для ощущений разной модальности он различен. Например, для зрения он составляет 160-240 мсек. Следует также помнить, что после окончания воздействия раздражителя ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения составляет 0,1-0,2 сек), поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должен быть не меньше времени сохранения ощущений.
При проектировании современной техники инженерам необходимо знать и учитывать психологические возможности человека по приему информации. Основные характеристики анализаторов можно найти в соответствующих руководствах и справочниках по инженерной психологии.
1.5 Основные свойства восприятия
1. Предметность и целостность — главные свойства восприятия, так как мы всегда воспринимаем целостный образ предмета. Однако эти наши способности не являются врожденными. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в раннем детстве и которым зрение вернули в зрелые годы. Первое время после операции они видели не предметы, а лишь их расплывчатые очертания и пятна, т.е. у них были лишь одиночные ощущения, которые не сливались в образ восприятия. Постепенно у них формировалось зрительное восприятие, но оно долго ограничивалось тем, что они узнали путем осязания. Целостность восприятия проявляется и в его нарушениях, известных в психиатрической практике.
2. Константность —
другое свойство восприятия, которое
обеспечивает относительное
Константность — это
относительная независимость
3. Избирательность восприятия
наглядно выявляется в
Исследования соотношения фигуры и фона, которые проводились школой гештальтпсихологии, показывают, что наш мозг имеет тенденцию структурировать стимульные сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет поверхность с четкими границами, при прочих равных условиях, стремится приобрести в восприятии статус фигуры. Второе правило заключается в заполнении пробелов — фрагментарное изображение всегда сводится к фигуре с простым и ровным контуром. Объединение (группировка) элементов — это еще один аспект организации восприятия. Элементы объединяются по степени близости, сходства, симметрии или непрерывности. Большое значение имеет степень контрастности: если она мала, то фигура сливается с фоном и остается невоспринятой. Границу между фигурой и фоном обычно относят к фигуре, а не к фону. [5,98]
4. Осмысленность восприятия
— указывает на связь
Информация о работе Восприятие как психический познавательный процесс