Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:31, курсовая работа
Задумывались ли Вы когда – нибудь над тем, что делает нашу жизнь чище, лучше, добрее, Это, безусловно, ясная погода и стабильная зарплата, здоровая семья и хорошие новости, счастливые детские глаза и гордость за свою страну. Но как часто мы закрываем глаза на факторы, “портящие” нашу жизнь! Мы считаем обыденными явлениями, а порой и вовсе не замечаем грязь в подъездах, брошенных детей, аварии на дорогах, разгул наркомании и проституции, да и еще сотню – другую показателей “больного” общества.
Рассмотрим этот механизм более подробно.
Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту, хочет находится в хорошем психофизическом тонусе, не испытывать отрицательных эмоций (тревога, тоска, стресс).В современной жизни такое состояние достижимо далеко не всегда: число событий, имеющих значение для конкретного человека, нарастает – меняются экология, среда, возрастает поток информации, которую нужно усвоить, приходится принимать все больше решений, имеющих жизненно важное значение. Другими словами современная жизнь изобилует стрессогенными факторами и раздражителями. Предшествующие поколения человека не сталкивались с этими явлениями и не выработали способности эффективно адаптироваться к быстрому нарастанию изменений. Психологический комфорт может изменяться и в связи с «внутренними» причинами, присущими организму, особенностями биоритмов. Люди по-разному относятся к периодам сниженного настроения, жизненного тонуса. Как правило, они находят в себе силы справиться с ними, зная по предшествующему опыту, что это кратковременное состояние. Некоторые используют свои внутренние ресурсы, но встречаются и другие ситуации, когда даже кратковременные и незначительные по выраженности колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как труднопереносимые. О таких людях можно сказать, что у них низкая переносимость психологических затруднений. В психологии такие психологические затруднения называют фрустрацией.
Аддикция для этих людей – способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным способ изменяющие психическое состояние, повышающие настроение, можно вначале добиться желаемого, удовлетворить свое стремление, однако, в дальнейшем этого уже не достаточно. Аддикция – это процесс, который имеет начало, претерпевает развитие и имеет завершение.
Само размышление человека о том, что решить проблему можно путем ухода от нее с помощью суррогатов (алкоголь, наркотики, сигареты) вызывает у него чувство эмоционального возбуждения, волнения, подъема или релаксации, Таким образом достигается начало желаемого эмоционального изменения, возникает ощущение контроля над собой и ситуацией, чувство удовлетворения жизнью. Аддиктивное поведение вначале создает иллюзию решения проблем, спасения от стрессовых ситуаций путем избегания последних. В этой особенности аддикции содержится большой соблазн: хочется идти по пути наименьшего сопротивления. Конечно, отвлечение необходимо каждому человеку, но в случае аддикции оно становится стилем жизни, и человек оказывается в ловушке.
Другая опасность аддиктивного поведения – возникновение механизма самозащиты, который называется в психологии «мышление по желанию». Он заключается в том, что человек вопреки логике причинно – следственных связей считает реальным лишь то, что соответствует его желаниям, содержание мышления при этом, в свою очередь, подчинено эмоциям. В связи с этим невозможно или очень трудно убедить человека с аддиктивным поведением в неправильности, опасности его подходов. Разговор с такими людьми происходит в двух плоскостях, которые не соприкасаются друг с другом: логической и эмоциональной. То, что кажется очевидным в логической плоскости, не влияет на «мышление по желанию» человека с аддиктивным поведением (для краткости – аддикт). Аддикт на формально- логическом уровне соглашается с приводимыми доводами, но это совершенно не отражает его внутренней установки, которая остается аддиктивной и оправдывает его поведение.
Характерными чертами людей
с аддиктивным поведением является
эгоцентричность и наличие
У аддиктов искажено не только отношение к себе. Значительные изменения претерпевают и отношения с окружающими. При формировании аддиктивного подхода происходит замена межличностного отношения проекцией своих эмоций на предметные суррогаты. В норме межличностные отношения характеризуются динамикой, в процессе контактов с людьми происходит обмен мнениями, взаимное обогащение, усвоение опыта. Однако они малопредсказуемы – от людей можно ожидать не только позитивного общения, но и предательства, обмана…Аддиктивное поведение, напротив, дарит ощущение постоянства и предсказуемости – отношение с предметом – суррогатом фиксируется на основных чертах заранее ожидаемой эмоции, которая достигается уже привычным и знакомым, к тому же достаточно простым способом. Таким образом, отношения аддиктивного типа оказываются более стабильными, предсказуемыми, чем естественные отношения с людьми.
Ранее уже упоминалось о том, что такая форма деструктивного поведения, как аддиктивное поведение, имеет определенную динамику, развитие, заключающееся в прогрессивном углублении нарушений в случаях, когда процесс не будет остановлен.
Можно выделить основные узлы этого процесса.
Узел первый. Начало отклонения. Исходной точкой возникновения аддиктивного поведения – переживание интенсивного острого изменения психического состояния (повышенное настроение, чувство радости, восторга, либо ощущение драматизма, риска) в связи с приемом каких-либо психотропных веществ или в результате какого-либо действия (например, азартной игры); фиксация в сознании этой связи. Появляется понимание того, что существует достаточно легкий путь снятия стресса, отвлечения от проблемы. Чем более интенсивна переживаемая эмоция, тем больше вероятность того, что причина возникновения этой эмоции станет в последующем аддиктом.
Узел второй – аддиктивный ритм. Характеризуется формированием определенной последовательности и частоты прибегания к средствам аддикции. На этом этапе аддиктивный ритм коррелирует с жизненными затруднениями, фрустрациями и определяется порогом переносимости этих затруднений: чем порог ниже, тем ритм быстрее.В промежутках между прибеганием к аддикции такие люди продолжают находиться в сфере прежних межличностных отношений. Они как бы пробуют два пути – естественный и искусственный (аддиктивный). Постепенно аддиктивный ритм становится более частым, естественные отношения с людьми отступают на второй план. Итуации, вызывающие аддиктивную реализацию, становятся все более разнообразными: все, что вызывает душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта, провоцирует аддиктивное поведение.
Узел третий – формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности. Учащение аддиктивного ритма приводит к тому, что он становится стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни. Этот процесс характеризуется определенным раздвоением личности и внутренней борьбой. Выступает отчетливо защитная реакция отрицания существующих проблем. Это внешнее отрицание (отрицание для других) может сочетаться с внутренним осознанием опасности. И тогда вступает в действие защитная реакция – объяснение своего поведения ссылками на различные внешние факторы и ситуации, рассмотрение его как случайного или в худшем случае временного явления.
Формирование аддиктивного поведения
как интегральной части личности
делает аддиктов невосприимчивыми к
попыткам их критики, разубеждению на
уровне здравого смысла. Формально-логическое
умозаключения аддикта
Алкоголизм, наркомания, табакокурение – все это виды деструктивного (отклоняющегося) поведения. Нарастание отклоняющегося поведения свидетельствует о социальном неблагополучии в обществе и может не только находить свое выражение в негативных формах, но и отражать возникновение нового социального мышления, новых социальных стереотипов поведения. Стиль жизни общества, принятые нормы поведения, системы ценностей, этико-моральные принципы, ориентация на те или иные имиджи, на образцы поведения, заслуживающие подражания или вызывающие зависть, понятия справедливости, престижа – все это оказывает большое влияние на каждого конкретного человека.
Парадоксальность ситуации в том, что общество само стимулирует глубинные механизмы аддикции, не прогнозируя последствий процесса. Один из способов подобного скрытого стимулирования – прагматическая ориентация на достижение успеха любой ценой с использованием принципа «цель оправдывает средства». Важно достижение цели, а не способы, не процесс как таковой; человек перестает обращать внимание на переживания, страдания его и окружающих, их лишения, жертвы, главное для него – добиться поставленной цели. Причем достижение цели зачастую оказывается никому не нужной фикцией, приносящей больше вреда, чем пользы. Любой этап этого процесса может стать благодатной почвой для появления аддиктивного появления: в случае невозможности достижения цели человек испытывает стресс, чувство неудовлетворения собой и окружающим миром; в случае, если цель все-таки достигнута, есть вероятность возникновения так называемой «депрессии успеха» - все вершины покорены, стремиться больше некуда и незачем, а сил и энергии для постановки и решения новых задач уже нет, остается только опустошенность…Устав от трудного поиска решения житейских проблем, человек прибегает к простому и доступному способу релаксации, ухода от дискомфортного психологического состояния с помощью алкоголя, наркотиков, азартных игр….
Определенное значение может иметь также внушаемое средствами массовой информации стремление «быть совершенным» любой ценой. В результате у многих людей возникают такие формы аддиктивного поведения, как, например, голодание. Кроме того, внешнее совершенство, как правило, само по себе недостижимо, упорное стремление к нему приводит не к успеху, а разочарованию.
Развитию аддиктивного поведения способствуют культ материальных благ, преклонение перед модными, престижными вещами, когда люди с внутренней опустошенностью стремятся найти смысл жизни в приобретательстве. Приобретательство вообще представляет собой одну из характерных черт аддиктов. Этот процесс не имеет конца, его глубинный психологический механизм заключается в попытке «наполнить себя извне», что фактически невозможно, так как духовная недостаточность вещами не восполняется. Отсюда чувство неудовлетворенности, разочарования, депрессии.
Наконец, вероятность возникновения аддиктивного поведения возрастает в обществе, где преобладает «инструментальное» отношения к людям – как к объектам, винтикам одной машины, марионеткам, которыми можно манипулировать, игнорируя индивидуальность каждого конкретного человека, его чувства и эмоции.
Подытоживая вышеизложенное, можно сделать следующее заключение: методы борьбы с аддиктивным поведением, применяемые в современном мире, носят в целом односторонний характер. Корни аддиктивного поведения остаются при этом незатронутыми, из поля зрения выпадают условия, способствующие возникновению аддиктивных жизненных подходов.
Аддиктивное курение обычно формируется в результате начального экспериментирования с сигаретами из интереса, любопытства, под влиянием друзей
Часть II. Статистический анализ данных, полученных в результате опроса мнений отношения к рекламе, направленной против табакокурения
Для того чтобы лучше понять отношение к рекламе, направленной против табакокурения, было проведено анкетирование студенческой молодежи г. Кемерово. Опрошено 140 человек, из них 32 человек – мужчины (23%),
108 (77 %) – женщины. Средний возраст респондентов составляет 22 года. В результате опроса были получены следующие данные:
65 % опрошенных не курят вообще
35 % курят с различной интенсивностью
Диаграмма показывает процентное соотношение курящих и не курящих опрошенных (Рис. 1):
Были выявлены различия по половому признаку среди людей, курящих с различной интенсивностью (Рис. 2 и Рис. 3). Из них:
58 % – курящие женщины
42 % - курящие мужчины
Прежде, чем начать выяснение отношения к социальной рекламе, необходимо узнать, сталкивались ли респонденты вообще с таким явлением, как социальная реклама. Анализ показал следующие результаты:
53,57 % опрошенных иногда видели ее в СМИ
20, 7 % встречаются с ней раз в день
19,28% - раз в неделю
и только 6,4 % опрошенных не обращают внимания на социальную рекламу.
Эти данные говорят о том, что явление социальной рекламы достаточно знакомо студенческой молодежи г. Кемерово.
Следующий шаг в понимании проблемы – выяснить, как респонденты позиционируют для себя роль и функцию социальной рекламы. Разобраться в этом помогут следующие данные: