Вовлечение молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение основных направлений и форм вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть аддиктивное поведение молодёжи как одну из форм отклоняющегося поведения, а также его сущность, формы и масштабы проявления.
2. Определить роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи.
3. Изучить нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью.
4. Рассмотреть механизмы вовлечения молодёжи группы риска к занятиям физической культурой и спортом.
5. Проанализировать роль спортивного клуба в формировании здорового образа жизни среди молодёжи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Занятия физической культурой и спортом как приоритетное направление профилактики аддиктивного поведения молодёжи. ………..….10
1.1. Аддиктивное поведение молодёжи как одна из форм отклоняющегося поведения: сущность, формы и причины возникновения...10
1.2. Исследование социальной ситуации аддиктивного поведения и вовлечённости в физическую культуру и спорт молодёжи………………..…20
1.3. Роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи……………………………………………31
Глава 2. Основные направления и формы вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом …………..………….……………..35
2.1. Нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью …………………….…….…………………………….35
2.2. Роль спортивного клуба в формировании здорового образа жизни среди молодёжи………………. ………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………........…..50
Список источников и литературы…………………………….………....54
Приложение ………………………………………………….…………...62

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ МОЙ.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Факультет психологии, социальной работы и физической культуры

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

Допустить к защите

Зав.кафедрой, к.ф.н..,доцент

_______________И.А.Козырева

«____»__________________2011

 

 

Курсовая работа

 

Вовлечение  молодёжи в занятия  физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения

 

 

 

Научный руководитель

Ст. преподаватель 

 С.С. Чабанова

______________________________

«____»_____________________2011

Исполнитель:

Студентка 741 группы

Е.Г.Канова

______________________________

«____»_____________________2011

 

 

Сыктывкар, 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.  Занятия физической культурой и спортом как приоритетное направление профилактики аддиктивного поведения молодёжи. ………..….10

1.1. Аддиктивное поведение  молодёжи как одна из форм  отклоняющегося поведения: сущность, формы и причины возникновения...10

1.2. Исследование социальной  ситуации аддиктивного поведения и вовлечённости в физическую культуру и спорт молодёжи………………..…20

1.3. Роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи……………………………………………31

Глава 2. Основные направления и формы вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом …………..………….……………..35

2.1. Нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью …………………….…….…………………………….35 
         2.2. Роль спортивного клуба в формировании здорового образа жизни среди молодёжи………………. ………………………………………………...45

Заключение………………………………………………………........…..50

Список источников и литературы…………………………….………....54

Приложение ………………………………………………….…………...62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  в последние десятилетия в России отмечается рост потребления алкоголя и наркотиков, что сказывается не только на здоровье населения страны, но и на экономике России в целом. Распространение наркомании в России  в это время происходило угрожающими темпами. Количество наркозависимых граждан в России выросло на 60%. По данным Минздрава в России к 2010 г. насчитывается около 550 тыс. наркозависимых лиц, а по экспертным оценкам их около 2-2,5 млн. человек. Острой также является проблема алкоголизма в России. В настоящее время насчитывается более 2 млн. человек, страдающих алкоголизмом. Данный показатель выводит проблему на уровень всей российской нации.

В результате систематического употребления психоактивных веществ  происходит стремительная девиация личности с ее разрушением морально-нравственных аспектов ее поведения. Основную группу потребителей психоактивных веществ составляет молодёжь, именно та категория населения страны, от которой зависит будущее благополучие, статус и мощь державы. Употребление  алкоголя и психоактивных веществ приводит к  различным социальным отклонениям, в том числе аддиктивному поведению.

В условиях социально-экономических  и политических преобразований современной  России особое значение приобретают  вопросы укрепления физического  и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Известно, что конституционной основой развития физической культуры и спорта в стране являются две статьи Конституции Российской Федерации - статья 41, в которой сказано о том, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, и статья 72, где говорится о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта1.

В 1999 г. был принят Федеральный  закон "О физической культуре и  спорте в Российской Федерации2". Этот закон - важная веха в формировании правовых основ физкультурно-спортивной деятельности. Однако сегодня необходимо идти дальше. Актуальной задачей становится формирование приоритетного отношения к сфере физической культуры и спорта по всем параметрам: экономическим, идеологическим, политическим. Это приоритетное отношение должно быть закреплено прежде всего в системе законодательных актов.

В настоящее время  наблюдается колоссальный рост интереса к спорту на всех уровнях. Большое внимание Рособразованием уделялось реализации направлений "Развитие молодежного, детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта". В настоящее время в 60 субъектах Российской Федерации действуют региональные программы отдыха и оздоровления детей и молодежи, в 52 регионах работают 244 досуговых и оздоровительных центра, которые находятся в ведении региональных органов по делам молодежи. В 2005 г. благодаря усилиям, направленным на развитие массового молодежного спорта со стороны федерального центра, мобилизации региональных и местных ресурсов удалось увеличить контингент детей и молодежи, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, с 2,6 до 3,5 млн. человек3.

Спорт является универсальным  механизмом для самореализации и  самосовершенствования человека, для  его самовыражения и развития. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать в профилактике аддиктивного поведения, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг морального и физического оздоровления молодежи. Спецификой физкультурно-спортивной профилактической деятельности является комплексное воздействие на личность, включающее в себя изменение поведения, удовлетворение естественных потребностей в самоутверждении и самореализации.

 Проблемы аддиктивного поведения молодёжи привлекают внимание большого количества учёных. Данной проблемой занимались: Ц.П.Короленко4, Е.Н.Ильин5, П.Б.Ганнушкин6, С.А. Кулаков7, Г.М. Андреева8, А.Ю. Акопов9, С.Ф. Смагин10,Н.В. Чудова11, Е.А. Бастрикова, М.А. Пименова12, В.Д. Менделевич13, Л.Г. Леонова и Н.Л. Бочкарева14 и др. Большинство авторов говорят о том, что зависимость является следствием избегания от давления общества, противопоставление себя ему, как знак протеста против его норм; избегание решения проблем, нетерпимость и нетерпеливость, ущемлённость в свободе, проблемы со взаимоотношениями в обществе, проблемы с трудоустройством и др.

Значимыми для работы оказались исследования А. В. Бараненко, О. Б. Калиниченко15, А.Ю. Егорова16, А.Е. Личко, В.С. Битенского17, Б.С. Владимирова 18, Б.М. Гузикова , А.А. Вдовиченко, Н.Я. Иванова19, П.И. Сидорова , А.В. Митюхляева20, Ю.А. Строганова, В.Г. Капанадзе 21. Исследованиями наркотической зависимости занимались такие авторы, как П.Д. Шабанов, О.Ю. Штакельберг 22, Ф.Е. Шереги, А.Л. Арефьев, Н.В. Вострокнутов, С.Б. Зайцев, Б.А. Никифоров23, А. Лопес-Бласко24, П.А. Виноградов, Н.В. Паршикова, В.П. Моченов25. Проблему интернет-зависимости среди молодёжи широко раскрыл доктор психологических наук А.Е.  Войскунский26. Также эту проблему осветили Н.В. Чудова27, Л.Д. Матвеева28, В.В. Иванова 29  и другие.

Физическая культура и спорт является реальной альтернативой  аддиктивному поведению. Анализом способов вовлечения в физическую культуру и спорт молодёжи занимались такие авторы, как Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. 30, Виноградов П.А., Паршикова Н.В., Моченов В.П.31, Кирилюк О.Г32. и другие.

 Развитие физической культуры и спорта как приоритетного направления социальной политики государства явилось предметом анализа председателя Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, кандидата педагогических наук, заслуженного тренера России П.А. Рожкова33. О спортивной политике  на современном этапе подробно раскрывает в своём труде вице-президент Олимпийского комитета России В.А. Васин34.

 Изучением физической культуры как целостного явления общественной жизни занимались Н.А. Кора35, В.Л. Артемьева, И.Б. Вишневского, В.И. Жолдака, В.Л. Михалева, С.Т. Шикима, М.А. Якобсона. В работах Н.А.Беляевой36,  Ф.Е. Ильина, Г.И.Семёновой37 рассматривается роль физической культуры и спорта в формировании социально-активной и гармонично развитой личности.

Проблемным полем курсовой работы является противоречие между тем, что молодёжь решает проблемы посредством ухода от реальности с помощью изменения психического состояния и тем, что необходимо вовлекать молодых людей в занятия физической культурой и спортом как социально-позитивную деятельность, альтернативную  алкоголизации, употреблению психоактивных веществ и других видов аддиктивного поведении.

Объектом данной курсовой работы является молодёжь, а предметом – способы вовлечения молодёжи в занятия  физической культурой и спортом.

Цель курсовой работы – определение основных направлений и форм вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть аддиктивное  поведение молодёжи как одну  из форм отклоняющегося поведения,  а также его сущность, формы  и масштабы проявления.

2. Определить  роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи.

3. Изучить нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью.

4. Рассмотреть механизмы вовлечения молодёжи группы риска к занятиям физической культурой и спортом.

5. Проанализировать роль  спортивного клуба в формировании  здорового образа жизни среди молодёжи.

В курсовом исследовании применялись такие традиционные методы научного познания, как методы типологизации, классификации; метод гипотез, аналогии, формализации; индуктивный и дедуктивный методы, анализа и синтеза. Также использовались методы анкетирования, ранжирования, сравнения, статистического анализа. Социологическое исследование было проведено среди студентов I, II  и III курсов Сыктывкарского профессионального училища №20, Сыктывкарского кооперативного техникума и Сыктывкарского колледжа сервиса и связи.

Соответственно поставленным целям  и задачам работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.

Материалы курсовой работы были представлены для апробации в виде выступления  на научной конференции38.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Физическая культура и спорт как приоритетное направление профилактики аддиктивного поведения молодёжи

 

    1. Аддиктивное поведение молодёжи как одна из форм отклоняющегося поведения: сущность, формы и причины возникновения

 

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм приобрело в последние годы массовый характер и  эта проблема находится в центре всеобщего внимания. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля, а также  возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью общественности.

Одной из форм девиантного  поведения является аддиктивное поведение. Существует множество подходов к определению данного термина. Ц.П. Короленко39  определяет аддиктивное поведение как одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций; В. Ильин40 считает, что аддиктивное поведение это особое внутреннее состояние человека, которое  всегда характеризуется утратой личностью, в той или иной степени, свободы воли. Г.А. Потемкин  и Е.А. Забродина41дают следующее определение зависимому поведению -  это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Определение аддиктивного поведения относится ко всем его многочисленным формам. Уход от реальности путем изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с необходимостью изменения своего психического состояния, не устраивающего его в данный момент. Иногда необходимо избавиться от угнетенности, "сбросить" с себя психическую усталость, отвлечься от неприятных размышлений, заставив себя по - иному посмотреть на событие, создать у себя необходимую мотивацию, почувствовать смысл какого - то явления. Для реализации этой цели человек "вырабатывает" индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Иными словами, элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния.

Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем духовном развитии. Этому процессу могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния.42 Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции. К психологическим факторам относятся личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных (прежде всего в детском) периодах жизни. Социальные факторы включают как семейные, так и внесемейные взаимодействия.

Информация о работе Вовлечение молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения