Вовлечение молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение основных направлений и форм вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть аддиктивное поведение молодёжи как одну из форм отклоняющегося поведения, а также его сущность, формы и масштабы проявления.
2. Определить роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи.
3. Изучить нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью.
4. Рассмотреть механизмы вовлечения молодёжи группы риска к занятиям физической культурой и спортом.
5. Проанализировать роль спортивного клуба в формировании здорового образа жизни среди молодёжи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Занятия физической культурой и спортом как приоритетное направление профилактики аддиктивного поведения молодёжи. ………..….10
1.1. Аддиктивное поведение молодёжи как одна из форм отклоняющегося поведения: сущность, формы и причины возникновения...10
1.2. Исследование социальной ситуации аддиктивного поведения и вовлечённости в физическую культуру и спорт молодёжи………………..…20
1.3. Роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи……………………………………………31
Глава 2. Основные направления и формы вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом …………..………….……………..35
2.1. Нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью …………………….…….…………………………….35
2.2. Роль спортивного клуба в формировании здорового образа жизни среди молодёжи………………. ………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………........…..50
Список источников и литературы…………………………….………....54
Приложение ………………………………………………….…………...62

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ МОЙ.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

К функциям спортивного  студенческого совета относятся организацияи проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в Сыктывкарском государственном университете и Лицее при СыктГУ: Спартакиада Первокурсника, Общеуниверситетская спартакиада, Спартакиада Лицея и др.; составление документации (положения, протоколы и др.) об организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в университете и Лицее при СыктГУ; агитационно-пропагандистская работа в области физической культуры испорта в университете и Лицее при СыктГУ; оказание помощи преподавателям физической культуры в организации спортивно-массовых мероприятий в университете и Лицее при СыктГУ; участие в организации и проведении тематических конференций, семинаров, обмен опытом по организации спортивных мероприятий; содействие в проведении спортивно-массовых мероприятий спортивным организациям городского и республиканского уровня (Спартакиада среди ВУЗов, Кросс Наций, Лыжня России и др.).

Таким образом, в СыктГУ годами создавалась и постоянно поддерживается атмосфера уважения к студентам и сотрудникам, занимающимся физической культурой и спортом. Это реальная альтернатива аддиктивному поведению среди молодёжи. Спортивно-организационная работа достигает наиболее эффективного результата, так как вовлечением в физическую культуру и спорт добровольно занимаются сами студенты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, проведенное курсовое исследование позволяет сделать  следующие выводы. Аддиктивное поведение  – это одна из форм отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальной действительности путём  искусственного изменения своего психического поведения, связанного с приёмом некоторых психоактивных веществ, либо путём сосредоточения  на определённом виде деятельности в ущерб остальным. Аддиктивное поведение может охватить все сферы жизни человека. Рассматриваемый объект  в данной работе – молодёжь. Это наиболее уязвимая группа людей. В результате систематического употребления психоактивных веществ происходит стремительная девиация личности с разрушением морально-нравственных аспектов ее поведения. Основную группу потребителей психоактивных веществ составляет молодёжь, именно та категория населения страны, от которой зависит будущее благополучие. Употребление  алкоголя и психоактивных веществ приводит к  различным социальным отклонениям, в том числе аддиктивному поведению. Аддиктивное поведение среди молодёжи наблюдается в различных видах, в основном: алкоголизация, наркомания, интернет-зависимость и т.д. Универсальным механизмом для самореализации и самосовершенствования человека, для его самовыражения и развития  является спорт. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать в профилактике аддиктивного поведения, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг морального и физического оздоровления молодежи. Спецификой физкультурно-спортивной профилактической деятельности является комплексное воздействие на личность, включающее в себя изменение поведения, удовлетворение естественных потребностей в самоутверждении и самореализации.

Ознакомившись с работами многих исследователей было установлено, что физическая культура и спорт  играют большую роль в профилактике аддиктивного поведения. Спортивная деятельность формирует качества личности в условиях экстремальных ситуаций спортивной борьбы. Человек, занимающийся спортом, обнаруживает уникальные резервы своего организма, стремится к экспериментированию, поиску новых, необычных ощущений и переживаний.  Ведь доминирующим мотивом приобщения к алкоголю и наркотикам  является любопытство, желание испытать новые ощущения. В этом отношении спортивная деятельность может рассматриваться как альтернатива аддиктивному поведению, которая предлагает вместо иллюзорного решения проблем реальный путь формирования сильной и здоровой личности76. Решение задачи по привлечению к занятиям спортом молодёжи возможно через систему учреждений дополнительного образования спортивной направленности, организацию массовых спортивных мероприятий, обеспечение доступности спортивных залов (стадионов), спортивных центров.  В России имеются педагогическая база и уникальный исторический опыт для совершенствования педагогических технологий, развития  эффективных форм и способов организации и проведения позитивно-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности с целью формирования базовых компетенций обучающихся для ведения здорового образа жизни.

В современной России особое значение приобретают вопросы  укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Такая задача может быть решена при  усовершенствовании законодательной базы в сфере физической культуры и спорта, а также разработке и реализации различных комплексных программ. Осознавая необходимость улучшения законодательства в области физической культуры и спорта, на уровне государства  в настоящее время ведётся активная работа.

В рамках курсовой работы было проведено исследование социальной ситуации аддиктивного поведения и изучение вовлеченности молодёжи в занятия физической культурой и спортом среди студентов средних профессиональных учебных заведений г. Сыктывкара. Методом анкетирования было опрошено 80 студентов I, II и III курса. Среди них 24 студента ПУ №20, 30 студентов колледжа сервиса и связи и 26 студентов кооперативного техникума.

Проанализировав данные исследования, можно сделать вывод, что большинство гипотез  подтвердились. Так, юноши и девушки, систематически  употребляющие алкоголь, любят спорт и занимаются в спортивных секциях в большем количестве, чем молодёжь, ведущая здоровый образ жизни; юноши в большей степени, чем девушки занимаются спортом; студенты учебных заведений считают, что их спортивный сектор плохо работает по организации спортивных мероприятий, поэтому они не заинтересованы спортом; большая часть студентов учебных заведений не занимаются спортом из-за финансовой недоступности; в учебных заведениях среднего профессионального образования редко проводятся спортивные мероприятия; в учебных заведениях среднего профессионального образования спортивной работой занимаются сами преподаватели, что неэффективно сказывается на массовости и включённости студентов. Таким образом, исследование показало, что в настоящее время в молодёжной среде наблюдается неблагоприятная социальная ситуация аддиктивного поведения молодёжи. Понимание значимости и ценности здорового образа жизни имеется в молодёжной среде, но лишь на теоретическом уровне. Многие студенты не занимаются спортом и не считают это нужным для своего здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и  литературы

Нормативно – правовые документы

  1. Конституция Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. -   URL: http://www.constitution.ru/
  2. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года. – [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.infosport.ru/.
  3. О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации: Федеральный закон № 191 от 1.12.1995г. [Электронный ресурс]. –  URL:  http://www.consultant.ru/
  4. О молодежи : Закон Республики Коми № 18-РЗ от 17.03.1997 г. [Электронный ресурс]. –  URL:  http://kodeks.mosinfo.ru/.
  5. О средствах массовой информации: Федеральный закон № 2124-1 от 27.12.1991г.   [Электронный ресурс]. –  URL:  http://www.consultant.ru/
  6. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон № 329-ФЗ от 4.12. 2007г. [Электронный ресурс]. –  URL:  http://www.consultant.ru/
  7. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы: Федеральная целевая программа №7 от 11.01. 2006г. [Электронный ресурс]. –  URL:  http://www.36sport.ru/
  8. Типовое положение о спортивном клубе образовательного учреждения [Электронный ресурс]. – URL:  http://cito-web.yspu.org/
  9. Положение о Спортивном студенческом совете ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» от 17.01.2011г.

 

Научная литература

  1. Абдрахманов Р.Р. Анализ подходов к профилактике злоупотребления психоактивными веществами детьми из группы риска. // Социальная профилактика и здоровье. -  2004. -   №1. – С.8.
  2. Авраменко В.А., Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников // Физическая культура и здоровый образ жизни. – Севастополь. 1990, 86с.
  3. Агеевец В.У., Михневич Ю.М. Методологические проблемы теории управления системой физической культуры и спорта / Проблемы истории и организации физической культуры на современном этапе. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта,  1988. -  103 с.
  4. Акопов А. Ю. Безумие здоровых в больном обществе / Невский врачебный вестник.  - 2000. -  № 5 – С.21
  5. Андреева Г. М. Социальная психология:. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 375 с.
  6. Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х. Наркология.  - М.: Медицина, 1990. – 276 с.
  7. Балыхин Г. Молодежь - стратегический ресурс государства /  Экономика России: ХХI век. -   № 21.  - 2006. [Электронный ресурс]. –   URL :   http://www.ruseconomy.ru/
  8. Бараненко А. В., Калиниченко О. Б. Оценка качества жизни у лиц, зависимых от алкоголя (обзор) // Український вісник психоневрології.  -  2003. —С. 68–71.
  9. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. -  2001. -  № 1. -  С. 50-56.
  10. Белинская Е.П. Личность и новая информационная среда // Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности.  - М.: Аспект-Пресс, 2001. – С. 34.
  11. Беляева Н.А. Роль мотивации на занятиях физической культуры // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.,  2000. - С.17-18.
  12. Березовский А.Э. Некоторые социально-психологические особенности аддиктивного поведения [Электронный ресурс]. –  URL:   http://.psycheya.ru/  
  13. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи //Теория и практика физической культуры. -  1995. -  №4. -  с. 54.
  14. Васин В.А. Международные спортивные организации и спортивная политика на новом этапе // Теория и практика физической культуры. – 1999. -  № 10. -  С. 28-30.
  15. Вересаева О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». // Психологическая   газета. - 1996. №12. –  С.4-6.
  16. Виноградов П.А., Паршикова Н.В., Моченов В.П. Об эффективном использовании потенциала физической культуры и спорта в профилактике наркомании // Материалы Всероссийской конференции «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью».  - М., 2003.
  17. Владимиров Б.С. Клинико-динамическое исследование раннего алкоголизма у подростков женского пола. – Томск,  1993.  – 24 с.
  18. Войнов, В. Б. Разработка психологических и нейрофизиологических показателей предрасположенности учащихся и студентов к вредным привычкам, методы профилактики // Валеология.-  2003 .N 4 .— С. 27-30 .
  19. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал.  -  2004 .Т. 25. -  N 1. — С. 90-100 .
  20. Воль А., Пуделькевич Е. Теоретические и методологические предложения исследования процессов вовлечения в спорт и спортивной социализации.- М.,1971, С. 78 – 86.
  21. Вучева В.В. Физическая культура личности студента // Актуальные проблемы физической культуры. Материалы региональной научно-практической конференции. -  РГЭА. - Ростов-н-Д. - 1995.-С80-83.
  22. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.; Воронеж : Московский психолого-социальный ин-т; Изд-во НПО "МОДЭК", 2003.— 240с.
  23. Гузиков Б.М., Вдовиченко А.А., Иванов Н.Я. Выявление контингента подростков с риском злоупотребления наркотическими и другими токсическими веществами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. №2 – С. 73-75.
  24. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм.  – М.: Медицина, 1980.  – 272 с.
  25. Данилина И.. Аддиктивное поведение = патологическое пристрастие. [Электронный ресурс]. –  URL:  http:// narkotiki.ru/
  26. Джолдыгулов Г.А., Гусманов Р.М., Шевченко Ю.С. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми// Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: Мат-лы Российской научно-практической конференции/ Под общ. ред. проф. А.В. Худякова.  – Иваново, 2005.  – С. 111-112.
  27. Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в молодёжной среде: проблемы и перспективы// Вопросы наркологии. 2002.  – С. 50-54.
  28. Егоров А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии //  Наркология и аддиктология. Сб. науч. тр./ Под. ред. проф. В.Д. Менделевича. - Казань: Школа, - 2004. - С. 80-88.
  29. Егоров А.Ю., Нехимические (поведенческие) аддикции [Электронный ресурс]. –  URL:   http://www.narcom.ru/l  
  30. Ежов И. В., Туревский И. М., Малыгин В. Л. Диагностика и коррекция факторов риска аддиктивного поведения (новые перспективы физической культуры) // Вестник спортивной науки. – 2003. – С. 44 – 51
  31. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. [Электронный ресурс]. – URL:   http://flogiston.ru/
  32. Зарецкий В.  Пароль: "Первокурсник". О работе Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи // Нарконет. –   2008 .N 2 .— С. 16- 22.
  33. Захарова Т., Медведева С. Игромания. Зависимость от компьютерных игр // Социальная педагогика. –  2008. -  №4. – С.122.
  34. Иванова А.В. По<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt

Информация о работе Вовлечение молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения