Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение основных направлений и форм вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть аддиктивное поведение молодёжи как одну из форм отклоняющегося поведения, а также его сущность, формы и масштабы проявления.
2. Определить роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи.
3. Изучить нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью.
4. Рассмотреть механизмы вовлечения молодёжи группы риска к занятиям физической культурой и спортом.
5. Проанализировать роль спортивного клуба в формировании здорового образа жизни среди молодёжи.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Занятия физической культурой и спортом как приоритетное направление профилактики аддиктивного поведения молодёжи. ………..….10
1.1. Аддиктивное поведение молодёжи как одна из форм отклоняющегося поведения: сущность, формы и причины возникновения...10
1.2. Исследование социальной ситуации аддиктивного поведения и вовлечённости в физическую культуру и спорт молодёжи………………..…20
1.3. Роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи……………………………………………31
Глава 2. Основные направления и формы вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом …………..………….……………..35
2.1. Нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью …………………….…….…………………………….35
2.2. Роль спортивного клуба в формировании здорового образа жизни среди молодёжи………………. ………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………........…..50
Список источников и литературы…………………………….………....54
Приложение ………………………………………………….…………...62
К функциям спортивного студенческого совета относятся организацияи проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в Сыктывкарском государственном университете и Лицее при СыктГУ: Спартакиада Первокурсника, Общеуниверситетская спартакиада, Спартакиада Лицея и др.; составление документации (положения, протоколы и др.) об организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в университете и Лицее при СыктГУ; агитационно-пропагандистская работа в области физической культуры испорта в университете и Лицее при СыктГУ; оказание помощи преподавателям физической культуры в организации спортивно-массовых мероприятий в университете и Лицее при СыктГУ; участие в организации и проведении тематических конференций, семинаров, обмен опытом по организации спортивных мероприятий; содействие в проведении спортивно-массовых мероприятий спортивным организациям городского и республиканского уровня (Спартакиада среди ВУЗов, Кросс Наций, Лыжня России и др.).
Таким образом, в СыктГУ годами создавалась и постоянно поддерживается атмосфера уважения к студентам и сотрудникам, занимающимся физической культурой и спортом. Это реальная альтернатива аддиктивному поведению среди молодёжи. Спортивно-организационная работа достигает наиболее эффективного результата, так как вовлечением в физическую культуру и спорт добровольно занимаются сами студенты.
Заключение
Итак, проведенное курсовое исследование позволяет сделать следующие выводы. Аддиктивное поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальной действительности путём искусственного изменения своего психического поведения, связанного с приёмом некоторых психоактивных веществ, либо путём сосредоточения на определённом виде деятельности в ущерб остальным. Аддиктивное поведение может охватить все сферы жизни человека. Рассматриваемый объект в данной работе – молодёжь. Это наиболее уязвимая группа людей. В результате систематического употребления психоактивных веществ происходит стремительная девиация личности с разрушением морально-нравственных аспектов ее поведения. Основную группу потребителей психоактивных веществ составляет молодёжь, именно та категория населения страны, от которой зависит будущее благополучие. Употребление алкоголя и психоактивных веществ приводит к различным социальным отклонениям, в том числе аддиктивному поведению. Аддиктивное поведение среди молодёжи наблюдается в различных видах, в основном: алкоголизация, наркомания, интернет-зависимость и т.д. Универсальным механизмом для самореализации и самосовершенствования человека, для его самовыражения и развития является спорт. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать в профилактике аддиктивного поведения, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг морального и физического оздоровления молодежи. Спецификой физкультурно-спортивной профилактической деятельности является комплексное воздействие на личность, включающее в себя изменение поведения, удовлетворение естественных потребностей в самоутверждении и самореализации.
Ознакомившись с работами многих исследователей было установлено, что физическая культура и спорт играют большую роль в профилактике аддиктивного поведения. Спортивная деятельность формирует качества личности в условиях экстремальных ситуаций спортивной борьбы. Человек, занимающийся спортом, обнаруживает уникальные резервы своего организма, стремится к экспериментированию, поиску новых, необычных ощущений и переживаний. Ведь доминирующим мотивом приобщения к алкоголю и наркотикам является любопытство, желание испытать новые ощущения. В этом отношении спортивная деятельность может рассматриваться как альтернатива аддиктивному поведению, которая предлагает вместо иллюзорного решения проблем реальный путь формирования сильной и здоровой личности76. Решение задачи по привлечению к занятиям спортом молодёжи возможно через систему учреждений дополнительного образования спортивной направленности, организацию массовых спортивных мероприятий, обеспечение доступности спортивных залов (стадионов), спортивных центров. В России имеются педагогическая база и уникальный исторический опыт для совершенствования педагогических технологий, развития эффективных форм и способов организации и проведения позитивно-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности с целью формирования базовых компетенций обучающихся для ведения здорового образа жизни.
В современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Такая задача может быть решена при усовершенствовании законодательной базы в сфере физической культуры и спорта, а также разработке и реализации различных комплексных программ. Осознавая необходимость улучшения законодательства в области физической культуры и спорта, на уровне государства в настоящее время ведётся активная работа.
В рамках курсовой работы было проведено исследование социальной ситуации аддиктивного поведения и изучение вовлеченности молодёжи в занятия физической культурой и спортом среди студентов средних профессиональных учебных заведений г. Сыктывкара. Методом анкетирования было опрошено 80 студентов I, II и III курса. Среди них 24 студента ПУ №20, 30 студентов колледжа сервиса и связи и 26 студентов кооперативного техникума.
Проанализировав данные исследования, можно сделать вывод, что большинство гипотез подтвердились. Так, юноши и девушки, систематически употребляющие алкоголь, любят спорт и занимаются в спортивных секциях в большем количестве, чем молодёжь, ведущая здоровый образ жизни; юноши в большей степени, чем девушки занимаются спортом; студенты учебных заведений считают, что их спортивный сектор плохо работает по организации спортивных мероприятий, поэтому они не заинтересованы спортом; большая часть студентов учебных заведений не занимаются спортом из-за финансовой недоступности; в учебных заведениях среднего профессионального образования редко проводятся спортивные мероприятия; в учебных заведениях среднего профессионального образования спортивной работой занимаются сами преподаватели, что неэффективно сказывается на массовости и включённости студентов. Таким образом, исследование показало, что в настоящее время в молодёжной среде наблюдается неблагоприятная социальная ситуация аддиктивного поведения молодёжи. Понимание значимости и ценности здорового образа жизни имеется в молодёжной среде, но лишь на теоретическом уровне. Многие студенты не занимаются спортом и не считают это нужным для своего здоровья.
Список источников и литературы
Нормативно – правовые документы
Научная литература