Вовлечение молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение основных направлений и форм вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть аддиктивное поведение молодёжи как одну из форм отклоняющегося поведения, а также его сущность, формы и масштабы проявления.
2. Определить роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи.
3. Изучить нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью.
4. Рассмотреть механизмы вовлечения молодёжи группы риска к занятиям физической культурой и спортом.
5. Проанализировать роль спортивного клуба в формировании здорового образа жизни среди молодёжи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Занятия физической культурой и спортом как приоритетное направление профилактики аддиктивного поведения молодёжи. ………..….10
1.1. Аддиктивное поведение молодёжи как одна из форм отклоняющегося поведения: сущность, формы и причины возникновения...10
1.2. Исследование социальной ситуации аддиктивного поведения и вовлечённости в физическую культуру и спорт молодёжи………………..…20
1.3. Роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи……………………………………………31
Глава 2. Основные направления и формы вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом …………..………….……………..35
2.1. Нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью …………………….…….…………………………….35
2.2. Роль спортивного клуба в формировании здорового образа жизни среди молодёжи………………. ………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………........…..50
Список источников и литературы…………………………….………....54
Приложение ………………………………………………….…………...62

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ МОЙ.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

Физическая культура – это органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность59. Её  следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результат которой полезен для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение. т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт — это часть  физической культуры. В нем человек  стремится расширить границы  своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека60.

С.В. Казначеев выделяет следующие цели и задачи физического воспитания: физическое совершенствование, связанное со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения; дружеская  солидарность; долженствование, связанное c необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы; соперничество, характеризующее стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего; подражание, связанное со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий61.

Сфера спорта также опирается  в своей основе на принципы сплочения малых групп (спортивной команды): воспитание в команде строится на принципах взаимовыручки и солидарности, являясь реальной альтернативой алкоголю, наркомании, интернетной зависимости. Именно поэтому вовлечение в занятия физической культурой и спортом могут рассматриваться как создание реального противовеса различным формам аддиктивного поведения в молодежной среде.

Социальным явлением, обеспечивающим поведение молодежи, является формирование их потребностей и интересов. В физической культуре таким явлением можно считать освоение ценностей и знаний, формирование  мотивов и потребностей в физическом развитии, отражающие в себе здоровый образ жизни, сформированный собственной личной активностью. Социальная деятельность молодежи через средства физической культуры способна обеспечить духовно-нравственную деятельность, чему служат сложившиеся практические образцы физической культуры62.

Утверждение такой позиции  позволяет по иному посмотреть на феномен физической культуры, способный  выработать у молодежи устойчивые психологические установки и ценностные ориентации, позволяющие противостоять приобщению к психоактивным веществам и алкоголю и сохранять стойкое отрицательное отношение к данным видам аддикции.

Стратегия первичной  физкультурно-спортивной профилактической деятельности должна предусматривать проведение активных профилактических мероприятий, направленных на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей, подростков и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни. Внедрение в спортивно-педагогической среде инновационных спортивных технологий, обеспечивающих освоение ценностей физической культуры и спортивного стиля жизни, должно способствовать развитию у обучающихся личной позиции и активности в достижении спортивных результатов, успешного и ответственного поведения в борьбе за спортивные показатели, как личные, так и командные успехи.

Итак, спортивная деятельность формирует качества личности в условиях экстремальных ситуаций спортивной борьбы. Занятия спортом - это реальная альтернатива наркотикам и алкоголизму. Человек, занимающийся спортом, обнаруживает уникальные резервы своего организма, стремится к экспериментированию, поиску новых, необычных ощущений и переживаний.  Ведь доминирующим мотивом приобщения к алкоголю и наркотикам является любопытство, желание испытать новые ощущения. В этом отношении спортивная деятельность может рассматриваться как альтернатива аддиктивному поведению, которая предлагает вместо иллюзорного решения проблем реальный путь формирования сильной и здоровой личности63. Решение задачи по привлечению к занятиям спортом молодёжи возможно через систему учреждений дополнительного образования спортивной направленности, организацию массовых спортивных мероприятий, обеспечение доступности спортивных залов (стадионов), спортивных центров. В современной России имеются педагогическая база и уникальный исторический опыт для совершенствования педагогических технологий, развития  эффективных форм и способов организации и проведения позитивно-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности с целью формирования базовых компетенций обучающихся для ведения здорового образа жизни.

 

 

Глава 2. Основные направления и формы вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом

 

2.1. Нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью

 

В любой сфере деятельности человека необходимы нормативно-правовые основы. В настоящее время существует нормативно-правовая база в сфере физической культуры и спорта. 29 апреля 1999 года Государственная Дума  приняла Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»64. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. Данный закон раскрывает систему физической культуры и спорта в Российской Федерации, знакомит с  деятельностью по физкультурно-оздоровительной работе и развитию достижений. Также здесь говорится о пропаганде физической культуры и спорта и о правах и обязанностях спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов и об  их социальной защите.

С принятием данного  закона в Российской Федерации начали создаваться условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной  и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях и в различных организациях. Настоящий Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Закон 1999 года раскрывает понятия физической культуры и спорта, системы физической культуры и спорта и другие.  Так, физическая культура определяется как составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Спорт же определяется как составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Системой физической культуры и спорта является совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации.

Кроме того, Федеральный Закон  «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» разграничил понятия любительский спорт и профессиональный. Любительский спорт – это многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта, а профессиональный спорт – это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей65.

В соответствии с законом, принципами государственной политики в области физической культуры и  спорта являются непрерывность и  преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан  на всех этапах их жизнедеятельности; учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенство их прав на государственную поддержку; создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности66.

Принятый Федеральный  Закон подробно раскрывает меры государственной  поддержки развития физической культуры и спорта. К ним относятся: обеспечение развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддержка физкультурного движения и олимпийского движения России и обеспечивает: ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета; создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий; содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации; создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка; организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций; организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

 Государство, в  соответствии с законом,  поддерживает  развитие спорта в целях достижения  высших спортивных результатов и создает для этого благоприятные условия посредством увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы; строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта; выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений; стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях; поощрения меценатства и благотворительности67.

Данный закон обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России, поддерживает физическую культуру и спорт, физкультурно-спортивные организации.

В Российской Федерации  существует физкультурное движение, которое включает в себя: спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан; детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций; образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм68.

Глава IV Федерального закона «О физической культуре и спорте» повествует о пропаганде физической культуры и спорта в Российской Федерации. Раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью обеспечивают федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти в области образования, физкультурно-спортивные объединения, средства массовой информации определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения69.

Информация о работе Вовлечение молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения