Вовлечение молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение основных направлений и форм вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть аддиктивное поведение молодёжи как одну из форм отклоняющегося поведения, а также его сущность, формы и масштабы проявления.
2. Определить роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи.
3. Изучить нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью.
4. Рассмотреть механизмы вовлечения молодёжи группы риска к занятиям физической культурой и спортом.
5. Проанализировать роль спортивного клуба в формировании здорового образа жизни среди молодёжи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Занятия физической культурой и спортом как приоритетное направление профилактики аддиктивного поведения молодёжи. ………..….10
1.1. Аддиктивное поведение молодёжи как одна из форм отклоняющегося поведения: сущность, формы и причины возникновения...10
1.2. Исследование социальной ситуации аддиктивного поведения и вовлечённости в физическую культуру и спорт молодёжи………………..…20
1.3. Роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи……………………………………………31
Глава 2. Основные направления и формы вовлечения молодёжи в занятия физической культурой и спортом …………..………….……………..35
2.1. Нормативно-правовые основы физкультурно-оздоровительной работы с молодёжью …………………….…….…………………………….35
2.2. Роль спортивного клуба в формировании здорового образа жизни среди молодёжи………………. ………………………………………………...45
Заключение………………………………………………………........…..50
Список источников и литературы…………………………….………....54
Приложение ………………………………………………….…………...62

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ МОЙ.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

С целью изучения социальной ситуации аддиктивного поведения и  вовлеченности в занятия физической культурой и спортом в учебных заведениях г. Сыктывкара были разработаны стратегия, тактика, методический инструментарий и проведено анкетирование среди студентов I, II  и III курсов Сыктывкарского профессионального училища №20, Сыктывкарского кооперативного техникума и Сыктывкарского колледжа сервиса и связи. В основе объекта исследования лежит серийная выборка. Всего было опрошено 80 человек. Среди них 24 студента ПУ №20, 30 студентов колледжа сервиса и связи и 26 студентов кооперативного техникума. Необходимость данного социологического исследования обусловлена выявлением механизмов вовлечения в физическую культуру и спорт молодых людей.

Одной из наших задач  было выявить количество молодых  людей, употребляющих алкоголь и наркотики. Анализ полученных ответов показал, что из 80 опрошенных, большинство  (73%) –  употребляют алкоголь. Также было выявлено, что алкоголь употребляют  70%  девушек и 89% юношей. Это говорит о том, что в последнее время в употреблении крепких напитков девушки не уступают мужскому населению и их численность постоянно увеличивается. По данным статистики Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), если употребление алкоголя в стране переваливает отметку 8 литров чистого спирта на душу населения, то происходит необратимое угасание этноса. В России эта цифра составляет 20 литров. В настоящее время  на каждые 100 тысяч человек у нас приходится более 2000 алкоголиков. Каждый год страна теряет около 700 тысяч жизней54.

Исследование частоты  употребления алкогольных напитков молодыми людьми показало, что большинство опрошенных употребляют алкоголь  1-2 раза в неделю (37%), немногим меньше- 31% опрошенных употребляют алкоголь а 1-2 раза в месяц; 3-4 раза в неделю употребляет 16% молодых людей. Употреблять спиртные напитки в своё свободное время, как выяснилось, предпочитает 28% молодых людей. Лишь 25% опрошенных отдают своё свободное время занятиям спортом; больше половины студентов (59%) в свободное от учёбы время пользуются услугами интернет (чаты, Vконтакте и тд. ) и 58%- гуляют. Также, молодые люди предпочитают в свободное время рисовать, читать, ходить на каток, заниматься рукоделием и смотреть мультики. Выяснилось, что из 80 опрошенных студентов 16% работают и не имеют свободного времени. На вопрос употребляете ли вы наркотические препараты, положительно ответили 2 студента и  употребляют их систематически 1 раз в месяц.

Следующей задачей  было выявление интернет-аддикций  среди  молодёжи. Из 80 опрошенных молодых людей 91% ежедневно или несколько раз  в неделю пользуются услугами Интернет. Время проведения в интернете одинакового количества респондентов (20%) составляет 30-60 минут и 3-5 часов; 25% респондентов тратят 1-2 часа; 11% задерживаются в сети более 5 часов и лишь 6% опрошенных проводят в интернете менее 15 минут. Таким образом,  выяснилось, что из 80 опрошенных 11% зависимы от интернета, так как проводят более 5 часов в сети. Это говорит о том, что современная молодёжь  предпочитает интернет-общение общению реальному. Причиной этому является «интернетизация» общества –  широкое распространение и  доступность интернета. В настоящее время Инетрнет-паутина объединяет более 1,5 миллиардов человек – именно столько человек постоянно используют интернет. Психолог В. Матвеев55 выяснил, что некоторые люди проводят до 18 часов в сутки в сети интернет. С возрастанием популярности сети-интернет появился новый вид зависимости. В 1994 г. психиатр Кимберли Янг впервые провёл исследование нового вида расстройства- интернет-зависимости. Результаты ответов на вопрос пользуетесь ли Вы услугами интернет, отражены в Таблице 1 (см. Таблицу 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Количество  молодых людей, ежедневно пользующихся услугами интернет (в %)

Одной из задач исследования было выяснение отношения студентов  профессиональных учебных заведений к физической культуре и спорту. Можно сделать вывод, что у 68% опрошенных  положительное отношение и любовь к спорту; нейтральное и равнодушное отношение к спорту наблюдается у 29% студентов и, что радует, лишь 3% ответили, что не любят спорт и относятся к нему отрицательно. Кроме этого, 89% респондентов ответили, что спорт важен в жизни каждого человека. Таким образом, гипотеза о том, что у большинства современной молодёжи равнодушное отношение к физической культуре и спорту не подтвердилось. Следующая гипотеза была о том, что юноши в большей степени, чем девушки занимаются спортом. Выяснилось, что из общего числа опрошенных юношей 39% занимаются в спортивных секциях, а из девушек – 30%, эта разница не большая, но тем не менее, гипотеза подтвердилась.

 В ходе исследования было  выявлено, что из 58 студентов, употребляющих  алкоголь, 62% ответили, что любят  спорт, а 33% из них занимаются  в спортивных секциях. Распределение  ответов на вопрос, каково ваше  отношение к физической культуре и спорту среди молодёжи, употребляющей и не употребляющей алкоголь отражено в Таблице 2 (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Отношение к  физической культуре и спорту молодёжи , употребляющей и не употребляющей  алкоголь (в %)

 Таким образом,  прослеживается тенденция того, что молодёжь, систематически употребляющая  алкоголь (1-2 раза в неделю) в большей  степени любит спорт.  Также  было выявлено, что среди студентов,  употребляющих алкоголь, регулярно  тренируется -  73% от общего числа студентов, занимающихся в секциях, тогда как лишь 27% молодых людей ведут настоящий здоровый образ жизни и не употребляют алкоголь. Данное соотношение удивляет и заставляет задуматься над результативностью спортсменов, регулярно употребляющих алкоголь. Так, при употреблении алкоголя наблюдается снижение скорости реакции и ухудшение координации движений человека; Снижение выносливости - этот симптом жизни не угрожает, однако делает все спортивные старания практически бессмысленными. Алкоголь, находящийся в крови, препятствует синтезу и использованию гликогена, своеобразного резервного топлива организма, используемого в мышцах при физических нагрузках. То есть в результате тренировки не достигается тот предел, когда организм становится более выносливым. Также, если употреблять алкоголь и тренироваться в организме начинается  обезвоживание -  снижение запасов жидкости в организме крайне негативно влияет на все без исключения органы и системы. Кровь начинает сгущаться и сердце работает в режиме повышенной нагрузки, что к 40 годам может привести к хронической сердечной недостаточности.  К негативным  показателям  относится и замедление мышечного роста. Употребление алкоголя до или после тренировки резко ухудшает спортивные результаты спортсмена, так как он еще и затрудняет работу печени. А печень, в свою очередь, уменьшает выработку особых аминокислот, которые используются при синтезе белков для роста мышечной массы56. То есть алкоголь сводит на нет все усилия в силовых тренировках. Поэтому спорт и алкоголь понятия несовместимые. Итак, гипотеза о том, что юноши и девушки, употребляющие алкоголь, не интересуются спортом не подтвердилась. Наоборот, юноши и девушки, употребляющие алкоголь, в большей степени заинтересованы спортом и регулярно занимаются им, что негативно сказывается на их здоровье – это говорит о том, что в обществе существует проблема ценности здорового образа жизни молодёжи.

 На вопрос, какие  спортивные секции имеются в  Вашем учебном заведении, студенты  ответили неоднозначно. Например, некоторые студенты профессионального училища №20 ответили, что в их учебном заведении имеются такие виды спорта как лёгкая атлетика, настольный теннис и бокс, но в беседе с преподавателем  по физкультуре выяснилось, что всего в данном учреждении имеются только секции по баскетболу, волейболу и футболу. Изучая спортивные предпочтения молодёжи выяснилось, что каждый второй студент, занимающийся в спортивных секциях, выбирает баскетбол, 15% занимаются футболом, по 8% студентов тренируются в секциях плавания и бокса, а также посещают такие секции как скейтбординг, аэробика и  шейпинг.

 Отношение к спортивной деятельности родственников и друзей студентов, занимающихся спортом имеет большое значение. Вероятно, для многих молодых людей, начиная с подросткового возраста, поддержка и искренняя радость за успехи со стороны родителей и друзей является серьёзной мотивацией для продолжения тренировок и достижения результатов. Однако, как выяснилось, 37% опрошенных ответили, что их родственники и друзья  радуются за их спортивное увлечение;19% ответили, что гордятся за  их спортивные достижения и  41%  студентов считают, что их родственникам и друзьям всё равно на имеющийся спортивный интерес и достижения.

Далее, необходимо было узнать причины, по которым молодые люди не занимаются спортом. Исходя из  данных, отражённых в Таблице 3 (см. Таблицу 3) можно сказать, что выдвинутая гипотеза о большей части студентов учебных заведений не занимающихся спортом из-за финансовой недоступности, дорогих спортивных залов и инвентаря подтвердилась.

Таблица 3

Причины не посещения  молодыми людьми спортивных секций

(в %)

 Причинами также  явились отсутствие желания и  любви к спорту, не возможность  тренироваться по состоянию здоровья, нехватка времени, материальные  трудности, работа, а также 7 человек ответили, что им лень заниматься спортом. На вопрос, посещаете ли Вы спортивные учреждения г. Сыктывкара, 35% опрошенных ответили, что регулярно тренируются в спортивных центрах. 

Следующей задачей было оценить работу спортивных секторов в учебных заведения. Выяснилось, что почти все студенты (96%) знают о наличии спортивных секциях в их учебных заведениях. Так, во всех учебных заведениях тренируют ребят по таким видам спорта как волейбол, баскетбол, футбол, лёгкая атлетика и настольный теннис. Выяснилось, что о наличии спортивных секций в учебных заведениях студенты узнали самостоятельно, так ответили 21% опрошенных; 25% студентам рассказали их одногруппники; 36% узнали о секциях на занятиях физкультурой и 41% студентов узнали из информации на  спортивных стендах в учебном корпусе. Организацией спортивных мероприятий в учебном заведении, как ответили больше половины студентов (55%), занимаются преподаватели, 44% опрошенных считают, что в организаторской работе преподавателям помогают студенты. Так, подтвердилась гипотеза о том, что в учебных заведениях среднего профессионального образования спортивной работой занимаются сами преподаватели, что неэффективно сказывается на массовости и включённости студентов.

Спортивно-массовые мероприятия  по мнению большинства опрошенных (35%) проводятся в учреждении 1-3 раза в полгода, 24% студентов считают, что 1-3 раза в год, а 11% молодых людей ответили, что в их учебных заведениях не проводятся спортивные мероприятия вообще. Ответы студентов не сходятся в мнениях, это наблюдается у опрошенных всех учебных заведениях, то есть в данных учреждениях студенты мало информированы о проводимых мероприятиях и не вовлечены в спортивно-массовую работу. Тем не менее, 40% студентов считают, что не нуждаются в улучшении организации спортивной деятельности в  своих учебных заведениях. Больше половины студентов (54%) не вовлечены в спортивную деятельность своего образовательного учреждения, 18% опрошенных не принимают участие в организации, но хотели бы этому научиться.  Большинство студентов (60%) оценивают спортивную работу в их учебном заведении на «хорошо», 29% опрошенных оценили на «удовлетворительно», 10% на «отлично» и лишь 1% студентов неудовлетворён работой спортивного сектора. Таким образом, гипотеза о том, что в учебных заведениях среднего профессионального образования редко проводятся спортивные мероприятия подтвердилась.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных  механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности57.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях.  Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

 Проанализировав данные исследования, можно сделать вывод, что большинство гипотез  подтвердились. Так, юноши и девушки, систематически  употребляющие алкоголь, любят спорт и занимаются в спортивных секциях в большем количестве, чем молодёжь, ведущая здоровый образ жизни; юноши в большей степени, чем девушки занимаются спортом; студенты учебных заведений считают, что их спортивный сектор плохо работает по организации спортивных мероприятий, поэтому они не заинтересованы спортом; большая часть студентов учебных заведений не занимаются спортом из-за финансовой недоступности; в учебных заведениях среднего профессионального образования редко проводятся спортивные мероприятия; в учебных заведениях среднего профессионального образования спортивной работой занимаются сами преподаватели, что неэффективно сказывается на массовости и включённости студентов. Таким образом, исследование показало, что в настоящее время в молодёжной среде наблюдается неблагоприятная социальная ситуация аддиктивного поведения молодёжи. Понимание значимости и ценности здорового образа жизни имеется в молодёжной среде, но лишь на теоретическом уровне. Многие студенты не занимаются спортом и не считают это нужным для своего здоровья.

По результатам исследования были разработаны следующие рекомендации :

  1. В большей степени распространять социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и занятиям физической культурой и спортом;
  2. Информировать студентов о наличии в г. Сыктывкаре спортивно-развлекательных центров;
  3. Установить льготы для студентов на посещение секций в городских спортивно-развлекательных центрах;
  4. Внедрить в деятельность спортивное студенческое самоуправление в учреждениях г.Сыктывкара для эффективной и массовой спортивной работы;
  5. Разнообразить виды спортивных секций в учебных заведениях г.Сыктывкара;
  6. Придумать поощрительную систему для студентов, активно занимающихся спортом и достигших высоких результатов (материальное поощрение, фотографии на доске почёта, грамоты и медали).
  7. Усилить работу по информированию  в большей степени молодёжь средних  профессиональных учреждений о вреде алкоголя и психоактивных веществ в форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Воздействовать  на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого использовать информацию, подтвержденную статистическими данными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль физической культуры и спорта в системе профилактики аддиктивного поведения молодёжи

 

Профилактика аддиктивного поведения молодёжи – это активная работа субъектов социальной работы по привлечению молодёжи группы риска к выбору альтернатив алкоголю, наркомании и других видов аддикций. Это конкретные последовательные действия, включающие в себя первичные беседы с молодыми людьми, мотивационная деятельность, индивидуальная работа.

Наиболее доступной и эффективной сферой деятельности, как считает Л.В. Цаплина58, способной сформировать у детей, подростков и молодежи надежные и устойчивые ценностные позиции является физическая культура и спорт. Она играет важную роль в системе профилактики аддиктивного поведения.  Мировой и отечественный опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования подростков и молодежи, формировать здоровый морально-психологический климат в обществе. 

Информация о работе Вовлечение молодёжи в занятия физической культурой и спортом как средство профилактики аддиктивного поведения