Возникновение психологии индивидуальных различий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель нашей работы - изучить специфику и особенности возникновения психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
дать определение дифференциальной психологии, сформулировать её предмет;

Содержание работы

1. Введение
2. Глава 1. История возникновения психологии индивидуальных различий
2.1. Дифференциальная психология как отрасль психологического
знания
2.1.1. Положение дифференциальной психологии в системе
отраслей психологии
2.1.2. Предмет, вопросы, цели дифференциальной психологии
2.2. Формирование дифференциальной психологии
2.2.1. Индивидуальные различия в ранних психологических теориях
2.2.2. Личные особенности при вычислениях в астрономии
2.2.3. Происхождение экспериментальной психологии
2.2.4. Влияние биологии
2.2.5. Развитие статистического метода
2.2.6. Тестирование в психологии
2.2.7. Появление дифференциальной психологии
Глава 2. Современный этап развития психологии индивидуальных
различий
3. Заключение
4. Библиография

Файлы: 1 файл

курсовик Дифференциальная психология.rtf

— 321.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Моя тема 1. История становления и развития дифференциальной психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Возникновение психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии)

 

 

1. Введение

2. Глава 1. История возникновения психологии индивидуальных различий

2.1. Дифференциальная психология как отрасль психологического

знания

2.1.1. Положение дифференциальной психологии в системе

отраслей психологии

2.1.2. Предмет, вопросы, цели дифференциальной психологии

2.2. Формирование дифференциальной психологии

2.2.1. Индивидуальные различия в ранних психологических теориях

2.2.2. Личные особенности при вычислениях в астрономии

2.2.3. Происхождение экспериментальной психологии

2.2.4. Влияние биологии

2.2.5. Развитие статистического метода

2.2.6. Тестирование в психологии

2.2.7. Появление дифференциальной психологии

Глава 2. Современный этап развития психологии индивидуальных

различий

3. Заключение

4. Библиография

5. Приложение

 

 

 

Введение

 

Человек всегда понимал, что живые существа бывают различные. Его теории, верования и суеверия, в которых он пытался постичь причины этих различий, были многочисленны и являлись отражением его мировоззрения. Но во все времена он воспринимал существование этих различий как данность. Среди древнейших следов человеческой деятельности существуют свидетельства того, что люди знали об индивидуальных различиях и учитывали их. В то время, когда ещё не было письменности, уже существовали люди - первобытные художники, знахари и вожди, - которые не могли не обладать особыми способностями и личностными свойствами. На каком бы уровне развития ни находилась культура, она не может существовать без разделения труда, а следовательно, предполагает признание различий между людьми.

Интерес к индивидуальности человека был свойственен уже первым психологическим работам. Один из учеников Аристотеля - Теофраст набросал живые и меткие описания различных типов людей в трактате «Этические характеры». В работах Гиппократа и Галена делалась попытка создать первую типологию темперамента на основе преобладания тех или иных соков в организме. Наблюдения за различием в характерах и моральных установках людей можно найти в работах Локка, Монтеля, Дидро.

В отличие от широко распространённых ранее представлений об индивидуальных различиях, сформировавшихся в процессе приспосабливания к повседневной жизни, систематическое изучение таких различий появилось в психологии сравнительно недавно. Вивес, Уарте, Гельвеций заложили основы научного подхода к проблеме индивидуальности. Однако объективное изучение различий между людьми могло происходить только на основе их экспериментального исследования. Хотя у самого Вундта не было работ, направленных на выявление вариативности, но у его первых учеников - Крепелина, Кеттелла и других - появилась установка на переориентацию эксперимента в этом направлении. Так зародилась новая область психологической науки - дифференциальная психология. Её развитию способствовали также запросы практики: педагогической, медицинской и индустриальной.

Поэтому цель нашей работы - изучить специфику и особенности возникновения психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

  • проанализировать литературу по данной теме;
  • дать определение дифференциальной психологии, сформулировать её предмет;
  • изучить и выделить основные особенности формирования психологии индивидуальных различий;
  • рассмотреть условия, которые способствовали возникновению современной дифференциальной психологии;
  • выяснить дальнейшие перспективы развития психологии индивидуальных различий;
  • сделать выводы.

 

Объект исследования - система психологического знания в области изучения индивидуальных особенностей личности в историческом аспекте.

Предмет исследования- историческая перспектива психологии индивидуальных различий.

 

 

 

1. История возникновения психологии индивидуальных различий

 

1.1 Дифференциальная психология как отрасль психологического знания

 

Положение дифференциальной психологии в системе отраслей психологии

Загадка индивидуального своеобразия Человека волнует умы писателей и поэтов, художников и мистиков, генетиков и антропологов, биохимиков, физиков и астрономов. Дифференциальная психология - и в этом ее отличие от других областей знания о человеке - ставит своей целью не просто познание индивидуальных особенностей на основе систематизации жизненных наблюдений, путем использования исключительно художественного или статистического методов анализа, но научное изучение механизмов становления и развития человеческой индивидуальности как целостного феномена, существующего в поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей.

В современной психологии выделяются три основные взаимопересекающиеся - и вместе с тем имеющие самостоятельный научный статус - области: общая психология, дифференциальная психология (или, иначе, психология индивидуальных, типологических и групповых различий) и социальная психология. Это деление носит довольно условный характер. Промежуточное положение дифференциальной психологии - и психологии личности как ее центральной части - обусловлено закономерностями человеческого филогенеза и онтогенеза. В первом случае имеется в виду иерархическое движение психики как саморазвивающегося феномена от эволюционно-генетических (биологических) законов к социокультурным (общественным) закономерностям. Во втором - трансформация в процессе жизненного пути индивидных, природно обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, проявляющиеся в интегральных характеристиках взаимодействия индивидуальности с миром.

Внешний статус дифференциальной психологии оказывается неразрывно связан с ее внутренним статусом. Нет ничего удивительного в том, что без малого сто лет развития этой уникальной науки привели к образованию в ее структуре трех важнейших подразделов, касающихся соответственно изучения следующих видов человеческих различий: индивидуальных (производных от анализа общепсихологических закономерностей), типологических (собственно дифференциально-психологических) и групповых (изучаемых в контексте антропологических - биологических и социальных - наук).

Таким образом, психология индивидуальных различий - это самостоятельная область современной психологии, неразрывно связанная с такими дисциплинами как психофизиология, психология личности, возрастная психология, социальная психология, генетика поведения и другими.

Предмет, вопросы, цели дифференциальной психологии

Психология индивидуальных различий - область человекознания, которая анализирует структуру индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа. Объективное количественное исследование индивидуальных различий в поведении и является предметом дифференциальной психологии.

Способности человека, его умственное развитие, особенности личностной сферы, определяющие отношения с другими людьми, были и остаются основным объектом изучения психологии индивидуальных различий.

К фундаментальным вопросам дифференциальной психологии относятся:

  • выделение существенных для психологического анализа характеристик;
  • выяснение их структуры;
  • определение природы и границ индивидуальных различий;
  • определение причин индивидуальных различий;
  • выяснение социальных и биологических причин, обусловливающих индивидуальные различия (влияние подготовки, развития, физического состояния индивидов);
  • соотношение и сосуществование друг с другом различных характеристик;
  • идиографический анализ индивидуальности (применение общих закономерностей для изучения конкретных людей), позволяющий создать уникальный и целостный психологический портрет личности.

Кроме этого, дифференциальную психологию интересует анализ природы и свойств большинства традиционных групп, - людей маргинальных и гениальных, различающихся по признакам пола, расы, национальности и культуры.

Изучение таких групповых различий преследует триединую цель. Во-первых, через конкретные группы характеризовать современное общество, поэтому их подробное исследование несёт в себе практическую пользу: информация о них может повлиять на восприятие обществом данных групп и в конечном счёте способствовать улучшению межгрупповых отношений.

Во-вторых, сравнительное исследование разных групп поможет прояснить фундаментальные проблемы индивидуальных различий в целом. В таких группах можно увидеть как проявляются индивидуальные различия и проследить к чему они приводят. Групповые различия в поведении, рассматриваемые совместно с другими сопутствующими различиями между группами, позволяют эффективно анализировать причины различий между людьми.

В-третьих, сравнение того, как некий психологический феномен проявляется в разных группах, может способствовать более чёткому пониманию самого феномена. Выводы общей психологии, проверенные на самых различных группах, иногда оказываются не такими уж «общими». Исследование феномена во всех его разнообразных проявлениях позволяет лучше понять его суть.

Таким образом, психология индивидуальных различий занимается поиском и выделением наиболее существенных характеристик, определяющих психологический облик человека; выяснением пределов и причин изменчивости той или иной характеристики; описанием различий между группами людей; анализом уникальности конкретного человека.

 

1.2 Формирование дифференциальной психологии

 

Индивидуальные различия в ранних психологических теориях

Большое значение для развития психологии имели концепции психики, разрабатываемые врачами, прежде всего в медицинской школе Гиппократа. Он собрал и систематизировал почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Исходя из того, что основа самого человека, его телесной организации является гуморальной, жидкостной, Гиппократ разработал своё известное учение о темпераментах, основанное на сочетании четырёх видов жидкости в организме - крови, слизи, желчи чёрной и желчи жёлтой. Как полагал Гиппократ, «из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым» [7,44]. Понятие меры (кразис) стало главным в концепции темперамента, при этом считалось, что отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырёх видов жидкости ведёт к ярким проявлениям того или иного темперамента.

Изучая проявления темперамента, Гиппократ ставил вопрос о его связи с образом жизни человека, понимаемом в самом широком смысле - от еды и питья до природных условий и особенностей общения. Таким образом, в учении Гиппократа впервые появились мысли о дифференциации, многообразии индивидуальных вариаций общего понятия человек. Поэтому Гиппократ был первым психологом, заговорившим об индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии.

Одним из наиболее ранних примеров явного изучения индивидуальных различий, является «Государство» Платона. Основной целью его идеального государства являлось, на самом деле, распределение людей в соответствии с предназначенными для них задачами. Во второй книге «Государства» можно найти следующее утверждение: «…два человека не могут быть совершенно одинаковыми, каждый отличается от другого своими способностями, одному следует заниматься одним, другому - другим» [1,7]. Более того, Платон предложил «показательные упражнения», которые можно было бы использовать в идеальном государстве для отбора солдат. Эти «упражнения», предназначенные для отбора людей, обладающих качествами, существенными для доблести военного, представляют собой первый систематически составленный и записанный тест на профпригодность.

В работах Аристотеля значительное место отведено анализу групповых различий, в том числе, различий видовых, расовых, социальных и половых, проявляющихся в психике и морали. Многие из его работ содержат также скрытое допущение индивидуальных различий, хотя Аристотель и не проводил их развёрнутого исследования. Создаётся впечатление, что он считал наличие таких различий слишком очевидным и потому не требующим специального рассмотрения, относил эти различия частично к врождённым факторам. В своей «Этике» Аристотель описывает качества людей, обладающих избытком или дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости и другими.

В средневековой схоластике индивидуальные различия привлекали к себе сравнительно мало внимания. Философские обобщения о природе разума формулировались преимущественно на теоретической, а не на эмпирической основе. Поэтому исследования индивидов, если и играли, то очень малую роль в развитии таких доктрин. Об особом интересе к дифференциальной психологии Августина Аврелия и Фомы Аквинского свидетельствует их «психология способностей». Такие способности, как «память», «воображение» и «воля» рассматриваются сейчас некоторыми учёными как предшествующие качествам и факторам, определяемым в настоящее время средствами статистического анализа тестовых значений. Эти недавно определённые факторы отличаются по ряду существенных параметров от способностей, которые были умозрительно выведены схоластической философией.

Большое значение для психологии имела книга известного испанского психолога - Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. В книге Уарте, которую можно назвать первым исследованием по дифференциальной психологии, в качестве основных было поставлено четыре вопроса [15]:

Информация о работе Возникновение психологии индивидуальных различий