Возникновение психологии индивидуальных различий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель нашей работы - изучить специфику и особенности возникновения психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
дать определение дифференциальной психологии, сформулировать её предмет;

Содержание работы

1. Введение
2. Глава 1. История возникновения психологии индивидуальных различий
2.1. Дифференциальная психология как отрасль психологического
знания
2.1.1. Положение дифференциальной психологии в системе
отраслей психологии
2.1.2. Предмет, вопросы, цели дифференциальной психологии
2.2. Формирование дифференциальной психологии
2.2.1. Индивидуальные различия в ранних психологических теориях
2.2.2. Личные особенности при вычислениях в астрономии
2.2.3. Происхождение экспериментальной психологии
2.2.4. Влияние биологии
2.2.5. Развитие статистического метода
2.2.6. Тестирование в психологии
2.2.7. Появление дифференциальной психологии
Глава 2. Современный этап развития психологии индивидуальных
различий
3. Заключение
4. Библиография

Файлы: 1 файл

курсовик Дифференциальная психология.rtf

— 321.38 Кб (Скачать файл)

Одним из основателей дифференциальной психологии является Вильям Штерн. В 1900 году появилась первая редакция книги Штерна по дифференциальной психологии «Психология индивидуальных различий» («Uber Psychologie der individuellen Differenzen»). В первой части книги рассматриваются сущность, проблемы и методы дифференциальной психологии. К предмету этого раздела психологии Штерн отнёс различия между индивидами, расовые и культурные различия, профессиональных и общественных групп, а также половые. Основополагающую проблему дифференциальной психологии он характеризовал как триединую. Во-первых, какова природа психологической жизни индивидов и групп, какова степень их различий? Во-вторых, какие факторы определяют эти различия или воздействуют на них? В этой связи он упомянул наследственность, климат, социальный или культурный уровень, образование, адаптацию и так далее. В-третьих, в чём проявляются различия? Можно ли зафиксировать их в написании слов, мимике лица и так далее? Штерн рассмотрел также такие понятия, как психологический тип, индивидуальность, норма и патология. С помощью методов дифференциальной психологии он дал оценку интроспекции, объективному наблюдению, использованию материалов истории и поэзии, культурологическим исследованиям, количественному тестированию и эксперименту. Во второй части книги содержится общий анализ и некоторые данные, касающиеся индивидуальных различий в проявлении ряда психологических качеств - от простых сенсорных способностей до более сложных психических процессов и эмоциональных характеристик. Книга Штерна в существенно переработанном и расширенном виде была переиздана в 1911 году, и ещё раз- в 1921 под названием «Методологические основы дифференциальной психологии». Дальнейшее развитие эта концепция получает в трудах американского психолога Анны Анастази, выпустившей обобщающую исследования первой половины двадцатого века фундаментальную монографию под названием «Дифференциальная психология» (1958).

В Америке для исследований методов тестирования и сбора данных по индивидуальным различиям были созданы специальные комитеты. На своём съезде в 1895 году Американская психологическая ассоциация образовала комитет «для рассмотрения возможности сотрудничества между различными психологическими лабораториями по вопросам сбора психических и физических статистических данных» [1,29]. На следующий год Американская ассоциация научного развития образовала постоянный комитет для организации этнографического исследования белого населения Соединённых Штатов. Кэттелл, являвшийся одним из членов этого комитета, отмечал важность включения психологических тестов в это исследование и необходимость координации его с исследовательской работой Американской психологической ассоциации.

В русле основного потока исследований лежало и применение вновь создаваемых тестов к разнообразным группам. Келли в 1903 году и Норсворс в 1906 сравнили нормальных и слабоумных детей по результатам тестов на сенсомоторные и простые психические функции. Их открытия пролили свет на продолжавшее иметь место деление детей по их способностям и позволили утверждать, что слабоумные не составляют отдельной категории. В 1903 году вышла книга Томсона «Интеллектуальные различия полов», содержавшая результаты проводившегося в течение нескольких лет разнообразного тестирования мужчин и женщин. Это было первое всеобъемлющее исследование психологических различий полов.

Также впервые было проведено тестирование сенсорной остроты, моторных возможностей и некоторых простых психических процессов у представителей различных расовых групп. Отдельные исследования появились ещё до 1900 года. В 1904 году появилась оригинальная статья Спирмена, который выдвинул свою двухфакторную теорию психической организации и предложил статистическую технику для исследования проблемы. Эта публикация Спирмена открыла область исследования взаимоотношения качеств, открыла дорогу для современного факторного анализа.

Большое значение для развития дифференциальной психологии имели и работы советского психолога Александра Фёдоровича Лазурского, который является основоположником дифференциальной психологии в России. Совместно с А.П. Нечаевым он создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. Впоследствии Лазурский на протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева.

В 1897 году в журнале «Обозрение психиатрии» была опубликована первая статья Лазурского, посвящённая проблеме индивидуальных различий, - «Современное состояние индивидуальной психологии». Рассматривая достижения этой науки, он подчёркивал, что её целью является исследование того, как видоизменяются «душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях» [7,470].

В работе «Очерк науки о характерах» (1909) Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. Позиция Лазурского во многом отличалась от взглядов Штерна, Бине и Гальтона, так как он считал необходимым не ограничиваться прикладными исследованиями и доказывал важность формирования основ научной теории индивидуальных различий.

Утверждение индивидуальной психологии как теоретической дисциплины, как подчёркивал Лазурский, значения опыта, прежде всего наблюдения и эксперимента, о важной роли которых писал учёный. При этом он рассматривал эмпирические данные о деятельности различных психических процессов не изолированно, а в системе, доказывая, что главной задачей экспериментального исследования является построение целостной картины человека. Исходя из наклонностей, способностей, темперамента и других индивидуальных качеств человека, можно построить полную, естественную классификацию характеров, которая и составит, по мнению Лазурского, основу новой науки. Он ввёл понятие об эндопсихической и экзопсихической сферах душевной жизни, на основании диагностики которых можно составить индивидуальный портрет человека. Развёрнутое изложение основных положений его характерологии и типологии личности было дано в вышедшей уже после смерти учёного книге «Классификация личностей» (1922).

Ещё один советский учёный Б.М. Теплов открыл новую главу в исследовании психофизических основ индивидуальных различий. Опираясь на учение Павлова о свойствах типа нервной системы, он выдвинул серьёзную программу диагностики типологических свойств. На основе этой программы сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку, и разработка теоретически обоснованных и опирающихся на объективную методику путей исследования индивидуально - психологических различий людей.

Также проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии занимался видный отечественный психолог, доктор психологических наук, Мерлин В.С. Он выдвинул принцип «много-многозначной зависимости» психических явлений от физиологических, который позволил раскрыть сложный, опосредованный характер взаимоотношений между различными уровнями организации индивидуальных особенностей личности - нейродинамическим, психодинамическим и личностным. Исследования в этой области привели к созданию концепции темперамента человека («Очерк теории темперамента», 1964; «Очерк интегрального исследования индивидуальности», 1986).

Таким образом, в самостоятельную отрасль науки психология индивидуальных различий, получившая название дифференциальная психология, стала оформляться только в начале ХХ века. Цель этого направления заключалась в том, чтобы создать строгие стандартизированные методы и процедуры для оценки индивидуально-психологических различий, главным образом в области интеллекта, на основе которых предполагалось проводить предварительный профессиональный отбор и индивидуализировать процесс обучения. Основные методы дифференциальной психологии, получившие название тестов, создавались для решения конкретных практических задач.

Психология индивидуальных различий в России начала строиться на принципиально иных методологических основаниях. Она отмежевалась прежде всего от тестологии и своё главное внимание направила на поиск теоретической концепции, которая могла бы лечь в основу научной дифференциальной психологии. В своих теоретических исканиях психологи обратились к доказавшему свою плодотворность учению И.П. Павлова о свойствах и типах нервной системы. Так стали зарождаться отдельные элементы нового научного направления - дифференциальной психофизиологии, поставившей первоначально своей целью доскональное изучение свойств нервной системы у человека и выяснение их роли в детерминации устойчивых индивидуально-психологических различий между людьми.

 

 

2. Современный этап развития психологии индивидуальных различий

психология дифференциальный индивидуальный различие

Анализируя становление психологии индивидуальных различий и её современный уровень, можно объединить исследования, проводящиеся в русле этой психологической области, в три большие группы.

Первая группа исследований связана с анализом структуры психологических свойств. Какие психологические характеристики имеет смысл рассматривать как наиболее важные для психологического облика человека и как они связаны между собой - вот те основные проблемы, которые рассматриваются в этих исследованиях. В работах этого направления индивидуальные различия выступают не только как предмет исследования но и как условие, дающее возможность использовать статистические процедуры, с помощью которых производится структурирование психологических особенностей.

Второе направление исследований связано с поиском причин происхождения индивидуальных различий в психологических особенностях. Исследования этой группы являются наиболее многочисленными и касаются анализа биологических и социальных детерминант индивидуальных различий, роли наследственности и среды в формировании таких различий, динамики индивидуальных различий в процессе развития.

Третье направление исследований представляет собой идиографический анализ индивидуальности. В данном случае объектом психологического исследования является отдельный субъект, а не группа, как это происходит при номотетическом подходе, реализуемым двумя первыми направлениями.

Зона ближайшего развития дифференциально-психологической теории определяется характером методологических задач первостепенной важности. Так, многие исследователи отмечают, что развитие программы по изучению структуры человеческого генома приближается к своей завершающей стадии - определению причинно-следственной взаимосвязи между генетическим и психологическим уровнем признаков индивидуальности. Сейчас уже очевидно, что различия между людьми уходят корнями в генетические основы личности. На современном этапе важность приобретает не простая констатация факта наличия связи между геном и соответствующим поведенческим признаком, но выявление последствий определенной локализации гена в генетической структуре (Hamer, 1997). Следующим шагом, после принятия положения о связи между отдельным геном в человеческом мозге и индивидуальными различиями в личностных чертах, становится положение о том, что генетическое влияние не детерминирует поведение человека, но выражается в подтвержденном статистическими моделями предположении о необходимости учета этого влияния для определенного спектра в диапазоне поведенческой изменчивости (Lykken et al., 1993).

С другой стороны, концепции о генетической детерминации личностных черт встречаются с экспериментально подтвержденными социальными психологами и интеракционистски - ориентированными исследователями фактами о силе воздействия на поведение личности ситуационных переменных (Posner, Levitin, 1997). Возникает необходимость интегрирования полученных относительно разных уровней индивидуальности данных в единую, концептуально и эмпирически непротиворечивую, модель. Вполне возможно, что теоретической основой для разработки такой модели окажется иерархический подход, рассматриваемый в контексте динамической организации процессов функционирования индивидуальности на «нижних» и «верхних» уровнях.

Выявление реальных механизмов, формирующих различия между людьми, позволяет обратиться к природе взаимовлияния трех важнейших факторов человеческой жизни - генетической предрасположенности, социального обусловливания и структур Субъективного Жизненного Опыта, дифференцирующих и интегрирующих в процессе развития человека воздействие Природы и Социума. Оформленное в удобном для практического использования виде научное знание о человеческих различиях становится уже сейчас базой для создания программ обучения, позволяющих соотнести высший уровень развития навыков с потенциальными возможностями субъекта; для разработки методов медицинской - в том числе, психиатрической и психотерапевтической - коррекции неблагоприятных природных и социальных влияний на индивидуальное поведение; наконец, для внедрения превентивной диагностики, способствующей выявлению на ранних стадиях формирования патологических деформаций характера и личности в целом.

Итак, сто лет развития дифференциальной психологии в преддверии XXI века становятся прологом появления интегральной Науки о Человеческих Различиях.

 

 

Заключение

 

Таким образом, в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами, мы пришли к следующим результатам:

  1. Предпосылками, повлиявшими на формирование новой области исследований - дифференциальной психологии, являлись философские трактаты представителей доэкспериментальной психологии, попытки астрономов делать точные измерения, используя индивидуальные различия во времени реакции, развитие экспериментального метода в психологии, важные открытия в области биологии и статистики, развитие средств психологического тестирования.
  2. Дифференциальная психология с самого начала складывалась как количественная дисциплина, изучающая не каузальную (причинную), а стохастическую (вероятностную) закономерность. Но это не дает оснований считать ее менее важным или менее перспективным направлением, чем психология экспериментальная. Статистическая закономерность позволяет предсказывать явления в силу того, что вероятностные связи свойственны самой природе вещей, а не привносятся в нее произвольными операциями ума. Но таблицы, графики, формулы «заговорят» только тогда, когда математические величины будут соотнесены с реальностью (в психологии - с психической реальностью).
  3. Переходя от вероятностных моделей к причинным объяснениям, дифференциальная психология также вынуждена была принять некоторые предположения о природе, характере и основании того, что измеряется. Гальтон полагал, что индивидуальные вариации детерминированы эволюционно-биологическим потенциалом испытуемых. Законы индивидуальной психологии истолковывались тем самым как воспроизведение общебиологических законов наследственности.
  4. В течение короткого периода времени после 1900 года был заложен фундамент фактически всех отраслей дифференциальной психологии. Направления, в которых развивается современная психология индивидуальных различий, частично были предопределены открытиями в таких смежных с ней областях, как биология и статистика, а также последовательным развитием психологического тестирования. Кроме этого, на развитие направлений современной дифференциальной психологии повлияла антропология и социальная психология - области, имеющие с ней много точек соприкосновения.
  5. Такие первооткрыватели в области статистических методов, как Гальтон, Пирсон и Фишер, вооружили представителей дифференциальной психологии эффективными методиками анализа данных. Наиболее важными статистическими понятиями, используемыми в дифференциальной психологии, являются понятия статистического значения и корреляции. Психологическое тестирования, уходящее своими корнями к работам Гальтона, получило развитие в работах Кэттелла, Бине, Термена и армейских психологов первой мировой войны, создавших первоначальные шкалы для группового тестирования уровня интеллектуального развития. На более поздних стадиях стали развиваться тестирование специальных способностей, многофакторные системы и измерения неинтеллектуальных качеств. Главными тестовыми понятиями являются понятия нормы, надёжности и валидности. Теоретические выводы, полученные дифференциальной психологией, важны для решения многих практических задач: отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития способностей индивидов и других.

Информация о работе Возникновение психологии индивидуальных различий