Возникновение психологии индивидуальных различий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель нашей работы - изучить специфику и особенности возникновения психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
дать определение дифференциальной психологии, сформулировать её предмет;

Содержание работы

1. Введение
2. Глава 1. История возникновения психологии индивидуальных различий
2.1. Дифференциальная психология как отрасль психологического
знания
2.1.1. Положение дифференциальной психологии в системе
отраслей психологии
2.1.2. Предмет, вопросы, цели дифференциальной психологии
2.2. Формирование дифференциальной психологии
2.2.1. Индивидуальные различия в ранних психологических теориях
2.2.2. Личные особенности при вычислениях в астрономии
2.2.3. Происхождение экспериментальной психологии
2.2.4. Влияние биологии
2.2.5. Развитие статистического метода
2.2.6. Тестирование в психологии
2.2.7. Появление дифференциальной психологии
Глава 2. Современный этап развития психологии индивидуальных
различий
3. Заключение
4. Библиография

Файлы: 1 файл

курсовик Дифференциальная психология.rtf

— 321.38 Кб (Скачать файл)
Развитие статистического метода

Статистический анализ является одним из основных средств, которые использует дифференциальная психология. Гальтон очень хорошо понимал необходимость приспособления статистических методов к процедурам обработки собранных им данных по индивидуальным различиям. Для этой цели он предпринял попытки адаптировать многочисленные математические процедуры. Любимым изречением Френсиса Гальтона было: «Всё, что можно сосчитать, - считайте!» [7,280]. Среди принципиальных статистических проблем, которыми занимался Гальтон, была проблема нормального распределения отклонений и проблема корреляции. Карл Пирсон, который был его студентом, впоследствии разработал математический аппарат теории корреляции. Таким образом, Пирсон внёс свой вклад в развитие и систематизацию того, что раньше относилось только к области статистики.

Другим британским учёным, чей вклад существенно повлиял на развитие статистики, был Р.А. Фишер. Работая преимущественно над исследованиями в области сельского хозяйства, Фишер разработал множество новых статистических методов, которые зарекомендовали себя как в высшей степени полезные во многих других областях, включая психологию, и открыли широкие возможности для анализа данных.

Бурно развивающаяся статистика обогатила дифференциальную психологию не только такими понятиями, как статистическое значение и корреляция, но и многими другими понятиями и методиками. Благодаря появлению факторного анализа - метода группировки взаимосвязанных характеристик - изменилось представление о структуре психологических свойств. Автор факторно-аналитического подхода к исследованию личности, Раймонд Кэттел, одновременно является и создателем ряда техник факторного анализа.

Тестирование в психологии

Наряду со статистикой, психологическое тестирование является важным средством дифференциальной психологии. Задача психологических тестов - измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. Одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов, было выявление умственно отсталых, установление отличий душевнобольных от умственно отсталых. В XIX веке этим занимались французские врачи Ж. Эскриоль и Э. Сеген.

Около 3000 лет назад существовала система приема на гражданскую службу в китайской империи. У древних греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими и умственными навыками. Сократический метод, сочетавший обучение с тестированием, во многом напоминает современное программированное обучение. В средневековье европейские университеты для присвоения ученых званий и степеней ввели соответствующие экзамены. Однако, чтобы выявить основные этапы развития современного тестирования, достаточно обратиться к XIX столетию.

Английский биолог сэр Френсис Гальтон был одним из тех, кто положил начало тестированию. Первоначальные тесты, содержавшиеся в новаторских работах Гальтона, были простыми сенсомоторными опытами. Следующий этап в развитии психологического тестирования связан с именем американца Джеймса Маккина Кэттелла. В своих работах Кэттелл объединил два параллельно развивавшихся течения: экспериментальную психологию и психологию, основанную на измерении индивидуальных различий. У Вундта в лейпцигской докторантуре Кэттелл написал диссертацию о проявлении индивидуальных различий времени наступления реакции. После этого он читал лекции в Англии, где его интерес к индивидуальным различиям получил развитие в процессе общения с Гальтоном. Возвратившись в Америку, Кэттелл организовал лаборатории для занятий экспериментальной психологией, активно распространял методики психологического тестирования.

Первые тесты на интеллект. Понятие «интеллектуальный тест» впервые появилось в статье Кэттелла «Умственные тесты и измерения», опубликованной в 1890 году в журнале «Mind». В этой статье описывались серии тестов, проводившиеся ежегодно на студентах колледжа с целью определения их интеллектуального уровня. Тесты, которые предлагались в индивидуальном порядке, включали измерение мускульной силы, веса, скорости передвижения, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, времени реакции, памяти и тому подобное. Своим выбором тестов Кэттелл поддержал точку зрения Гальтона, согласно которой измерение интеллектуальных функций должно осуществляться через тестирование сенсорной избирательности и времени реакции.

Тесты Кэттелла были обычными для последнего десятилетия девятнадцатого века. Попытки измерения более сложных психологических функций, тем не менее, можно было обнаружить в тестах на чтение, вербальные ассоциации, память и элементарную арифметику. На Колумбийской выставке, проводившейся в Чикаго в 1893 году, Йастроу приглашал всех желающих испытать свои чувства, моторику, простые перцептивные процессы и сравнить полученные значения с нормативными. Несколько попыток оценить эти первоначальные тесты дали обескураживающие результаты. Индивидуальные показатели были нестабильны, они слабо коррелировали или не коррелировали вовсе с независимыми оценками интеллектуального уровня, такими как школьные оценки или академические степени.

Множество подобных тестов было собрано европейскими психологами этого периода, в том числе А. Эрном, Э. Крепелином и Г. Эббингаузом в Германии, Гуччарди и Д. Феррари в Италии. О необходимости использовать тесты при обследовании психически больных людей писал и российский учёный Г.И. Россолимо. А. Бине и В. Анри в своей статье, опубликованной во Франции в 1895 году, подвергли критике большинство известных тестов за излишнее внимание к сенсорике и придание слишком большого значения способностям к специальным видам деятельности. Кроме того, они утверждали, что не следует стремиться к высокой точности при измерениях более сложных функций, поскольку в этих функциях индивидуальные различия проявляются в большей степени. Для подтверждения своей точки зрения Бине и Анри предложили новые серии тестов, охватывающих такие функции, как память, воображение, внимание, сообразительность, внушаемость и эстетические чувства. В этих тестах уже можно распознать то, что в будущем привело к развитию знаменитых «интеллектуальных тестов» Бине.

Интеллектуальные тесты. В 1904 году французский министр народного образования создал комиссию для изучения проблемы отставания в учёбе среди школьников. Специально для этой комиссии А. Бине и Т. Симоном в 1905 году была разработана первая интеллектуальная шкала для вычисления общего коэффициента индивидуального уровня интеллектуального развития. В 1908 году Бине доработал эту шкалу, при использовании которой тесты группировались по возрастному признаку и подвергались тщательной эмпирической проверке. Например, для трёхлетнего возраста отбирались тесты, которые в состоянии был пройти ребёнок трёх лет, для четырёхлетнего возраста - тесты, доступные для ребёнка четырёх лет, и так далее, до тринадцатилетнего возраста. Полученные результаты у детей, прошедших тестирование по данной шкале, были затем объявлены нормами, присущими соответствующему «интеллектуальному возрасту», то есть возможностями нормальных детей определённого возраста, рассмотренными Бине. Третий вариант шкалы Бине-Симона появился в 1911 г. Шкала эта по сравнению с предыдущей содержала незначительные изменения: перестановку отдельных тестов, новые тесты для некоторых возрастных уровней, и была продлена до взрослого уровня.

Тесты Бине-Симона привлекли к себе внимание психологов всего мира ещё до того, как в 1908 году шкала была усовершенствована. Они были переведены на многие языки. В Америке эти тесты претерпели различные изменения и модификации, самой известной из которых стала модификация, разработанная под руководством Л.М. Термена из Стэнфордского университета и получившая известность как тест Стэнфорд - Бине. Это была та шкала, в рамках которой впервые было использовано понятие интеллектуального коэффициента (IQ - intelligence quotient), введённого Штерном в 1911 году как соотношение между интеллектуальным и фактическим возрастом. Современную версию этой шкалы называют шкалой Термена - Меррилла, она по-прежнему является наиболее широко используемой системой тестирования интеллекта человека. Особый интерес представляет также вариант Кюльманна - Бине, в котором возрастной диапазон был сдвинут вниз до уровня трёх месяцев.

Одновременно с тестами для детей и психически больных людей стали разрабатывать задания для профессиональной ориентации и профессионального отбора. Одним из ведущих учёных, занимавшихся этой проблемой, был основатель психотехники Г. Мюнстерберг. Он считал, что индивидуальные различия между людьми должны проявляться и в их профессиональной деятельности, а потому существуют профессии, наиболее подходящие или, наоборот, неподходящие для конкретного человека. Исходя из этого, он разработал диагностические методики по проведению профессионального отбора. Свои взгляды на профессиональную ориентацию и организацию психологической службы на предприятии Мюнстерберг изложил в работе «Основы психотехники» (1914). Тесты на профессиональную пригодность создавались на основе результатов, полученных при обследовании наиболее успешных специалистов в конкретной области. Они требовали иного подхода, чем интеллектуальные методики, поэтому наряду с вербальными заданиями появляются и тесты на исследование наглядно-действенного и образного мышления, других психических процессов.

Групповое тестирование. Другим важным направлением развития психологического тестирования было развитие групповых шкал. Шкалы Бине и их более поздние модели называются «индивидуальные тесты», то есть предназначены для тестирования только одного испытуемого за один раз. Эти тесты таковы, что проводить их может лишь очень хорошо подготовленный специалист. К групповому тестированию эти условия непригодны. Появление шкал группового тестирования было, вероятно, главным фактором роста популярности психологического тестирования. Эти тесты не только позволяют тестировать одновременно большие группы людей, но и являются гораздо более лёгкими в применении.

Стимулом для развития группового тестирования послужила настоятельная потребность исследования полуторамиллионной армии США, возникшая во время первой мировой войны к 1917 году. Военные задачи требовали достаточно простой процедуры для быстрого распределения рекрутов в соответствии с их интеллектуальными способностями. Армейские психологи ответили на запрос тем, что создали две групповые шкалы, получившие название как «армейская-альфа» и «армейская-бета». Первая предназначалась для общего пользования, вторая представляла собой невербальную шкалу, разработанную для тестирования неграмотных новобранцев и иностранных призывников, которые не владели свободно английским языком.

Последующее развитие. После окончания первой мировой войны происходило бурное развитие множества доступных для использования тестов, разработка всё новых методов и их применение к самым разным аспектам поведения. Групповые интеллектуальные шкалы создавались для всех возрастов и типов испытуемых, начиная с тех, кто ходит в детский сад, и до студентов старших курсов. Вскоре к ним добавились дополнительные тесты для выявления специальных способностей, например к музыке или механике. Ещё позже появились многофакторные системы исследования в результате разностороннего изучения человеческих качеств. Важным является то, что вместо единственных, общих для всех результирующих значений, таких как IQ, многофакторные системы позволяют получать данные по целому комплексу основных способностей.

Параллельно с этим происходило распространение психологического тестирования неинтеллектуальных качеств, - через использование личных наработок, проективных техник (методик) и других средств. Этот тип тестирования начался с создания во время первой мировой войны «Бланка данных о личности» Вудвортса и стал быстро развиваться, включая в себя измерения интересов, убеждений, эмоций и социальных качеств. Но хотя для создания соответствующих тестов были затрачены огромные усилия, успех был меньше, чем при разработке тестирования способностей.

Тестовые понятия. Как и в статистике, в психологических тестах существуют определённые базовые понятия. Одним из них является понятие нормы. Никакие результирующие значения психологических тестов не имеют смысла до тех пор, пока они не сравниваются с тестовыми нормами. Эти нормы возникают в процессе стандартизации нового теста, при прохождении через него большого количества испытуемых, представляющих ту популяцию, для которой данный тест был разработан. Затем полученные данные используются как стандарт для оценки показателей индивидов. Нормы могут выражаться по-разному, например: как интеллектуальный возраст, как проценты или как стандартные значения, - но все они позволяют исследователю, сравнивая результаты испытуемого с результатами стандартизированной выборки, определить его «положение». Соответствуют ли его результаты средним по группе? Являются ли они более высокими или более низкими по сравнению со средними значениями, и если да, то насколько?

Другим важным понятием является надёжность теста. Она подразумевает, насколько стабильные результаты он способен давать. Если индивид проходит повторное исследование в другой день или проходит то же самое тестирование в другой форме, то насколько может измениться результат? Надёжность обычно определяется корреляцией результатов, полученных в двух случаях одним и тем же индивидом. На надёжность теста, естественно, не могут не влиять случайные отклонения относительных результатов тестирования конкретного индивида. Влияние же подобных отклонений на групповые результаты не имеет отношения к надёжности теста.

Одним из самых главных вопросов, который возникает при психологическом тестировании, является вопрос о валидности теста, то есть о том, насколько он действительно измеряет то, что должен измерять. Валидность можно установить, сравнивая результаты данного теста с многочисленными данными, полученными другими способами, - со школьными оценками, индексом трудовой успешности, или лидерскими рейтингами.

Данные по нормам, по надёжности и валидности теста должны быть собраны в то время, когда тест проходит испытания, то есть до того как он может быть передан для всеобщего использования.

Метод теста прочно вошёл в науку, получив большое практическое применение, а дальнейшее совершенствование техники разработки и применения тестов, распространение их на исследование важнейших психологических параметров (памяти, мышления, личности) изменили общий облик психологии, дав возможность сформировать систему объективных методов психологического исследования людей.

Появление дифференциальной психологии

К началу двадцатого века дифференциальная психология начала обретать конкретные формы. В 1895 году Бине и Анри опубликовали статью под названием «Психология индивидуальности» («La psychologie individuelle»), которая представляла собой первый систематический анализ целей, предмета и методов дифференциальной психологии. Это не выглядело претенциозным, поскольку отражало реальный статус данной отрасли психологии в то время. Они писали: «Мы начинаем обсуждение нового предмета, сложного и практически неисследованного» [1,27]. Бине и Анри в качестве главных проблем дифференциальной психологии выдвинули две: во-первых, изучение природы и степени индивидуальных различий в психологических процессах и, во-вторых, открытие взаимоотношений психических процессов индивидуума, которое может дать возможность классификации качеств и возможность определения того, какие функции являются наиболее фундаментальными.

Информация о работе Возникновение психологии индивидуальных различий