Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 17:30, курсовая работа
Поэтому цель нашей работы - изучить специфику и особенности возникновения психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
дать определение дифференциальной психологии, сформулировать её предмет;
1. Введение
2. Глава 1. История возникновения психологии индивидуальных различий
2.1. Дифференциальная психология как отрасль психологического
знания
2.1.1. Положение дифференциальной психологии в системе
отраслей психологии
2.1.2. Предмет, вопросы, цели дифференциальной психологии
2.2. Формирование дифференциальной психологии
2.2.1. Индивидуальные различия в ранних психологических теориях
2.2.2. Личные особенности при вычислениях в астрономии
2.2.3. Происхождение экспериментальной психологии
2.2.4. Влияние биологии
2.2.5. Развитие статистического метода
2.2.6. Тестирование в психологии
2.2.7. Появление дифференциальной психологии
Глава 2. Современный этап развития психологии индивидуальных
различий
3. Заключение
4. Библиография
Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырёх элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и так далее), требующих соответствующих дарований.
Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определённым темпераментом мозга, то есть пропорцией, в которой смешаны в нём главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, Х. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трёх способностей они требуют. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда, но и здесь имеются большие индивидуальные и возрастные различия.
Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. Например, он выделял в качестве таких признаков жёсткость волос, особенности смеха и тому подобное. Его идея о корреляции между внутренним и внешним была, как показал последующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе: «Для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарования ещё в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит» [7,102].
Представители множества разновидностей ассоцианизма, процветавших с семнадцатого по девятнадцатый век, также мало что могли сказать об индивидуальных различиях. Ассоцианистов интересовал, прежде всего, механизм, посредством которого объединяются идеи и который позволяет образовываться сложным мыслительным процессам. Они формулировали общие принципы, не оставлявшие места индивидуальным различиям. Однако Бейн, последний из так называемых чистых ассоцианистов, в своих работах обратил внимание на индивидуальные различия. В своей книге «Чувства и интеллект» он пишет, что «существует естественная способность к ассоциированию, особая для каждого типа людей и отличающая индивидов друг от друга. Это свойство, подобно всем остальным характерным свойствам человеческой природы, распределено между людьми не в равной пропорции» [1,9].
В трудах и в практической деятельности группы представителей «натуралистов» в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века, включая Руссо, Песталоцци, Гербарта и Фребеля, отражается очевидное возрастание интереса к индивидуальности ребёнка. Образовательная стратегия и методы определялись не внешними критериями, а исследованием самого ребёнка и его способностей. Однако акцент по-прежнему делался скорее на подходе к каждому ребёнку как к представителю человечества, а не на том, что отличало его от других детей. Несмотря на то, что в работах просветителей можно найти немало высказываний об индивидах, отличающихся друг от друга, и об образовании, которое должно учитывать эти отличия, они подчёркивали значимость свободного, «естественного» образования скорее в противовес навязываемым извне педагогическим воздействиям, чем вследствие действительного осознания значимости индивидуальных различий. Понятие «индивидуальный» часто использовалось как синоним понятия «человеческий».
Таким образом, философские трактаты представителей доэкспериментальной психологии явились предпосылками, повлиявшими на формирование новой области исследований - дифференциальной психологии.
Первое систематическое измерение индивидуальных различий было проведено не в психологии, а в рамках гораздо более старой науки - астрономии. В 1796 году Мэскелин, астроном Гринвической астрономической обсерватории, уволил Киннебрука, своего ассистента, за то, что тот зафиксировал время прохождения звезды на секунду позже, чем он. В то время подобные наблюдения осуществлялись методом «глаз и ухо». Этот метод предполагал не только координацию зрительных и слуховых впечатлений, но и формирование достаточно сложных суждений о пространстве. Наблюдатель отмечал на часах время с точностью до секунды, затем начинал отсчитывать секунды по бою часов, наблюдая одновременно за тем, как звезда пересекает поле телескопа. Он отмечал положение звезды по последнему удару часов перед тем, как она достигала «критической» линии поля; сразу же после того, как звезда пересекала эту линию, он аналогичным образом отмечал её положение по первому удару. На основе этих наблюдений с момента прохождения звезды через критическую линию оценка делалась через десятые доли секунды. Эта процедура была стандартной и позволяла делать измерения с точностью до одной или двух десятых секунды.
В 1816 году кенигсбергский астроном Бессель прочёл в истории Гринвической астрономической обсерватории об инциденте с Киннебруком и заинтересовался личными особенностями вычислений, производимых различными наблюдателями. Изначально личностное уравнивание относилось к фиксации различия в секундах между оценками двух наблюдателей. Бессель собрал и опубликовал данные по нескольким подготовленным наблюдателям и отметил не только наличие таких личных особенностей и разницы в оценках, но также изменчивость вычислений в каждом новом случае. Это и явилось первой публикацией количественных измерений индивидуальных различий.
Многие астрономы приняли на вооружение данные Бесселя. Во второй половине девятнадцатого века с появлением хронографов и хроноскопов стало возможным измерять личные особенности конкретного наблюдателя без сравнения его с другими наблюдателями. Это была попытка свести все наблюдения к объективно корректным значениям без обращения к системе времени, привязанной к какому-либо наблюдателю, чьи наблюдения принимались за стандарт. Астрономы произвели также анализ различных условий, влияющих на особенности вычислений разных наблюдателей. Но это всё относилось скорее к проблеме астрономических наблюдений, чем к измерению индивидуальных различий, которое было предпринято позднее представителями ранней экспериментальной психологии в их исследованиях «времени реакции».
Итак, попытки астрономов делать точные измерения, используя индивидуальные различия во времени реакции, повлияли на возникновение дифференциальной психологии.
В 1879 году Вильгельм Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Эксперименты психологического свойства уже проводились до этого Вебером, Фехнером, Гельмгольцем и другими, но лаборатория Вундта была первой, созданной исключительно для психологических исследований и предоставлявшей при этом возможности для обучения студентов методам новой науки. Естественно, она оказала существенное влияние на развитие ранней экспериментальной психологии. Лаборатория Вундта привлекала студентов из разных стран, которые, по возвращении на родину, основывали подобные лаборатории в своих собственных странах.
Проблемы, которые исследовались в первых лабораториях, свидетельствовали о сходстве экспериментальной психологии с физиологией. Изучение зрительных и слуховых впечатлений, скорости реакции, психофизики и ассоциаций - вот почти всё, в отношении чего ставились эксперименты. Первоначально психологам - экспериментаторам было свойственно игнорировать индивидуальные различия или рассматривать их просто как случайные «отклонения», ведь чем больше в феномене выражены индивидуальные особенности, тем менее точными будут сделанные в отношении него обобщения. Таким образом, степень индивидуальных различий определяла «вероятность отклонений», которые можно ожидать в проявлении общих психических законов.
Итак, возникновение экспериментальной психологии не способствовало развитию интереса к изучению индивидуальных различий. Её вклад в дифференциальную психологию должен был заключаться в демонстрации того, что психологические феномены доступны для объективного и даже количественного исследования, что психологические теории можно проверять на соответствие объективным данным и что психология может стать эмпирической наукой. Это было необходимо для того, чтобы вместо теоретизирований об индивиде могло возникнуть конкретное изучение индивидуальных различий.
В конце девятнадцатого века биология под влиянием дарвиновской теории эволюции развивалась очень быстро. Эта теория, в частности, способствовала возрастанию интереса к сравнительному анализу, предполагающему наблюдение за тем, как одни и те же качества проявляются у представителей разных видов. Начав с описания неких нестандартных случаев и анализа наблюдений, Дарвин и его современники, в конечном счёте, способствовали тому, что в двадцатом веке стало возможным проводить настоящие, с высокой степенью контроля эксперименты с животными. Такие исследования поведения животных оказались весьма полезными во всех отношениях для развития дифференциальной психологии. Учение Дарвина изменило сам стиль психологического мышления, стимулировало возникновение новой области психологической науки - дифференциальной психологии, импульс которой придала идея Дарвина о том, что генетические факторы (наследственность) определяют различия между людьми. Работы Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, Ф. Дондерса и других учёных не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для многих областей психологии, в том числе и дифференциальной. Таким образом, с середины девятнадцатого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.
Особенно важными для дифференциальной психологии являются исследования английского биолога Френсиса Гальтона, одного из наиболее знаменитых последователей Дарвина. Гальтон первым попытался применить эволюционные принципы изменчивости, наследственности, отбора и приспособляемости к исследованию человеческих индивидов. В 1869 году он издал книгу под названием «Наследственный гений» («Hereditary Genius»), в которой, применяя хорошо известный сегодня родовой исторический метод, попытался продемонстрировать, как наследуются способности к тем или иным видам деятельности. Также он написал ещё две книги на эту тему: «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874) и «Наследственность» (1889). Решающую роль в развитии способностей к научной деятельности Ф. Гальтон приписывал наследственности, влияние же внешних условий и воспитания считал незначительным, а иногда и отрицательным.
Для Гальтона, изучавшего человеческую наследственность, вскоре стало очевидным, что для определения степеней сходства между индивидуумами их можно измерять, - каждого в отдельности, в сравнении друг с другом, целенаправленно и большими группами. Для этой цели он разработал многочисленные тесты и процедуры измерений, основав в 1882 году в Музее Южного Кенсингтона в Лондоне свою знаменитую антропометрическую лабораторию. В ней люди за небольшую плату могли измерить уровень восприимчивости своих органов чувств, моторные способности и другие простые качества.
Измеряя сенсорные процессы, Гальтон надеялся получить возможность оценивать интеллектуальный уровень человека. В сборнике «Исследование человеческих способностей», опубликованном в 1883 году, он написал: «Вся воспринимаемая нами информация о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем больше у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллектуальной деятельности» [1,13]. Кроме этого, на основе обнаруженного им пониженного уровня чувствительности у идиотов он сделал вывод, что сенсорные различия «в целом должны быть наивысшими у интеллектуально одарённых» [1,13]. По этой причине измерение сенсорных возможностей, таких как зрение и слух, занимают сравнительно большое место в тестах, которые разработал и создал Гальтон. Например, он создал шкалу для визуального определения длины, свисток для проявления слуховой чувствительности к предельно высоким звукам, кинестетические тесты, основанные на сериях взвешиваний, а также тесты на прямизну движения, на скорость простых реакций и многие другие. Гальтон также впервые использовал тесты на свободные ассоциации, - технику, которую впоследствии применял и развивал Вундт. Столь же новаторским было исследование Гальтоном индивидуальных и групповых различий образного мышления. Это было первое развёрнутое применение метода анкетирования в психологии.
Свои исследования по диагностике различий в психических качествах людей Гальтон использовал для обоснования идеи о необходимости отбора наиболее приспособленных. Он утверждал, что человеческий род можно улучшить тем же путём, каким выводится новая порода собак или лошадей - путём соответствующих браков в течение нескольких поколений. Это направление он назвал евгеникой. Понятие евгеники впоследствии использовалось для выделения особой породы людей, отобранных среди тех, кто выделялся своим высоким уровнем одарённости. Эта идея была антигуманной, хотя сам Гальтон поставил её совсем не как социальную, но как важную медицинскую и психологическую проблему учёта наследственных факторов в развитии индивида.
Таким образом, Гальтон первым заговорил об индивидуальных различиях, первым создал диагностические тесты. Его попытки оценить роль наследственности в формировании психологических характеристик открыли дорогу для целого исследовательского направления, развивающегося в контексте психологии индивидуальных различий и оказывающего влияние на смежные области психологии.
Существенное влияние на формирование дифференциальной психологии оказало и развитие современной генетики. Законы наследственности Менделя, заново открытые в 1900 году, привели к возобновлению экспериментальных работ в области механизмов наследования. На дифференциальную психологию оказало многостороннее влияние в высшей степени результативное изучение наследования физических черт у животных. Развитие генетики человека позволило использовать методы статистического анализа, для того чтобы находить черты родового сходства и различия, что получило широкое применение в психологии.
Информация о работе Возникновение психологии индивидуальных различий