Возрастная динамика школьной тревожности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Современную эру часто называют «веком тревоги». Возникновению все новых страхов, тревог и конфликтов, как у отдельных людей, так и у общества в целом способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Проблема тревожности в настоящее время является неотъемлемой частью клинической психологии, психосоматической медицины, а также теории и практики психиатрии.
Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность

Содержание работы

Введение
Глава 1. История и современное состояние проблем тревожности
1.1 Обобщенная теория тревожности
1.2 Понятие и основные виды тревожных расстройств
1.2.1 Тревожность, тревога и страх
1.3 Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии
Глава 2. Проявление тревожности в возрастной динамике
2.1 Проявление тревожности у детей младшего возраста
2.2 Тревожность у подростков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дарина.docx

— 67.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. История и современное состояние проблем тревожности

    1. Обобщенная теория тревожности
    2. Понятие и основные виды тревожных расстройств

1.2.1 Тревожность, тревога  и страх

1.3 Развитие взглядов на  тревожность и страх в истории  психологии

Глава 2. Проявление тревожности в возрастной динамике

2.1 Проявление тревожности  у детей младшего возраста

2.2 Тревожность у подростков

Заключение

Список литературы 
Введение

Современную эру часто называют «веком тревоги». Возникновению все новых страхов, тревог и конфликтов, как у отдельных людей, так и у общества в целом способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Проблема тревожности в настоящее время является неотъемлемой частью клинической психологии, психосоматической медицины, а также теории и практики психиатрии.

Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность

Что же такое тревожность?

Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом

Теоретическая актуальность данного исследования заключается в следующем: изучение проблемы тревожности у младших школьников способствует более глубокому осмыслению детерминант и факторов возникновения тревожности, определению эффективных социально-психологических условий эмоционального развития в младшем школьном возрасте.

Актуальность данного исследования заключается в следующем: изучение проблемы взаимосвязи личностной тревожности у школьников с самооценкой и статусным положением в группе способствует более глубокому осмыслению детерминант и факторов возникновения тревожности, определению эффективных социально-психологических условий эмоционального развития в подростковом возрасте.

Объект исследования - тревожное поведение в школьном возрасте.

Предмет исследования - особенности тревожного поведения в школьном возрасте.

Гипотеза - на показатели тревожности школьников оказывает влияние возраст ребёнка.

Цель работы: изучить возрастную динамику тревожности и её личностный аспект.

Задачи работы:

  • Раскрыть понятие тревожности.
  • Дать понятие возрастной динамики.
  • Охарактеризовать личностный аспект.
  • Провести поперечное исследование личностной тревожности учащихся

 

Глава 1. История и современное состояние проблем тревожности

 

Пожалуй, не много найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации» [May R., 1950 (а), 1950; Эриксон Э., 1996 (а, б)], как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности» [Готвальд Ф. Т., Ховланд В., 1992]. С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая симптома» невроза и т. п. Неудивительно поэтому, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии.

 

    1. Обобщенная теория тревожности

Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых как в отечественной психологии (Н.А. Аминов, В.М. Астапов, В.А. Бакеев, В.К. Вилюнас, Ю.М. Забродин, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитов, О.Г. Мельниченко и др.), так и за рубежом (Х. Айзенк, Р. Кеттелл, Е. Левитт, О. Маурер, У. Морган, К. Спенс, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд, К. Эликсон и др.). Они придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме саморегуляции, способствуя мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность (А.Е. Ольшанникова, И.В. Пацявичус). С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида (В.А. Бодров, Е.А. Калинин, О.С. Никитина, Ч. Спилбергер, Б.А. Вяткин). Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности - тревожность (А.И. Захаров, Л.В. Макшанцева, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров и др.). Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека (Г.Ш. Габдреева, Х. Граф, Н.В. Имедадзе, У. Морган, Дж. Саразон, Дж. Тэйлор и др.). Это обуславливает необходимость создания эффективных методов коррекции высокой тревожности еще в дошкольном возрасте. Если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте (Макшанцева, 1998), то тема работы, связанная с разработкой и изучением эффективности интегративной игровой коррекции личностных проблем дошкольников, в частности, тревожности, стоит в ряду особо актуальных.

В настоящее время заметно возрос интерес к синтезу, интеграции различных концепций, как в теоретической, так и в прикладной области. Причем если раньше подчеркивалась большая значимость и эффективность дифференцированного подхода в психокоррекции, и наблюдались лишь отдельные попытки решить проблему интеграции, то в последние десятилетия данное направление получило свое признание. В пользу разработки новых концепций интегративной коррекции говорит и тот факт, что она признана одним из эффективных подходов. Так, В. Лаутербах (1995), приводя результаты анализа более чем трех тысяч исследований с точки зрения их научной обоснованности, отмечает, что наиболее часто встречаются работы на приемлемом научном уровне в русле эклектических и комплексных подходов.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребёнка. Учебно-воспитательный процесс становиться всё больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т.е. человек, реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.

Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а сточки зрения физиологии - активацией нервной вегетативной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Определённый уровень тревожности - естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Личности, относящиеся к категории высоко тревожных, склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. На такие ситуации они реагируют выраженным состоянием напряжённости. На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в:

усилении сердцебиения;

учащении дыхания;

увеличении минутного объёма циркуляции крови;

возрастании общей возбудимости;

снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как:

напряжение;

озабоченность;

нервозность;

чувство неопределённости;

чувство грозящей опасности, неудачи;

невозможность принять решения и др.

Ф.Б. Березин отметил, что состояние тревоги (тревожности) - это эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания, и выделил 6 уровней состояния тревоги:

) Первый уровень - наименьшая интенсивность  тревоги, выражается в переживаниях  напряжённости, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несёт признака  угрозы, а служит сигналом скорого  наступления более выраженных  проявлений тревоги. Данный уровень  тревоги имеет наиболее адаптивное  значение.

) На втором уровне ощущение  внутренней напряжённости сменяют  гиперестезические реакции или  же они присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают  значимость, а при усилении отрицательную  эмоциональную окраску.

) Третий уровень - собственно тревога. Проявляется в переживании неопределённой  угрозы, чувства неясной опасности.

) Четвёртый уровень - страх. Возникает  при нарастании тревоги и проявляется  в опредмечивании, конкретизации  неопределённой опасности. При этом  объект, с которым связывается  страх, не обязательно отражает  реальную причину тревоги, действительную  угрозу.

) Пятый уровень - ощущение неотвратимости  надвигающейся катастрофы, которое  возникает в результате постепенного  нарастания тревоги и выражается  в чувстве ужаса. При этом данное  переживание связано не с содержанием  чувства, а лишь с нарастанием  тревоги. Подобное переживание может  вызвать неопределённая, но очень  сильная тревога.

) Наиболее высокий уровень - тревожно-боязливое  возбуждение, которое выражается  в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация  поведения и деятельности вызывается  тревогой, достигает при этом  своего максимума.

Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Такое же влияние оказывает и нечувствительность к реальному неблагополучию, обусловленная действием защитных механизмов, таких, как вытеснение, и представляющая собой отсутствие тревоги даже в потенциально опасных ситуациях. Тревожность входит в качестве одного из основных компонентов в посттравматический синдром, т.е. комплекс переживаний, обусловленных психической или физической травмой. С тревожностью связаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии, и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как:

беспомощность;

неуверенность в себе;

ощущение бессилия перед внешними факторами вследствие преувеличения их могущества и угрожающего характера.

Большое значение для развития ребенка имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни чёткого образа, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего Я. Такая тревога у ребенка обусловлена внутренним конфликтом между двумя противоречащими друг другу стремлениями, когда что-то важное для него одновременно отталкивает и притягивает. Тревожный ребёнок становиться социально дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он становиться хамелеоном по принципу: «Я - как все». Он может стать и агрессивным, потому что агрессивность снижает тревогу. В поведении это проявляется повышенной грубостью, ершистостью и т.д. При усилении тревоги у человека появляется ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, невозможности избежать опасности. Наиболее высокий уровень тревоги - тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске выхода и ожидании помощи. Если ребенок не получает этой помощи, то дезорганизация поведения и деятельности достигает своего максимума. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием ребенка в наиболее значимых сферах деятельности и общения, либо существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки и т.п. Подобную тревожность часто испытывают дети, которые учатся хорошо и даже на «отлично», ответственно относятся к учёбе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достаётся им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких детей отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенности в себе. При таком конфликте дети вынуждены стремиться к тому, чтобы добиться успеха во всех сферах, но он же мешает им правильно оценить успехи, порождая чувство постоянной неудовлетворённости, неустойчивости, напряжённости. Это ведёт к гипертрофии потребности в достижении. Отмечаются перегрузка и перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, а также повышенной утомляемости. Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий, - дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Информация о работе Возрастная динамика школьной тревожности у подростков