Возрастная динамика школьной тревожности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Современную эру часто называют «веком тревоги». Возникновению все новых страхов, тревог и конфликтов, как у отдельных людей, так и у общества в целом способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Проблема тревожности в настоящее время является неотъемлемой частью клинической психологии, психосоматической медицины, а также теории и практики психиатрии.
Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность

Содержание работы

Введение
Глава 1. История и современное состояние проблем тревожности
1.1 Обобщенная теория тревожности
1.2 Понятие и основные виды тревожных расстройств
1.2.1 Тревожность, тревога и страх
1.3 Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии
Глава 2. Проявление тревожности в возрастной динамике
2.1 Проявление тревожности у детей младшего возраста
2.2 Тревожность у подростков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дарина.docx

— 67.11 Кб (Скачать файл)

. Высокая тревожность  в подростковом возрасте может  проявляться в следующих формах: астеническая или психастеническая  акцентуация характера; формирование  сверхценных идей, нереализация  которых приводит подростка в  состояние фрустрации и тревоги; различного рода фобические расстройства (в первую очередь - дисморфофобические); нервная анорексия.

В процессе проведенного исследования причин и основных проявлений тревожности в подростковом возрасте гипотеза исследования подтвердилась. Было замечено, что интенсивность тревоги от третьего до седьмого класса возрастает более чем в 2 раза. У младших подростков чаще вызывают тревогу ситуации оценки, проверки: ответ у доски, контрольная работа, публичное выступление.

Школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что "проваливается" в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.

Нельзя не признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый "букет" факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося. Школа могла бы (а по-хорошему и должна бы) "расколдовать" тревожного ребенка, вывести его из плена страхов.

 

Список литературы

1.Андреева И.Н. Конфликтное  взаимодействие подростков со  сверстниками как фактор тревожности // Conflicts: Материалы Международной  конференции 20 - 25 октября 1998 г. - Минск - Таллинн, 1998.

2.Андреева И.Н. Ситуативная  и личностная тревожность подростка // Психология и дети: рефлексия  по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Международной научно-практической  конференции, 24 - 25 марта, 1999 г., г. Минск. - Мн., 1999.

.Аракелов Н.Е., Шмикова  Н. Тревожность: методы её диагностики  и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. - 1998. - № 1.

4.Асеев В.Г. Мотивация  поведения и формирования личности. - М., 1976.

5.Байярд Р.Т. Ваш беспокойный  подросток. - М., 1991.

6.Баранова Е.В. Проявления  девиаций в подростковой субкультуре // Вопросы психологии. - 2004. - № 3.

.Божович Л.И. Личность  и ее формирование в детском  возрасте. - М., 1968.

8.Бороздина Л.В., Залученова  Е.А. Увеличение индекса тревожности  при расхождении уровней самооценки  и притязаний // Вопросы психологии. - 1993. - № 1.

9.Вилюнас В.К. Психология  эмоциональных явлений. - М., 1976.

10.Возрастные особенности  психического развития детей / Под  ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М., 1982.

.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 2.

.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4.

.Гальперин П.Я., Запорожец  А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы  возрастной психологии. - М., 1978.

.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться  с ребенком, но как? - М., 1995.

.Гребенников И. В. Воспитательный  климат семьи. - М.: Знание, 1976.

16.Девиантное поведение  подростков: причины, тенденции и  формы социальной защиты / Под  общ. ред. Ю.А. Клейберга. - М.: Тверь, 1998.

17.Драгунова Т.В., Эльконин  Д.Б. Возрастные и индивидуальные  особенности младших подростков. - М., 1967.

18.Дубровина И.В., Лисина  М.И. Возрастные особенности психического  развития детей. - М., 1982.

19.Залысина И.А., Смирнова  Е.О. Некоторые особенности психического  развития дошкольников, воспитывающихся  вне семьи // Вопросы психологии. - 1985. - № 4.

20.Зинченко В.П. Проблема  образующих сознания в деятельностной  теории психики // Вестник Моск. ун-та. Серия «Психология». - 1988. - № 4.

21.Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. Т. 1. - М.: Медицина, 1994.

22.Каширский Д.В. Личностные  особенности подростков с психологическими  проблемами // Журн. практ. психолога. - 2000. - № 10 - 11.

.Кон И.С. Психология ранней  юности. - М., 1989.

.Коновалова Н.А. Предупреждение  нарушений в развитии личности  при психологическом сопровождении  школьников. - СПб., 2000.

.Лебединская К.С. Подростки  с нарушениями в аффективной  сфере: Клинико-психологическая характеристика  «трудных» подростков. - М., 1998.

26.Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. - М., 1983.

27.Липкина А.И. Самооценка  школьника. - М., 1976.

28.Лисина М.И. Влияние отношений  с близкими взрослыми на развитие  ребенка раннего возраста // Вопросы  психологии. - 1981. - № 3.

 

1 Концепция комплементарности исходит из того, что обе плоскости данных (соматическая и психическая), основываясь на разных системах отношений, взаимно дополняют друг друга и могут быть использованы для описания жизненных процессов более высокого уровня (Fahrenberg, 1981). Обе плоскости рекуррируют к своим собственным категориальным системам и системам теоретических и методологических обоснований. Их комплементарность существует во внутренне-внешней перспективе. Феномены переживания можно упорядочить в обеих системах отношений, представив первые как два подкласса атрибутов единого класса психофизических состояний ЦНС. Такая интерпретация претендует на онтологический и эпистемиологический нейтралитет.

В концепции эмерджентного психонейронального монизма Бунге (Bunge, 1984) также постулируется, что психические феномены и ментальные процессы — это некие категориальные состояния, присущие организму, которые, однако, не смогли бы существовать без нейробиологических основ. Бунге рассматривает психические феномены как «эмерджентные свойства». Они являются продуктом нейронных процессов ЦНС и не сводимы к целлюлярным компонентам головного мозга. Со своей стороны эмерджентные состояния могут влиять на физические состояния. Таким образом, при этом системном подходе отбрасывается онтологический редукционизм и постулируется — как и в концепции комплементарности — независимая роль отдельных плоскостей данных.

 

 

 


Информация о работе Возрастная динамика школьной тревожности у подростков