Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 18:18, курсовая работа
Современную эру часто называют «веком тревоги». Возникновению все новых страхов, тревог и конфликтов, как у отдельных людей, так и у общества в целом способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Проблема тревожности в настоящее время является неотъемлемой частью клинической психологии, психосоматической медицины, а также теории и практики психиатрии.
Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность
Введение
Глава 1. История и современное состояние проблем тревожности
1.1 Обобщенная теория тревожности
1.2 Понятие и основные виды тревожных расстройств
1.2.1 Тревожность, тревога и страх
1.3 Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии
Глава 2. Проявление тревожности в возрастной динамике
2.1 Проявление тревожности у детей младшего возраста
2.2 Тревожность у подростков
Заключение
Список литературы
. Высокая тревожность
в подростковом возрасте может
проявляться в следующих
В процессе проведенного исследования причин и основных проявлений тревожности в подростковом возрасте гипотеза исследования подтвердилась. Было замечено, что интенсивность тревоги от третьего до седьмого класса возрастает более чем в 2 раза. У младших подростков чаще вызывают тревогу ситуации оценки, проверки: ответ у доски, контрольная работа, публичное выступление.
Школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что "проваливается" в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
Нельзя не признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый "букет" факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося. Школа могла бы (а по-хорошему и должна бы) "расколдовать" тревожного ребенка, вывести его из плена страхов.
Список литературы
1.Андреева И.Н. Конфликтное
взаимодействие подростков со
сверстниками как фактор
2.Андреева И.Н. Ситуативная
и личностная тревожность
.Аракелов Н.Е., Шмикова Н. Тревожность: методы её диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. - 1998. - № 1.
4.Асеев В.Г. Мотивация
поведения и формирования
5.Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.
6.Баранова Е.В. Проявления
девиаций в подростковой
.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
8.Бороздина Л.В., Залученова
Е.А. Увеличение индекса
9.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
10.Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М., 1982.
.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 2.
.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4.
.Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978.
.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, но как? - М., 1995.
.Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976.
16.Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. - М.: Тверь, 1998.
17.Драгунова Т.В., Эльконин
Д.Б. Возрастные и индивидуальные
особенности младших
18.Дубровина И.В., Лисина
М.И. Возрастные особенности
19.Залысина И.А., Смирнова
Е.О. Некоторые особенности
20.Зинченко В.П. Проблема
образующих сознания в
21.Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. Т. 1. - М.: Медицина, 1994.
22.Каширский Д.В. Личностные
особенности подростков с
.Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
.Коновалова Н.А. Предупреждение
нарушений в развитии личности
при психологическом
.Лебединская К.С. Подростки
с нарушениями в аффективной
сфере: Клинико-психологическая
26.Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. - М., 1983.
27.Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.
28.Лисина М.И. Влияние отношений
с близкими взрослыми на
1 Концепция комплементарности исходит из того, что обе плоскости данных (соматическая и психическая), основываясь на разных системах отношений, взаимно дополняют друг друга и могут быть использованы для описания жизненных процессов более высокого уровня (Fahrenberg, 1981). Обе плоскости рекуррируют к своим собственным категориальным системам и системам теоретических и методологических обоснований. Их комплементарность существует во внутренне-внешней перспективе. Феномены переживания можно упорядочить в обеих системах отношений, представив первые как два подкласса атрибутов единого класса психофизических состояний ЦНС. Такая интерпретация претендует на онтологический и эпистемиологический нейтралитет.
В концепции эмерджентного психонейронального монизма Бунге (Bunge, 1984) также постулируется, что психические феномены и ментальные процессы — это некие категориальные состояния, присущие организму, которые, однако, не смогли бы существовать без нейробиологических основ. Бунге рассматривает психические феномены как «эмерджентные свойства». Они являются продуктом нейронных процессов ЦНС и не сводимы к целлюлярным компонентам головного мозга. Со своей стороны эмерджентные состояния могут влиять на физические состояния. Таким образом, при этом системном подходе отбрасывается онтологический редукционизм и постулируется — как и в концепции комплементарности — независимая роль отдельных плоскостей данных.
Информация о работе Возрастная динамика школьной тревожности у подростков