Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 18:18, курсовая работа
Современную эру часто называют «веком тревоги». Возникновению все новых страхов, тревог и конфликтов, как у отдельных людей, так и у общества в целом способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Проблема тревожности в настоящее время является неотъемлемой частью клинической психологии, психосоматической медицины, а также теории и практики психиатрии.
Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность
Введение
Глава 1. История и современное состояние проблем тревожности
1.1 Обобщенная теория тревожности
1.2 Понятие и основные виды тревожных расстройств
1.2.1 Тревожность, тревога и страх
1.3 Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии
Глава 2. Проявление тревожности в возрастной динамике
2.1 Проявление тревожности у детей младшего возраста
2.2 Тревожность у подростков
Заключение
Список литературы
Средний балл частоты
и интенсивности переживания
состояния тревоги детьми разного возраста1
|
| |||||
|
| |||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статистический анализ результатов
свидетельствует, что как по частоте переживания
страхов и тревог, так и по его интенсивности
различия выявляются между 5, 6 и 7-ми классами,
с одной стороны, и 8, 9-ми — с другой, а также
9 и 10 и 10—11-ми классами. Между мальчиками
и девочками различия обнаруживаются
в 1—3-х и 10-х классах и в 11-м классе2.
Это свидетельствует, что уровень тревоги,
сравнительно устойчивый на протяжении
младшего школьного возраста, несколько
снижается в подростковый период (6—7-е
классы). Затем в старшем подростковом
возрасте происходит резкий всплеск, причем
особенно сильно он проявляется в 9-м, выпускном
из неполной средней школы, классе. Далее
уровень тревоги резко падает при переходе
к раннему юношескому возрасту (10-й класс)
и вновь повышается перед выпуском из
школы.
Данные по полу свидетельствуют, что в
младшем школьном возрасте более тревожны
мальчики, в подростковый период эти различия
сглаживаются, а в раннем юношеском —
более тревожными оказываются девушки.
Представленные данные касаются, однако,
непосредственной оценки школьником частоты
и силы переживания тревоги. Иную картину
дают данные исследований по тестам, выявляющим
тревожность как устойчивое образование.
Для выявления устойчивой тревожности
у младших школьников и подростков мы
использовали детский вариант известной
шкалы Manifest Anxiety Scale (MAS) Дж. Тейлор [1953]. Детский
вариант шкалы Children Manifest Anxiety Scale (CMAS) был
разработан А. Кастанедой и др. [1956] и адаптирован
нами для применения в России. Он предназначен
для детей 8—12 лет [Шкала явной тревожности..,
1994]. Как отмечалось выше, по этой шкале
тревожность измеряется по наличию симптомов
раздражительности, нетерпеливости, чувству
внутренней скованности, склонности испытывать
сильный страх и беспокойство даже по
незначительным поводам и др. Подробно
детский вариант шкалы приведен в приложении.
В табл. 2 представлены данные о среднем
уровне тревожности по детскому варианту
Шкалы явной тревожности (CMAS). Интервал
значений по шкале — от 0 до 42 баллов. Критические
показатели, свидетельствующие о наличии
тревожности, в зависимости от возраста
испытуемых находятся в диапазоне от 20
до 28 баллов.
Прежде чем перейти к анализу этих результатов,
представим еще одну группу данных, касающуюся
изучения динамики тревожности у учащихся
7—11-х классов.
К сожалению, предпринятые нами попытки
разработать подростковый вариант шкалы
Дж. Тейлор (равно как и попытки использования
в 7—9-х классах взрослого варианта) оказались
безрезультатными в связи с тем, что подростки
весьма аффективно относились к вопросам,
касающимся некоторых видов «хронических
тревожных реакций», что делало практически
невозможным использование вариантов
этой шкалы в массовом эксперименте. Поэтому
мы применили для выявления тревожности
в этих классах Шкалу классического социально-ситуационного
страха, волнения О. Кондаша [1973], предназначенную
для школьников 13—17 лет и адаптированную
нами для отечественной выборки. В заданиях
этой шкалы испытуемые должны оценить
различные ситуации с точки зрения того,
насколько они вызывают у них волнение,
беспокойство, тревогу.
Результаты по этой шкале представлены
в табл. 3. Интервал значений по шкале —
от 31 до 155 баллов. Критические показатели,
свидетельствующие о наличии тревожности,
находятся в диапазоне от 65 до 75 баллов.
Таблица
2
Средние показатели
уровня тревожности
по половозрастным выборкам по CMAS
|
| |||||||
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица
3
Средние показатели
уровня тревожности
по половозрастным выборкам (шкала Кондаша)
|
| |||||
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы предположили, что подобное несоответствие характеризует не столько различия, существующие между разными показателями тревожности (что часто отмечается в литературе), сколько специфику осознания и понимания подростками самого состояния тревоги. Если исходить из представления о тревоге как о переживании, которое индивид осознаёт именно как тревогу, беспокойство, то полученные данные дают основание полагать, что в предподростковом и подростковом возрастах наблюдается расхождение между подобным осознанием.
2.1 Проявление тревожности у детей младшего возраста
Одной из характерных особенностей младшего школьного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?".
В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей [ценностные ориентации], чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. До 5-летнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти замуж за отца. С 7 до 10 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное, значение для самоутверждения и адекватной самооценки.
У 9-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.
В 8-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 9-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 10-летнем - наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?" [Залысина И.А., Смирнова Е.О., 1985].
Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей. Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.
Как уже говорилось, исключительным авторитетом у младших школьников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений. Заметим, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, поскольку в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье [как» впрочем, и к отношению других значимых для них людей].
Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре "Семья" дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать, как "папа" или "мама". Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обоих случаях нетипично в младшем школьном возрасте.
Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем-то подчеркнуто строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом Сына и передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов. К тому же развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызнать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.
Информация о работе Возрастная динамика школьной тревожности у подростков