Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 18:18, курсовая работа
Современную эру часто называют «веком тревоги». Возникновению все новых страхов, тревог и конфликтов, как у отдельных людей, так и у общества в целом способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Проблема тревожности в настоящее время является неотъемлемой частью клинической психологии, психосоматической медицины, а также теории и практики психиатрии.
Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность
Введение
Глава 1. История и современное состояние проблем тревожности
1.1 Обобщенная теория тревожности
1.2 Понятие и основные виды тревожных расстройств
1.2.1 Тревожность, тревога и страх
1.3 Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии
Глава 2. Проявление тревожности в возрастной динамике
2.1 Проявление тревожности у детей младшего возраста
2.2 Тревожность у подростков
Заключение
Список литературы
В нашем определении клинической психологии используются два понятия — расстройство и вид расстройства (психическое, соматическое), которые можно раскрыть следующим образом:
- Расстройство(disorder): мы говорим «психические расстройства» вместо «психические болезни». Понятие «болезнь» подразумевает отчасти, что существует некое единство, обладающее специфическим набором симптомов и характером течения, которые обусловлены соответствующими биологическими процессами. Это определение до известной степени подходит к соматическим нарушениям. При психических же нарушениях подобные соответствия бывают спорны, поэтому представляется целесообразным применять более открытое понятие — психическое расстройство.
Вид расстройства(психическое, соматическое): клиническая психология занимается в первую очередь психическими расстройствами, однако сюда можно отнести и психические феномены при соматических заболеваниях, так как многие проблемы при психических и соматических расстройствах сопоставимы. При соматических заболеваниях психические феномены часто нельзя не учитывать в рамках этиологии/анализа условий возникновения, описаний (например, физические ощущения после ампутации) или вмешательств (например, более эффективное совладание с болезнью при нарушениях слуха).
Разделяя «психическое» и «соматическое», мы тем самым подходим к вопросу об основных категориях понимания феномена человека — разных плоскостях рассмотрения. Чаще всего выделяют следующие плоскости: биологическую (соматическую), психическую, социальную и экологическую. Наличие таких понятий, как психофизиология, психосоматика и т. д., говорит о том, что разные плоскости пересекаются друг с другом. Используя понятия «психическое» и «соматическое», нельзя не коснуться проблемы души и тела,для решения которой в философии предлагаются различные онтологические и эпистемиологические подходы (ср. Bunge, 1984). Упомянем здесь только две позиции, которые являются особо значимыми для клинической психологии, а именно концепцию комплементарности Фаренберга и эмерджентную концепцию Бунге1
1.2.1 Тревожность, тревога и страх
Страх — базовая эмоция человека, связанная с инстинктом самосохранения и выживанием в сложной среде. Эмоции страха присущи как человеку, так и животным. Их проявления сугубо индивидуальны. Некоторые люди более склонны с проявлениям тревоги, беспокойства и страха, другие — менее. Многое здесь зависит от темперамента. Например, меланхолики подвержены этим переживаниям значительно чаще, чем холерики или флегматики.
Тревожный человек очень пуглив и чрезмерно осторожен. Его движения скованы и напряжены, везде ему представляются всякого рода опасности и неприятности, от которых он отгораживается словами «нет» и «не надо». Поэтому у него нет инициативы и он предпочитает быть ведомым и исполнителем чужой воли.
Пережитые стрессы и невзгоды повышают чувствительность к разного рода тревогам и опасениям, но в экстремальных случаях эти эмоции выходят из-под контроля и становятся доминирующими в повседневной жизни.
По данным Национального института психиатрии США, около 40 миллионов американцев страдают неврозами тревоги. По подсчетам Гарвардской медицинской школы, такие больные обходятся американскому обществу в несколько десятков миллиардов долларов.
В нашей стране, глубоко невротизированной разного рода общественными катаклизмами, показатель тревожности населения, о котором говорит неуверенность в завтрашнем дне, по опросам социологических центров ВЦИОМ и Левада-центра составляет примерно 60 процентов населения. Тревожность и депрессия – две наиболее часто отмечаемые эмоции, от которых страдают наши сограждане в наши экономически кризисные времена.
Беспокойства, тревоги и страхи способны очень сильно изнурять психику человека. Они подрывают иммунитет, отчего человек становится легко восприимчивым к разного рода психосоматическим заболеваниям. Основоположником психосоматического направления в медицине Францем Александером была выделена так называемая «чикагская семерка», которая включает в себя такие заболевания, как:
В настоящее время к психосоматическим расстройствам медики относят более 500 болезней и разного рода недомоганий.
Страхи по-разному преломляются в индивидуальном сознании, проявляясь в разного рода фобиях, о чем говорит нижеследующая таблица.
Источник страха |
Название страха |
1. Поездка в общественном транспорте |
амаксофобия |
2. Ходьба пешком |
базилофобия |
3. Открытое пространстве |
агорафобия |
4. Замкнутое пространства |
клаустрофобия |
5. Вода |
аквафобия |
6. Одиночество |
монофобия |
7. Высота |
акрофобия |
8. Смерть |
танатофобия |
9. Болезнь |
нозофобия |
10. Радиация |
радиафобия |
11. Толпа |
охлофобия |
12. Публичное выступление |
социофобия |
13. Микробы |
бациллофобия |
14. Паук |
арахнофобия |
15. Огонь |
пирофобия |
16. Собака |
кинофобия |
17. Число 13 |
трискайдекафобия |
Страхи взрослого человека возникают, как правило, из детских страхов, на которые помимо социальных катаклизмов влияют два основных фактора – биологическая предрасположенность и условия воспитания.
Первый — биологический страх — связан с самосохранением и выживанием. Его суть — боязнь ребенком того, что мама его оставит, что один он в этом мире не выживет. Матери, оставляющие своих детей в больнице или же в детском саду, если ребёнок этого не хочет, могут сформировать у своего ребенка на всю жизнь страх перед уходом или разрывом с близким человеком.
Второй фактор складывается из методов воспитания, в котором большую роль играет запугивание. Запуганный ребенок, как и взрослый, становится более послушным и более покладистым. У того и у другого появляется ощущение повышенной зависимости от других, убеждение в собственной слабости, неспособности справиться с событиями жизни.
Родители часто неосознанно передают своим детям сценарий и философию своей жизни, которые впоследствии становятся для ребенка основой для её восприятия, оценки и понимания. Психологи говорят о когнитивном (т.е. мыслительном) стиле, основанном на привычке думать и реагировать определенным образом. Тревожные родители передают своим детям тревогу даже в том случае, если окружающая среда не требует повышенной бдительности для выживания. Девиз тревожных мам и бабушек – «Ах, как бы чего не вышло!» делает своё неблагодарное дело.
Потеря уверенности в себе – результат подобного воспитания. Оказавшись перед какой-либо проблемой, человек начинает бояться самых простых вещей: перейти через дорогу, проехаться в автобусе, полететь на самолете. Общие корни детских страхов и взрослых фобий – недостаток безусловной материнской любви, материнская депривация в детстве, что создаёт тревожно-напряженную привязанность — ревнивую, собственническую, жадную. Во взрослом состоянии всё это может трансформироваться в тревожную зависимость, предчувствие того, что предметы привязанности могут стать недоступными или могут не ответить на проявление привязанности.
Для детей, выросших в условиях постоянной критики и неодобрения со стороны своих родителей, характерны негативные ожидания от окружающих, сопровождающиеся явной или скрытой тревогой. Отсюда возникает установка на недоверие к миру, страх перед ним и как следствие – изоляция от него. Сформированные в этих условиях мозговые центры на всю жизнь оставляют человека тревожным, если он только не пройдёт психологическую реабилитацию.
В зрелом возрасте может произойти психологическая трансформация детских страхов — если случится приступ, то рядом может не оказаться ни врача, ни лекарства, ни дружеской помощи. На этой основе возникают различные фобии. В сознании тревожного человека формируется мысль о том, что в трудной ситуации ему никто не поможет.
1.3 Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии
Тревога в мире человеческих переживаний - явление столь распространенное и имеет столько разных оттенков, что трудно решиться на попытку ее объяснения. В каждом языке существует много различных определений этого психического состояния. Они представляют наилучшую, на многовековой опыт опирающуюся систему понятий, однако когда приходится давать определение таких понятий, как, например, страх и тревога, то, несмотря на то что, как правило, можно чувствовать правильность или неправильность употребления термина, дать его ясное и четкое определение не удается.
Впрочем, как пишет А. Кемпинский, обычно так бывает всегда, когда речь идет о понятиях, касающихся наиболее личных переживаний. Их можно чувствовать, но трудно определить. Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности. Если в 1927 г. в Psychological Abstracth приводилось всего 3 статьи, то в 1960-м уже 222, а в 1995-м — более 600.
В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходился на 1970-е — начало 1990-х гг. Несмотря на большое количество исследований, можно было бы предположить, что предмет, обозначенный этим термином, имеет четкое и общепринятое определение. Однако, как и в психиатрии, так и в психологии, мы сталкиваемся с большим разбросом мнений в определении тревожности.
Многозначность и семантическая неопределенность термина «тревожность» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная» и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов; и фрустрация социальных потребностей; и свойство личности, которое дается через описание внутренних факторов и внешних характеристик при помощи родственных понятий; и мотивационный конфликт.
Кроме того, ситуация осложняется тем, что в прикладных исследованиях используется много разнообразных терминов.
Действительно, на сегодняшний день в области изучения тревожности как в психологии, так и в психиатрии гораздо больше сформулировано вопросов, чем найдено устраивающих современных исследователей ответов.
Однако следует отметить, что в настоящее время в психологической периодической печати все чаще появляются публикации, касающиеся проблемы тревожности. Это указывает на возрастание интереса к изучению этой проблемы. Учитывая трудности, с которыми сталкиваются исследователи при изучении проблемы тревожности, особенно важно не только интегрировать уже имеющиеся достижения в этой области, но и заново критически осмыслить те направления исследований, которые были проведены.
К сожалению, основные фундаментальные работы зарубежных авторов по тревожности в последние годы не переиздавались. Некоторые вопросы, касающиеся историко-философского контекста тревожности и страха подробно освещены в книге A.M. Прихожан (2000, с. 26).
Рассмотрим ряд работ, представляющих основные направления исследований в этой области.
Следует подчеркнуть, что в работе A.M. Прихожан представлены различные концепции экзистенционального подхода к природе тревожности и впервые дан достаточно глубокий и доступный анализ этих взглядов. Поэтому мы сочли необходимым включить эти фрагменты в нашу работу.
Наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника - С. Кьеркегора, именно ему принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального. Важно подчеркнуть, что Кьеркегор рассматривает совершенно особый страх — страх, порождаемый «ничто»: «Но какое же воздействие имеет «ничто»? Оно порождает страх» (Кьеркегор С, 1993, с. 143).
Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. В работе «Понятие страха» (1844) он тесно связывает страх с греховностью - с первородным грехом и грехом «единичного индивида». Особое внимание Кьеркегор уделяет тем интимно-личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни. Страх-тоска, по мнению Кьеркегора,
— это «симпатическая антипатия и антипатическая симпатия» (с. 144).
Анализируя природу первородного греха, автор объясняет, что главная категория - то есть страх (Angest) — самое существенное определение. Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает. Страх делает индивида бессильным, а первый грех всегда происходит в слабости; потому-то он, по своей видимости, случается как бы безотчетно, но такое отсутствие осознания и есть настоящая ловушка» (с. 367).
Глава 2. Проявление тревожности в возрастной динамике
Рассмотрим прежде всего вопрос о том, каков средний уровень тревоги школьников разного возраста. Для его решения необходимо учесть ряд условий. Во-первых, используемый в этих целях методический прием должен давать возможность сравнивать данные учащихся с 1-го по 11-й класс1. И, во-вторых, этот прием должен быть методом экспресс-диагностики, позволять оперативно проводить сбор материала в достаточно краткие сроки с тем, чтобы снизить влияние дополнительных факторов (конец четверти, приближение экзаменов и т. п.). Поэтому для анализа этого вопроса мы воспользовались вариантом методики «Градусник» Ю. Я. Киселева [Методики психодиагностики.., 1984], предназначенной для самооценки эмоционального состояния. Измерялись два показателя: самооценка частоты переживания тревоги и самооценка интенсивности такого переживания. В первом случае использовалась семибалльная, во втором — пятибалльная шкала. Для детей 7—10 лет использовался цветовой вариант шкалы
Информация о работе Возрастная динамика школьной тревожности у подростков