Возрастная динамика школьной тревожности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Современную эру часто называют «веком тревоги». Возникновению все новых страхов, тревог и конфликтов, как у отдельных людей, так и у общества в целом способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Проблема тревожности в настоящее время является неотъемлемой частью клинической психологии, психосоматической медицины, а также теории и практики психиатрии.
Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность

Содержание работы

Введение
Глава 1. История и современное состояние проблем тревожности
1.1 Обобщенная теория тревожности
1.2 Понятие и основные виды тревожных расстройств
1.2.1 Тревожность, тревога и страх
1.3 Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии
Глава 2. Проявление тревожности в возрастной динамике
2.1 Проявление тревожности у детей младшего возраста
2.2 Тревожность у подростков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дарина.docx

— 67.11 Кб (Скачать файл)

 

    1. Понятие и основные виды тревожных расстройств

В нашем определении клинической психологии используются два понятия — расстройство и вид расстройства (психическое, соматическое), которые можно раскрыть следующим образом:

- Расстройство(disorder): мы говорим «психические расстройства» вместо «психические болезни». Понятие «болезнь» подразумевает отчасти, что существует некое единство, обладающее специфическим набором симптомов и характером течения, которые обусловлены соответствующими биологическими процессами. Это определение до известной степени подходит к соматическим нарушениям. При психических же нарушениях подобные соответствия бывают спорны, поэтому представляется целесообразным применять более открытое понятие — психическое расстройство.

Вид расстройства(психическое, соматическое): клиническая психология занимается в первую очередь психическими расстройствами, однако сюда можно отнести и психические феномены при соматических заболеваниях, так как многие проблемы при психических и соматических расстройствах сопоставимы. При соматических заболеваниях психические феномены часто нельзя не учитывать в рамках этиологии/анализа условий возникновения, описаний (например, физические ощущения после ампутации) или вмешательств (например, более эффективное совладание с болезнью при нарушениях слуха).

Разделяя «психическое» и «соматическое», мы тем самым подходим к вопросу об основных категориях понимания феномена человека — разных плоскостях рассмотрения. Чаще всего выделяют следующие плоскости: биологическую (соматическую), психическую, социальную и экологическую. Наличие таких понятий, как психофизиология, психосоматика и т. д., говорит о том, что разные плоскости пересекаются друг с другом. Используя понятия «психическое» и «соматическое», нельзя не коснуться проблемы души и тела,для решения которой в философии предлагаются различные онтологические и эпистемиологические подходы (ср. Bunge, 1984). Упомянем здесь только две позиции, которые являются особо значимыми для клинической психологии, а именно концепцию комплементарности Фаренберга и эмерджентную концепцию Бунге1

 

1.2.1 Тревожность, тревога и страх

Страх — базовая эмоция человека, связанная с инстинктом самосохранения и выживанием в сложной среде. Эмоции страха присущи как человеку, так и животным. Их проявления сугубо индивидуальны. Некоторые люди более склонны с проявлениям тревоги, беспокойства и страха, другие — менее. Многое здесь зависит от темперамента. Например, меланхолики подвержены этим переживаниям значительно чаще, чем холерики или флегматики.

Тревожный человек очень пуглив и чрезмерно осторожен. Его движения скованы и напряжены, везде ему представляются всякого рода опасности и неприятности, от которых он отгораживается словами «нет» и «не надо». Поэтому у него нет инициативы и он предпочитает быть ведомым и исполнителем чужой воли.

Пережитые стрессы и невзгоды повышают чувствительность к разного рода тревогам и опасениям, но в экстремальных случаях эти эмоции выходят из-под контроля и становятся доминирующими в повседневной жизни.

По данным Национального института психиатрии США, около 40 миллионов американцев страдают неврозами тревоги. По подсчетам Гарвардской медицинской школы, такие больные обходятся американскому обществу в несколько десятков миллиардов долларов.

В нашей стране, глубоко невротизированной разного рода общественными катаклизмами, показатель тревожности населения, о котором говорит неуверенность в завтрашнем дне, по опросам социологических центров ВЦИОМ и Левада-центра составляет примерно 60 процентов населения. Тревожность и депрессия – две наиболее часто отмечаемые эмоции, от которых страдают наши сограждане в наши экономически кризисные времена.

Беспокойства, тревоги и страхи способны очень сильно изнурять психику человека. Они подрывают иммунитет, отчего человек становится легко восприимчивым к разного рода психосоматическим заболеваниям. Основоположником психосоматического направления в медицине Францем Александером была выделена так называемая «чикагская семерка», которая включает в себя такие заболевания, как:

  • эссенциальная гипертония;
  • язвенная болезнь 12-перстной кишки;
  • неспецифический язвенный колит;
  • бронхиальная астма;
  • тиреотоксикоз;
  • ревматоидный артрит;
  • нейродермит.

В настоящее время к психосоматическим расстройствам медики относят более 500 болезней и разного рода недомоганий.

Страхи по-разному преломляются в индивидуальном сознании, проявляясь в разного рода фобиях, о чем говорит нижеследующая таблица.

 

Источник страха

Название страха

1. Поездка в общественном  транспорте

амаксофобия

2. Ходьба пешком

базилофобия

3. Открытое пространстве

агорафобия

4. Замкнутое пространства

клаустрофобия

5. Вода

аквафобия

6. Одиночество

монофобия

7. Высота

акрофобия

8. Смерть

танатофобия

9. Болезнь

нозофобия

10. Радиация

радиафобия

11. Толпа

охлофобия

12. Публичное выступление

социофобия

13. Микробы

бациллофобия

14. Паук

арахнофобия

15. Огонь

пирофобия

16. Собака

кинофобия

17. Число 13

трискайдекафобия


 

Страхи взрослого человека возникают, как правило, из детских страхов, на которые помимо социальных катаклизмов влияют два основных фактора – биологическая предрасположенность и условия воспитания.

Первый — биологический страх — связан с самосохранением и выживанием. Его суть — боязнь ребенком того, что мама его оставит, что один он в этом мире не выживет. Матери, оставляющие своих детей в больнице или же в детском саду, если ребёнок этого не хочет, могут сформировать у своего ребенка на всю жизнь страх перед уходом или разрывом с близким человеком.

Второй фактор складывается из методов воспитания, в котором большую роль играет запугивание. Запуганный ребенок, как и взрослый, становится более послушным и более покладистым. У того и у другого появляется ощущение повышенной зависимости от других, убеждение в собственной слабости, неспособности справиться с событиями жизни.

Родители часто неосознанно передают своим детям сценарий и философию своей жизни, которые впоследствии становятся для ребенка основой для её восприятия, оценки и понимания. Психологи говорят о когнитивном (т.е. мыслительном) стиле, основанном на привычке думать и реагировать определенным образом. Тревожные родители передают своим детям тревогу даже в том случае, если окружающая среда не требует повышенной бдительности для выживания. Девиз тревожных мам и бабушек – «Ах, как бы чего не вышло!» делает своё неблагодарное дело.

Потеря уверенности в себе – результат подобного воспитания. Оказавшись перед какой-либо проблемой, человек начинает бояться самых простых вещей: перейти через дорогу, проехаться в автобусе, полететь на самолете. Общие корни детских страхов и взрослых фобий – недостаток безусловной материнской любви, материнская депривация в детстве, что создаёт тревожно-напряженную привязанность — ревнивую, собственническую, жадную. Во взрослом состоянии всё это может трансформироваться в тревожную зависимость, предчувствие того, что предметы привязанности могут стать недоступными или могут не ответить на проявление привязанности.

Для детей, выросших в условиях постоянной критики и неодобрения со стороны своих родителей, характерны негативные ожидания от окружающих, сопровождающиеся явной или скрытой тревогой. Отсюда возникает установка на недоверие к миру, страх перед ним и как следствие – изоляция от него. Сформированные в этих условиях мозговые центры на всю жизнь оставляют человека тревожным, если он только не пройдёт психологическую реабилитацию.

В зрелом возрасте может произойти психологическая трансформация детских страхов — если случится приступ, то рядом может не оказаться ни врача, ни лекарства, ни дружеской помощи. На этой основе возникают различные фобии. В сознании тревожного человека формируется мысль о том, что в трудной ситуации ему никто не поможет.

 

1.3 Развитие взглядов  на тревожность и страх в  истории психологии

 

Тревога в мире человеческих переживаний - явление столь распространенное и имеет столько разных оттенков, что трудно решиться на попытку ее объяснения. В каждом языке существует много различных определений этого психического состояния. Они представляют наилучшую, на многовековой опыт опирающуюся систему понятий, однако когда приходится давать определение таких понятий, как, например, страх и тревога, то, несмотря на то что, как правило, можно чувствовать правильность или неправильность употребления термина, дать его ясное и четкое определение не удается.

Впрочем, как пишет А. Кемпинский, обычно так бывает всегда, когда речь идет о понятиях, касающихся наиболее личных переживаний. Их можно чувствовать, но трудно определить. Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности. Если в 1927 г. в Psychological Abstracth приводилось всего 3 статьи, то в 1960-м уже 222, а в 1995-м — более 600.

В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходился на 1970-е — начало 1990-х гг. Несмотря на большое количество исследований, можно было бы предположить, что предмет, обозначенный этим термином, имеет четкое и общепринятое определение. Однако, как и в психиатрии, так и в психологии, мы сталкиваемся с большим разбросом мнений в определении тревожности.

Многозначность и семантическая неопределенность термина «тревожность» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная» и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов; и фрустрация социальных потребностей; и свойство личности, которое дается через описание внутренних факторов и внешних характеристик при помощи родственных понятий; и мотивационный конфликт.

Кроме того, ситуация осложняется тем, что в прикладных исследованиях используется много разнообразных терминов.

Действительно, на сегодняшний день в области изучения тревожности как в психологии, так и в психиатрии гораздо больше сформулировано вопросов, чем найдено устраивающих современных исследователей ответов.

Однако следует отметить, что в настоящее время в психологической периодической печати все чаще появляются публикации, касающиеся проблемы тревожности. Это указывает на возрастание интереса к изучению этой проблемы. Учитывая трудности, с которыми сталкиваются исследователи при изучении проблемы тревожности, особенно важно не только интегрировать уже имеющиеся достижения в этой области, но и заново критически осмыслить те направления исследований, которые были проведены.

К сожалению, основные фундаментальные работы зарубежных авторов по тревожности в последние годы не переиздавались. Некоторые вопросы, касающиеся историко-философского контекста тревожности и страха подробно освещены в книге A.M. Прихожан (2000, с. 26).

Рассмотрим ряд работ, представляющих основные направления исследований в этой области.

Следует подчеркнуть, что в работе A.M. Прихожан представлены различные концепции экзистенционального подхода к природе тревожности и впервые дан достаточно глубокий и доступный анализ этих взглядов. Поэтому мы сочли необходимым включить эти фрагменты в нашу работу.

Наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника - С. Кьеркегора, именно ему принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального. Важно подчеркнуть, что Кьеркегор рассматривает совершенно особый страх — страх, порождаемый «ничто»: «Но какое же воздействие имеет «ничто»? Оно порождает страх» (Кьеркегор С, 1993, с. 143).

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. В работе «Понятие страха» (1844) он тесно связывает страх с греховностью - с первородным грехом и грехом «единичного индивида». Особое внимание Кьеркегор уделяет тем интимно-личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни. Страх-тоска, по мнению Кьеркегора,

— это «симпатическая антипатия и антипатическая симпатия» (с. 144).

Анализируя природу первородного греха, автор объясняет, что главная категория - то есть страх (Angest) — самое существенное определение. Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает. Страх делает индивида бессильным, а первый грех всегда происходит в слабости; потому-то он, по своей видимости, случается как бы безотчетно, но такое отсутствие осознания и есть настоящая ловушка» (с. 367).

 

Глава 2. Проявление тревожности в возрастной динамике

 

Рассмотрим прежде всего вопрос о том, каков средний уровень тревоги школьников разного возраста. Для его решения необходимо учесть ряд условий. Во-первых, используемый в этих целях методический прием должен давать возможность сравнивать данные учащихся с 1-го по 11-й класс1. И, во-вторых, этот прием должен быть методом экспресс-диагностики, позволять оперативно проводить сбор материала в достаточно краткие сроки с тем, чтобы снизить влияние дополнительных факторов (конец четверти, приближение экзаменов и т. п.). Поэтому для анализа этого вопроса мы воспользовались вариантом методики «Градусник» Ю. Я. Киселева [Методики психодиагностики.., 1984], предназначенной для самооценки эмоционального состояния. Измерялись два показателя: самооценка частоты переживания тревоги и самооценка интенсивности такого переживания. В первом случае использовалась семибалльная, во втором — пятибалльная шкала. Для детей 7—10 лет использовался цветовой вариант шкалы

Информация о работе Возрастная динамика школьной тревожности у подростков