Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:33, курсовая работа
Целью данной работы является ознакомление с основными этапами возрастной периодизации и рассмотрение этапов психического развития дошкольников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение литературы по теме курсовой работы – возрастная периодизация;
- выявить особенности психического развития и воспитания в концепциях казахстанских авторов;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Возрастная периодизация психического развития 5
1.2 Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов 9
1.3 Психологические особенности детей дошкольного возраста 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 16
2.1 Ход проведения исследования детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 16
2.2 Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Карагандинский колледж
Курсовая работа
По дисциплине: «Психология»
На тему: «Возрастная периодизация и этапы психического развития дошкольника»
Выполнил(а): ст-ка гр. Д-10-2
Грибановская Диана
Проверил(а):
Преподаватель
_________________________
Караганда 2012
Содержание
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, а именно: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышение требований к детям. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития одних детей и невнимание к затруднениям других. Стала появляться целая категория «неуспевающих» дошкольников. Одна из причин кроется в том, что дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.
В Казахстане продолжается модернизация системы образования, это напрямую связано в потребности качественного и доступного образования всем гражданам республики. Инвестирования в эту область дает импульс к развитию всей экономики страны, потому его развитие играет важную роль в развитии будущего нашей страны - наших детей.
Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования [3].
Можно сказать, что надежда нашего государства на устойчивые демократические преобразования – это дети, подготовленные к успешному обучению в школе, осознающие, что их мнения и взгляды ценятся в семье, школьной среде и в обществе.
Одним из таких шагов является переход на 12-ти летнее обучение, как показатель вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство. Концепция перехода к 12 летней средней общеобразовательной школе, основанная на периодизации психологов-педагогов, потребовала пересмотра стандартов дошкольного и предшкольного образования.
Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.
Л.С. Выготский различал три группы периодизаций, по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития [2].
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошколъный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).
Каждая новая ступенька
Актуальным по-прежнему остается необходимость учета возрастных возможностей детей. Поэтому тема изучения возрастной периодизации и особенностей этапов психического развития дошкольника является особенно актуальной.
Целью данной работы является ознакомление с основными этапами возрастной периодизации и рассмотрение этапов психического развития дошкольников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: предполагается, что специальная методика по развитию психических процессов дошкольников, в данном исследовании память, используемая в Дошкольном Образовательном Учреждении, улучшает в общем психическое развитие ребенка.
Методы исследования:
Объект исследования - дети дошкольного возраста 4-6 лет.
Предмет исследования – психическое развитие детей дошкольного возраста.
Возрастные периоды
В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности .
При этом советские психологи опираются на положение Л. С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Как указывалось выше, развитие ребенка - это присвоение им исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности н общения [2].
Исходя из этого выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип разлития в деятельности. Эти принципы были выдвинуты и раскрыты советскими психологами С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др.
Раскрывая сущность принципа историзма,
Л. С. Выготский подчеркивал
Всякие изменения в
Таким образом, изменения, происходящие в жизни общества, влияют на развитие детей, ускоряя его, и соответственно изменяют возрастные границы. Так, в связи с тем, что психолого-педагогическая наука и практика обучения и воспитания вскрыла возросшие умственные и физические возможности ребенка, стало возможным обучение детей с семилетнего возраста.
Дальнейший прогресс в развитии нашего общества позволил выявить новые возможности детей младшего школьного возраста. Таким образом, возросшая культура общества привела к изменению возрастных границ дошкольного и школьного детства.
Принцип деятельностного подхода к развитию психики глубоко разработан в трудах А. Н. Леонтьева [5]. Сущность этого принципа заключается в том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, он имеет лишь биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность.
Исходя из двух вышеизложенных принципов, советские психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
Социальная ситуация развития, как пишет Л. И. Божович, была определена Л. С. Выготским как «то особое сочетание внутренних процессов развития и. внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа обусловливают и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу» [2].
Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А. Н Леонтьева [5].
Каждому возрастному периоду, подчеркивает А Н. Леонтьев, соответствует определенный вид деятельности, который влияет на развитие н формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.
А Н. Леонтьев показывает, что именно
в процессе ведущей деятельности
ребенка возникают новые
С учетом выделенных критериев, а также исторически сложившейся схемы воспитания детей в практике советской педагогической науки широко принята следующая периодизация возрастов:
Механизмы психического развития. Переход от одного периода к другому осуществляется по диалектическому принципу развития, а именно: в процессе эволюционного развития возникают и накапливаются противоречия, которые приводят к скачку, к появлению, нового периода, причем каждый последующий период предполагает более высокий уровень развития, чем предыдущий. Противоречия возникают между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения.
Педагогу необходимо знать, что переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Кризис может возникать на разных этапах развития. Наиболее ярко проявляются кризисы новорожденности. трех лет и кризис при переходе к подростковому возрасту.
«Кризис новорожденного, — пишет Л. Перну,—начинается с тяжелых минут... Подталкиваемый силой, равной давлению в 20 кг, он (ребенок — авт.) был выброшен из теплой водной среды с температурой 37°С, где, подобно космонавту, пребывал в состоянии невесомости, в холодную среду с температурой воздуха около 20 °С, где к тому же надо дышать» [8].
Советские психологи так характеризуют кризис новорожденности: «...периодизацию становления личности в онтогенезе мы начинаем с самого начала человеческой жизни, с кризиса новорожденности, с величайшего страдания (ребенка)... Это самый настоящий и самый первый кризис, подлинный скачок в развитии, резкое изменение ситуации развития, переход с биологического типа развития к социальному» [2].
Эти же авторы так описывают течение кризиса трех лет:
«От двух до трех лет с каждым ребенком происходит перелом, связанный с первоначальным осознанием ребенком своей «самости», осознанием себя отдельным человеком, деятелем. Ребенок к этому времени много знает и умеет и требует самостоятельности: «Я сам» [2]..
Потребность
в утверждении своей
Кризис при
переходе к подростковому возрасту
возникает как результат
При учете взрослыми новых потребностей ребенка и соответствующей помощи по формированию возможностей их удовлетворения кризисов можно избежать, обеспечив бескризисное, литическое развитие личности.
Педагогу следует также знать, что в каждом возрасте существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного развития каких-либо определенных сторон психики. Так, ранний возраст (1—3 года жизни) является благоприятным, или, как называют в психологии, сензитивным, для развития речи ребенка. Младший школьный возраст - благоприятен для развития учебных навыков и т. д. Это связано с определенной готовностью психофизиологического аппарата для развития именно этой психической функции.
Характеристика
возрастных периодов в трудах Д. Б. Эльконина.
С развитием психолого-
Информация о работе Возрастная периодизация и этапы психического развития дошкольника