Возрастная периодизация и этапы психического развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с основными этапами возрастной периодизации и рассмотрение этапов психического развития дошкольников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение литературы по теме курсовой работы – возрастная периодизация;
- выявить особенности психического развития и воспитания в концепциях казахстанских авторов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Возрастная периодизация психического развития 5
1.2 Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов 9
1.3 Психологические особенности детей дошкольного возраста 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 16
2.1 Ход проведения исследования детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 16
2.2 Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Возрастная периодизация и эатпы психического развития дошкольника 7.11.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Оказывается, что в пределах одной ведущей деятельности и соответственно определенного возрастного периода имеются свои типы деятельности и развитие ребенка в каждом из них не одинаково. В определенное время активность ребенка направлена на действия с предметами и объектами окружающей действительности, на их познание. Этой активности соответствует предметно-манипулятивный тип деятельности, в процессе которой и развивается познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми, ему соответствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности. Развивается личностная сфера.

Например, ведущей  деятельностью ребенка дошкольного  возраста является игра, но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше внимания уделяет познанню вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Вот как выглядит периодизация Д. В. Эльконина в целом.

1. Младенческий возраст—0—1 год. Ведущий вид деятельности—непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

«В своей  основе, - подчеркивает Д. Б. Эльконин, -потребность субъекта в общении с другим человеком есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую она ему дает».

2. Раннее детство—1—3 года. Ведущая деятельность— предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

3. Дошкольный возраст— 3—7 лет. Ведущая деятельность—ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». Здесь же формируется такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.

4. Младший школьный возраст—7—11 лет. Ведущая деятельность—учение. В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человесчкеских отношении Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлении, рефлексия.

5. Подростковый возраст—11—15 лет. Ведущая деятельность—общение в системе общественно полезной деятельности (учебная, общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями  являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни.

6. Старший школьный возраст—15—17 лет. Ведущая деятельность—учебно-профессиональнальная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Данная классификация позволяет раскрыть механизм смены возрастных периодов, исходя из диалектико-материалестического положения о движущих силах развития как борьбы противоположностей между новыми потребностями и старым» возможностями их удовлетворения.

 

1.2 Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов

 

 

В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое — изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе — вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.

Истоки проблемы психолого-педагогической работы с детьми следует искать в  недрах философии, социологии, педагогики и психологии, которые с давних времен были известны как науки, занимающиеся осмыслением жизни, поиском ответов  на вопросы о цели существования человека, его роли и месте в обществе, подготовке к осуществлению своего назначения в жизни [1].

Велик вклад в развитие отечественной психолого-педагогической мысли выдающегося казахского мыслителя  А. Кунанбаева (1845-1904). Во всех своих высказываниях, обращенных к подрастающему поколению, Абай выражал основную мысль: «Процесс овладения знаниями или искусством какого-нибудь ремесла – высшее благо, для овладения чего необходим живой ум, сильная воля и благородные стремления». Кунанбаев высоко ценил труд тех, кто занимался обучением детей:

«Тверже ногу, шагай смелей,-

И тогда не погибнет труд.

Речи тех, кто учит детей,

Как зерно в земле  прорастут».

В своих трудах один из первых казахских педагогов И. Алтынсарин (1841-1889) всю образовательную систему рассматривал как процесс формирования личности ученика под влиянием личности учителя. Эти положения нашли свое отражение в его знаменательном труде «Вопросы общественной психологии».

В первое десятилетие  ХХ в. в Казахстане получает распространение течение «за новый метод», одним из основных принципов, работы которого был следующий: «Нашим детям нужны лучшие наставники». Это течение было связано с развитием торговых отношений с Россией и поддержано некоторыми муллами и муаллимами (учителями), получившими образование в «новометодных» мектебах и медресе Казани, Оренбурга и других городов Поволжья и Урала.

Образование в 1920 году Казахской  автономной республики стало исходным моментом для целенаправленного  развития в республике системы народного  образования. Задачи народного образования, строительства новой школы и обеспечения ее педагогическими кадрами, владеющими знаниями основ психологии, потребовали выдвижения на первый план разработки вопросов, связанных с педагогической психологией. Появилась острая потребность в психологических знаниях, в разработке научной психологической литературы, в частности о проблеме развития способностей.

Важную роль в решении  этих проблем сыграли ученые В.Я. Струмский и А.П. Нечаев. Так, В.Я. Струмский явился автором первого изданного в Казахстане психологического труда, книги «Психология» (1923 г.) В книге была высказана мысль, созвучная с идеями Л.С. Выготского, о необходимости перестройки психологии на основе диалектического материализма, что позволяет говорить о ее методологическом характере. В следующем своем труде «Настольная книга для работников просвещения трудовой школы» (1925), В.Я. Струмский описывает приемы, активизирующие способности детей. Несмотря на определенные методические недочеты, все же эти издания снижали недостаток психологической литературы в республике.

Значительной вехой  в деле подготовки казахстанских  психологов для работы с детьми является период деятельности известного психолога  А.П. Нечаева (1935-1948), который на протяжении многих лет возглавлял кафедру психологии Семипалатинского педагогического института. Так С.Л.Рубинштейн в труде “Основы психологии”, отмечая большую работу А.П.Нечаева по педагогической психологии, выводит его из рядов представителей официальной университетской науки. Нечаевым, в частности была выдвинута концепция «синдромной психологии», раскрывающая вопросы экспериментальной педагогики и психологии в свете развития способностей.

Наиболее значительную роль в решение проблемы становления  работы с школьниками в отечественной психологической науке сыграла деятельность представителя казахской творческой интеллигентности, передового общественного деятеля и видного ученого Жусупбека Аймаутова. Ж. Аймаутов являлся разносторонне одаренной личностью. Он известен как поэт-переводчик, лингвист, один из основоположников казахского романа, а также автор педагогических и психологических трудов. Несмотря на огромную работу по организации дела народного образования в тяжелейших условиях послевоенной разрухи и гражданской войны, Ж. Аймаутов в эти годы довольно глубоко и основательно вел научные поиски, экспериментальные исследования и создал ряд оригинальных трудов.

В 1926 году была опубликована книга Ж. Аймаутова «Психология  и выбор профессии», в которой  дается анализ работы психолога с  детьми. «Способности к искусству не формируются в процессе жизни, обучения и деятельности. Человек появляется на свет с врожденными способностями к искусству». Главная идея книги – помочь молодежи правильно выбрать профессию.

Автор совершенно обоснованно  подчеркивает, что для правильного выбора профессии важную роль играет учет психологических особенностей молодого человека, его темперамента, способностей, характера и др. Книга интересна еще и тем, что в ней приводятся данные других исследователей: автор ссылается на труды выдающегося русского психолога начала 20 века А.Ф. Лазурского, а также экспериментальные исследования видных зарубежных психологов Джемса, Мюстерберга, Штерна. Следует отметить актуальность, остроту и недостаточную разработанность данной проблемы как в отечественной, так и зарубежной психологии того времени. Это говорит о теоретической и практической значимости исследований Ж. Аймаутова [11].

В Республиканском Институте  школ (впоследствии Казахский научно-исследовательский  институт педагогики им. И.Алтынсарина) проводилась большая работа, связанная с подготовкой и выпуском учебников и программ для школ  и методических разработок для учителей. Кроме того, были организованы краткосрочные курсы, различные по тематике и продолжительности. Они обеспечивали дифференцированный подход к обучению.

Старший научный сотрудник  этого института, Ш. Альжанов, проанализировав  умственные способности школьников, пришел к выводу: «Есть ученики, которые  быстро схватывают и быстро отвечают на вопросы, а другие очень хладнокровны, спокойны, отвечают неспеша. Однако не подлежит сомнению, что и они могут отвечать правильно и глубоко».

В результате он был осужден  во время сталинских репрессий за педологический аспект разделения всех детей на три категории: передовых, средних, слабых. В конце 80 гг. ХХ в. был реабилитирован.

Т.Т. Тажибаев был избран действительным членом (академик) АН Казахской  ССР по специальности «Психология  и педагогика» в 1954 г. В сентябре 1958 г. учреждено Казахстанское отделение  Общества психологов СССР, где впервые с научной точки зрения рассматривались вопросы работы со способными учащимися.

Один их выдающихся психологов Казахстана М.М. Муканов в своем  труде «Выявление и развитие способностей у детей» (1960) особое внимание уделял квалификации и опыту психолога, который работает со способными детьми.

В середине 60-годов ХХ в. возобновились исследования в  таких областях психологии, как возрастная, практическая психология и психодиагностика, результаты исследований которых начали применяться в школе. В порядке эксперимента в системе народного образования начали работать психологи – сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели вузов, проводившие в ПТУ и школах психолого-педагогические исследования, а также студенты, проходившие практику. Во время первого Республиканского семинара по педагогике, психологии и методике обучения, прошедшем в 1966 г. в Алма-Ате, подобно рассматривались проблемы подготовки профессиональных психологов к работе школьниками (А. Темирбеков, С. Балаубаев, Т.С. Садыков, М.Э. Кудайкулов, Т.С. Сабыров, Е.О. Жуматаева. и др.) [11].

Сотрудники академии педагогических наук: Пригожин И., Князева Е., Жанабаев З. под руководством Даринского А.В. в 1970 г. начали изучать влияние врожденных способностей на успешное выполнение учебной деятельности учащихся.

После длительного перерыва возобновились  попытки разработать модели квалификации школьного психолога. В числе  интересных работ, появившихся в  конце 1990-х гг., следует упомянуть  труды таких казахстанских ученых, как: «Методические основы выявления и развития интеллектуального потенциала детей в процессе обучения математике (на примере начальных классов)» Ж.О. Умбетовой, «Психологические основы профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования» Шерьяздановой Х.Т.

В 2000 г. выходит на казахском языке  книга К.Б. .Жарикбаева «Введение  в психологию» для средней  школы, где автор дает характеристику основных аспектов работы психолога  со способными учениками.

Таким образом, теоретические и практические аспекты проблемы работы с одаренными детьми всегда занимали важное место в исследованиях Казахстанских ученых.

 

1.3 Психологические особенности  детей дошкольного возраста

 

 

Дошкольный  возраст — начальный этап формирования личности. У детей возникают такие  личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку.

Начавшийся  в среднем дошкольном возрасте процесс  формирования произвольного поведения  продолжается в старшем. В этом возрасте ребенок в достаточной степени знает свои возможности, он сам ставит цели действия и находит средства для их достижения. У него появляется возможность планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль. Д.Б.Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (Я сам) до открытия своей внутренней жизни, самосознания. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения.

Информация о работе Возрастная периодизация и этапы психического развития дошкольника