Возрастная периодизация и этапы психического развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с основными этапами возрастной периодизации и рассмотрение этапов психического развития дошкольников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение литературы по теме курсовой работы – возрастная периодизация;
- выявить особенности психического развития и воспитания в концепциях казахстанских авторов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Возрастная периодизация психического развития 5
1.2 Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов 9
1.3 Психологические особенности детей дошкольного возраста 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 16
2.1 Ход проведения исследования детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 16
2.2 Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Возрастная периодизация и эатпы психического развития дошкольника 7.11.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1

 

ДИАГНОСТИКА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

 

 

Цель: Диагностика кратковременной памяти ребенка дошкольного возраста

Оборудование: Картинки или игрушки, секундомер, бумага, карандаши.

Инструкция:

1. Запоминание картинок и предметов:  Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

2. Рисование по памяти: Ребенку  предъявляется для запоминания  на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

 

Приложение 2

 

ДИАГНОСТИКА ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

 

Цель: Определение объема долговременной памяти.

Оборудование: Список слов, секундомер.

Инструкция: Экспериментатор зачитывает 20 слов. Не должно быть слов, которые обозначают предметы, окружающие испытуемых в данный момент.

Испытуемый воспроизводит устно  слова после каждого зачитывания  в любом порядке. Примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов удовлетворительно.

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

 

Цель: Развитие памяти, закрепление знаний цвета

Инструкция: Первая группа заданий относится к непосредственной тренировке памяти. Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.

Второй тип упражнений - это запоминание  всевозможных таблиц. Например, покажите таблицу 3 x 4 или 5 x 6 клеточек, где записаны либо цифры, либо буквы. После этого  закройте таблицу листом бумаги, а  ребенок должен воспроизвести ее.

Возможен более легкий вариант - в таблице нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребенку картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка. Возможен вариант наоборот - что было зеленого цвета, что розового.

Еще одно упражнение того же типа. Например, покажите ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите название цветов, изображенных на картинке, и еще двух-трех растений, которых нет. Закройте рисунок и попросите ребенка показать, что в перечисленных названиях соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть» внести в список название одного - двух цветков с картинки.

 

Приложение 4

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

 

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти

Инструкция: Упражнение проводится в два этапа. т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит ребятишкам: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.

 

Примерный перечень возможных серий:

 

Серия № 1

 

Грузовик           Умная кошка

Гнев                  Мальчик-трус

Веселая игра     Капризный  ребенок

Дерево              Хорошая погода

Наказание         Интересная сказка

 

Серия № 2

 

Веселый праздник   Радость

Темный лес             Болезнь

Отчаяние                 Быстрый человек

Смелость                 Печаль

Глухая старуха        Теплый ветер

 

Серия № 3

 

Сомнение           Зависть

Сила воли           День

Успех                  Страх

Скорость             Сильный характер

Справедливость   Хороший товарищ

 

2-й этап - представление слов или фраз  в уме, без фиксации на бумаге.




Информация о работе Возрастная периодизация и этапы психического развития дошкольника