Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:33, курсовая работа
Целью данной работы является ознакомление с основными этапами возрастной периодизации и рассмотрение этапов психического развития дошкольников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение литературы по теме курсовой работы – возрастная периодизация;
- выявить особенности психического развития и воспитания в концепциях казахстанских авторов;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Возрастная периодизация психического развития 5
1.2 Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов 9
1.3 Психологические особенности детей дошкольного возраста 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 16
2.1 Ход проведения исследования детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 16
2.2 Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
То же самое можно
сказать и о высоких показателя
Предметом исследования в данной работе является память детей дошкольного возраста.
Цель исследования: Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников.
Задачи исследования:
1. Определение уровня развития
образной памяти у
2. Изучение зависимости объема
произвольной памяти от
3. Раскрытие индивидуальных
В соответствии с поставленными задачами было проведено исследование по определению уровня развития образной памяти; и по изучению зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытию индивидуальных особенностей образной памяти у детей дошкольников.
Собственно исследование состояло из двух частей:
- Определение уровня развития образной памяти у дошкольников.
- Индивидуальное тестирование
для оценки воспроизведения
Исследования проводились: в Дошкольном Образовательном Учреждении Детский сад «Снегурочка» г. Караганда. Подготовительная группа. В эксперименте принимало участие 20 детей от 4 до 5 лет.
Исследование состояло из определения уровня развития образной памяти у дошкольников и оценки воспроизведения детьми геометрических фигур и изображения предметов.
Общая схема проведения исследования следующая. Эксперимент проводился индивидуально. Перед ребенком располагалась карта, ему объясняли, обращаясь по имени:
«Я буду тебе показывать маленькие карточки, а ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте».
Ребенку по одной показывают карточки. Время экспозиции - 1 секунда. После каждого предъявления давали возможность найти такое же изображение на карте.
Общая схема проведения тестирования В такова. Эксперимент проводился индивидуально и состоял из 2 тестирований, различающихся между собой содержанием запоминаемого материала.
В первом задании использовались геометрические фигуры. Материал для эксперимента располагался хаотично, на некотором расстоянии друг от друга. При воспроизведении геометрических фигур ребенка просили нарисовать их, предлагая бумагу и фломастеры. Время экспозиции 20 секунд. Если ребенок изображал фигуры несоответствующим цветом, его спрашивали:
«Какого цвета были фигуры? Почему ты взял фломастер другого цвета?»
Во втором тестировании использовались изображения предметов. Эксперимент проводились индивидуально. Картинки для тестирования размещались хаотично, на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции 20 секунд. Ребенку предлагали, обращаясь по имени: «Внимательно посмотри на картинки, лежащие на столе, запомни, а затем назови ».
Время воспроизведения не более 6 секунд.
В эксперименте принимало участие 18 детей в возрасте от 4 до 5 лет. Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по полу следующая 40% мальчиков и 60% девочек.
Для расчетов опытно-экспериментальной работы можно использовать компьютерную программу обработки данных Microsoft Excel, но так как результаты нашей работы можно вычислить простыми четырьмя арифметическими действиями, то в нашей работе протоколы тестирования представляли собой рабочие тетради, с предназначенными «пустографками» в табличной форме, в которых в течение экспериментов заносились данные.
Обработка результатов исследования развития образной памяти:
Обработка результатов исследования
А свелась к следующим
Теоретически, в рамках данного эксперимента, память ребёнка может быть оценена от минимума в 0 баллов до максимума в 30 баллов. Было принято, что при результате в 15 баллов и ниже у ребёнка наличествует низкий уровень памяти; при результате в 16 баллов и до 20 баллов у ребёнка - средний уровень памяти; при результате в 21 балл и выше у ребёнка - высокий уровень памяти.
Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов. Один ребенок из 10 обнаружил низкий уровень развития образной памяти, четверо детей показали средний уровень, и пять детей, раскрыли высокий уровень развития образной памяти (см. рис.1).
Рисунок 1 Графические результаты изучения уровня произвольной памяти
При обработке результатов
Первое задание. Дети при воспроизведении геометрических фигур следующие результаты: 6 правильных ответов нарисовал 1 ребёнок, от 4 до 5 правильных ответов у шести детей, и три ребёнка смогли дать лишь по 2 или 3 правильных ответа (см. рис.2).
Рисунок 2 Графические результаты изучения объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении геометрических фигур
Теоретически, по данным экспериментам, объём памяти ребёнка может быть оценена от 0 до 6 правильных ответов. Примем, что результату 3 и ниже правильных ответов при воспроизведении соответствует низкий объем произвольной памяти; при результате 4 и 5 - средний объем памяти; при результате 6 правильных ответов - высокий объем памяти. В ходе эксперимента дети шестилетнего возраста обнаружили среднюю продуктивность при воспроизведении геометрических фигур и заметно более высокую продуктивность при воспроизведении предметных картинок.
В заключении можно сделать следующие выводы:
Возрастные периоды
В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности.
Исходя из этого выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип разлития в деятельности. Эти принципы были выдвинуты и раскрыты советскими психологами С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др.
Таким образом, изменения, происходящие в жизни общества, влияют на развитие детей, ускоряя его, и соответственно изменяют возрастные границы. Так, в связи с тем, что психолого-педагогическая наука и практика обучения и воспитания вскрыла возросшие умственные и физические возможности ребенка, стало возможным обучение детей с семилетнего возраста.
С учетом выделенных критериев, а также исторически сложившейся схемы воспитания детей в практике советской педагогической науки широко принята следующая периодизация возрастов:
Дошкольный возраст —
Начавшийся в среднем
Подготовка детей к школе не должна быть основной задачей дошкольных образовательных учреждений, поскольку готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности, а также всех традиционных видов детской деятельности, которыми дети занимаются в детском коллективе, самостоятельно и со взрослыми. Существующий сегодня в дошкольных образовательных учреждениях явный перекос в сторону целенаправленной подготовки к школе в ущерб традиционным детским занятиям отрицательно сказывается на полноценном развитии детей и формировании их психологической готовности к школе.
Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы должна заключаться в том, что в первый класс должны приходить дети, которые хотят учиться и могут учиться, т. е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать) обычно возникают не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста. А в случае вытеснения игры занятиями по школьному типу, на которых с целью подготовки к школе детей учат простейшим школьным умениям и навыкам, еще позже. Поэтому нецелесообразно укорачивать дошкольный период детства с традиционно детскими занятиями и ведущей игровой деятельностью за счет начала целенаправленной подготовки детей к школе в виде проведения с ними занятий, на которых их обучают школьным азам (применение на этих занятиях игровых методов не меняет сути дела, т. к. игровые методы в рамках обучения и игровая деятельность — это принципиально разные вещи).
Информация о работе Возрастная периодизация и этапы психического развития дошкольника