Возрастные индивидуальные кризисы в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в период возрастного и индивидуального кризиса у детей в возрасте 5-6 лет наблюдаются такие особенности психологического развития, как эмоциональная нестабильность и снижения умственной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 7
1.1. Возрастные кризисы 7
1.2. Кризис 5-6 лет 11
Глава 2. Эмпирическое исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Результаты исследования 24
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Возрастные индивидуальные кризисы в психологическом развитии человека в возрасте 5.docx

— 309.74 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

(НОУ ВПО СПГИ)

 

 

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Дисциплина: «Возрастная психология»

 

Тема: «Возрастные  индивидуальные кризисы в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет»

 

 

                                                        Выполнила:

                                                                   студентка 3 курса

                                                                                заочной формы обучения

                                                                            факультета психологии

                                                                                     специальность: психология

                                                            группа Пс-08

Агальцова Светлана Александровна

 

                                                        Научный руководитель:

доцент, к. пед. н.

Оскольская Наталья Александровна

 

 

Защищена: Оценка:

«____»__________ «_______________»

 

 

 

Сергиев Посад

2011

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретическое  исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 7

1.1. Возрастные  кризисы 7

1.2. Кризис 5-6 лет 11

Глава 2. Эмпирическое исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 15

2.1. Организация  исследования 15

2.2. Результаты  исследования 24

Заключение 30

Список литературы 32

Приложение 1 33

Приложение 2 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В каждом периоде жизни человека окружают свои сложности, характерные именно для этого возраста. В психологии существует понятие периодизация - разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, свои закономерности человеческого развития.  В различные периоды жизни существуют стабильные и кризисные стадии.  Развитие человека как личности определяется тем, что общество ожидает от него, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним в разном возрасте. Человек, взрослея и развиваясь, проходит ряд следующих друг за другом стадий не только психологических, но и биологических, то есть связанных с физическими изменениями и процессами в организме.

Актуальность  исследования обусловлена тем, что на каждой стадии личность приобретает определенное качество (новообразование), которое сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы могут возникать на всех возрастных стадиях. Это поворотные моменты, когда решается вопрос, вперед мы пойдем в своем развитии или назад. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть как позитивным, так и негативным.

Объект исследования: психологическое развитие человека в возрасте 5-6 лет.

Предмет исследования: возрастные и индивидуальные кризисы в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет

Цель исследования: изучить особенности возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в период возрастного и индивидуального кризиса у детей в возрасте 5-6 лет наблюдаются такие особенности психологического развития, как эмоциональная нестабильность и снижения умственной деятельности.

Задачи исследования:

1. Сделать анализ научной  литературы по проблеме исследования;

2. Рассмотреть основные  подходы к возрастным кризисам;

3. Изучить особенности  кризиса у детей в возрасте 5 – 6 лет;

4. Провести эмпирическое  исследование психологическое развитие человека в возрасте 5-6 лет в период кризиса;

5. Сделать анализ полученных  результатов и выводы.

В качестве методов исследования нами были использованы:

1.Теоретические методы  исследования

2.Эмпирические методы  исследования:

    • Овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности (Практикум по возрастной психологии: Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.. – С. 135);
    • Исследование тревожности по методике Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен. (Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).  - СПб., 2002. С.19-28);
    • Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка (Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособ./ Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – Спб.: Речь, 2002.).
    • Методика «Закончи предложения».
    • Методика Б. Ф. Эльконина.

Элементы научной  новизны и теоретической значимости исследования заключается в том, что мы изучили и углубили свои познания в области изучения возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет.

Практическая  значимость работы состоит в том, что изучение проблемы возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет позволяет своевременно выявить отклонения в их развитии и наметить пути коррекции.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое  исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека

1.1. Возрастные  кризисы

 

Возрастные кризисы –  особые, относительно недолгие периоды  в жизни человека, характеризующиеся  резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые  для нормального постепенного хода личностного развития.

Кризис, от греческого krineo, буквально  означает «разделение дорог». Понятие  «кризис» означает острую ситуацию для  принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни  или деятельности человека1.

Форма, длительность и острота  протекания кризиса зависят от индивидуальных особенностей, условий среды и  окружения, в которых находится  человек.

В возрастной психологии нет  единого мнения по поводу кризисов; часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. А кризисы – ненормальное, «болезненное»  явление, результат неправильного  воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться  в дальнейшей жизни. Все кризисы  могут смещаться во времени и  не имеют четких временных рамок.

Кризисы длятся недолго, около  нескольких месяцев, но при неблагоприятном  стечении обстоятельств могут растягиваться  до года или даже двух лет. Обычно это  краткие, но бурные стадии.

Для ребенка кризис означает резкую перемену во многих своих чертах. Развитие может принять в это  время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка  людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Могут появиться яркие  эмоциональные вспышки, капризы, конфликты  с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес  к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Для взрослого человека кризисы  также играют значительную роль в  жизни. В кризисе развитие приобретает  негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но обязательно создается  и что-то новое, необходимое для  преодоления дальнейших жизненных  трудностей.

Это ситуация, в которой  человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости  своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) из-за препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может.

Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования. Например, в детстве  это рост человечка, размер собственных  ручек и ножек, умение или неумение ходить, говорить, самостоятельно кушать, привычное и обязательное присутствие  рядом значимых взрослых. Для взрослого  это может быть счет в банке, автомобиль, жена и дети, социальный статус, а  также духовные ценности. А кризисное  состояние лишает его этой опоры, пугает переменами и неуверенностью в завтрашнем дне2.

Однако, следует выделить и большое количество положительных  моментов. Кризис дает увидеть главное  и  настоящее в человеке, разрушает  бессмысленные и внешние атрибуты его жизни.  Происходит очищение сознания, понимание истинной ценности жизни.

Поэтому психологический  кризис - это физическое и психическое  страдание, с одной стороны, и  перестройка, развитие и личностный рост - с другой. При возникновение  нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. И психологи  полагают такое течение ситуации необходимым.

Исход кризиса зависит  от того, насколько конструктивным (созидательным) или деструктивным (разрушительным) был выход из этого  кризиса. Другими словами, пользу или  вред принес этот период человеку. Это  не тупик, а некие противоречия, которые  накапливаются у человека, и обязательно  должны привести к какому-то решению  и поступку. Это неприятный момент, так как человек выбивается из своего привычного ритма. Все жизненные  кризисы подобны матрешке: один сменяет  другой, и с каждым из них мы становимся больше как личности. Тяжело, когда  человек не выходит из кризиса, а  накапливает «застревает» в нем, не решаю собственных проблем, уходя  в себя. Правильное разрешение кризиса  ведет к эволюции в развитии личности – лучшего понимания наших  целей, желаний, стремлений, гармонии человека в отношениях с самим собой. 

У каждого из нас имеются  внутренние резервы (адаптационные  свойства) для того, чтобы решить возникающие психологические трудности. Но эти защитные механизмы не всегда справляются со своей задачей. Рассматривая кризисы как закономерность,  можно предсказать и смягчить неизбежные последствия и перемены, а также избежать тех, которые  являются результатом неправильного  выбора самого человека.  Кризис как  «индикатор» развития, показывает, что человек уже изменился  физически и психически, но еще  не может справляться с этими  изменениями. Человек может преодолеть его и, тем самым, войти в новую  реальность, а может и не преодолеть, оставаясь в прежних тесных рамках, которые ему уже не подходят. Самостоятельное  преодоление кризиса считается  наиболее благоприятным для развития человека.

Однако в жизни могут  возникать различные ситуации, ведь иногда мы стоим лицом к лицу с  психологическими проблемами и просто не знаем как можно с ними справиться. Иногда лучше получить помощь профессионала, чтобы как следует разобраться  в собственных жизненных обстоятельствах.

Современные психологи рассматривают  такие периоды в развитии человека, как3:

новорожденный (1-10 дней);

грудной возраст (10 дней - 1 год);

раннее детство (1-3 года);

первое детство (4-7 лет);

второе детство (8-12 лет);

подростковый возраст (13-16 лет);

юношеский возраст (17-21 год);

зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;

второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);

пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);

старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины);

долгожители (90 лет и старше).

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации. Далее мы приведем основные периоды  психического развития человека и опишем соответствующие каждому из них  возрастные кризисы.

1.2. Кризис 5-6 лет

 

Кризис конца дошкольного  возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности  игр. На всем протяжении дошкольного  детства игра была не просто любимым  занятием мальчиков и девочек, она  являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим  условием его осуществления. Через  нее дети осваивали различные  социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились  управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с  различными предметами они познавали  окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «невсамделишние» персонажи  и роли уже не могут заполнить  разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников и  их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить  скрытую от восприятия внутреннюю причинность  событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать равными  взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания  и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь  окружающих их людей, какие события  желательны, а какие нет.

В стремлении стать взрослыми  дети уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы, как  пребывание в одной ситуации со взрослыми («Папа, можно, я вместе с тобой  буду?., пойду?..»), подражание их поведению  и действиям («Мама, можно, я тоже попробую?..»), принятие на себя роли взрослого в сюжетно-ролевой игре в семью, в магазин, в больницу и т. п. Однако достигнутый ребятами уровень интеллектуального развития позволяет им ясно осознавать, что эти приемы оказались недостаточными для того, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Они понимают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом. Знания эти не явные, они скрыты, зашифрованы, и, чтобы проникнуть в суть различных теоретических знаков и символов, детям требуются помощники. Но кто возьмет на себя эти обязанности, детям пока неизвестно4.

Информация о работе Возрастные индивидуальные кризисы в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет