Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в период возрастного и индивидуального кризиса у детей в возрасте 5-6 лет наблюдаются такие особенности психологического развития, как эмоциональная нестабильность и снижения умственной деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 7
1.1. Возрастные кризисы 7
1.2. Кризис 5-6 лет 11
Глава 2. Эмпирическое исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Результаты исследования 24
Заключение 30
Список литературы 32
Ситуация «хочу и не
могу» старших дошкольников явно
не устраивает. Они выбирают самые
разнообразные формы протеста для
выражения своего недовольства, ведь
чем старше становятся дети, тем
обширнее репертуар их действий. Например,
ребенок начинает проявлять ревность
и подозрительность в отношении
родителей и других взрослых членов
своей семьи. Девочки и мальчики
навязчиво преследуют пап и мам,
стараются не оставлять их наедине
друг с другом, наивно полагая, что
именно в эти моменты взрослые
обмениваются какой-то особой информацией,
скрытой от детей. Другой распространенной
формой протеста является негативизм
(отрицание). Он действует в отношении
прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки
с недоверием относятся к тому
факту, что когда-то они были малы,
глупы и беспомощны. Это недоверие,
психологическое отрицание
Часто дошкольники доходят
до актов непреднамеренного
При этом дети выходят за
рамки обычного послушания. Их не устраивают
родительские указания — поиграл
и убери, посмотрел и поставь
на место. В присутствии взрослых
старшие дошкольники часто
Кризис конца дошкольного
детства может начинаться даже в
5—5,5 лет. Тогда он протекает более
очевидно и болезненно. Если же время
приближено к началу занятий в
школе, то он может пройти сглаженно,
почти незаметно для
И только совпадение по срокам систематического обучения науками (в школе или в домашних условиях) с кризисом 6—7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот, и тогда вы получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию. Оно теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции. Ребята вновь обретут желание подчиняться взрослым, слушаться их, но лишь в ситуациях учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом для них станет тот, кто поможет им войти в мир научного знания. Но этим лицом не всегда уже будут родители. На их место встанет учитель, педагог, ведущий детей к новому знанию.
В качестве экспериментальной базы исследования выступила средняя группу №8 дошкольного учреждения №1528, г. Москвы. В эксперименте участвовали 10 детей в возрасте от 5,5 до 6 лет.
Эмпирическое исследование проводилось мной …. под руководством психолога дошкольного учреждения.
Исследование проводилось в период с 1 по 15 мая 2011 года в дошкольном учреждении.
В качестве методик исследования были использованы:
1. Овладение детьми общей
структурой мыслительной
2. Исследование тревожности
по методике Р. Тэммл, М.Дорки,
3.Оценочная шкала
4. Методика «Закончи предложения»
5. Методика Б. Ф. Эльконина.
1. Овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности
Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых понятий.
Дайте детям задание на обобщение 14 рядов конкретных понятий. Предложите назвать одним словом следующие ряды конкретных понятий: 1) тарелки, стаканы, миски; 2) столы, стулья, диваны; 3) рубашки, брюки, платья; 4) башмаки, галоши, валенки; 5) супы, каши, кисели; 6) одуванчики, розы, ромашки; 7) березы, липы, ели; 8) воробьи, голуби, гуси; 9) караси, щуки, окуни; 10) малина, земляника, вишня; 11) морковь, капуста, свекла; 12) яблоки, груши, мандарины; 13) танкисты, пехотинцы, артиллеристы; 14) столяры, маляры, плотники.
Задание 2. Конкретизация понятий.
Предложите детям назвать объекты, входящие в понятие более широкого объема: «Назови, какие (какая) бывают: 1) игрушки, 2) обувь, 3) одежда, 4) цветы, 5) деревья, 6) птицы, 7) рыбы, 8) звери...» В основном эти же понятия дети использовали в качестве обобщающих терминов в предыдущем задании.
Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объема.
Детям предлагается для обобщения 5 рядов понятий более широкого объема через понятие третьей степени обобщенности. Последний ряд предполагает обобщение через абстрактное родовое понятие. (Это задание повышенной трудности.)
Попросите детей назвать одним словом такие понятия: 1) птицы, звери, рыбы; 2) деревья, травы, кустарники; 3) мебель, посуда,"1 одежда; 4) часы, весы, градусники; 5) пожары, болезни, ураганы. Дети должны самостоятельно найти или придумать обобщающие термины.
Задание 4. Классификация.
Ребенку предлагают 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (по 4 карточки в каждой группе).
Инструкция. Посмотри на эти карточки, разложи их на четыре ряда так, чтобы картинки подходили друг к другу и их можно было назвать одним словом.
После выполнения этой части задания ребенку предлагается из четырех рядов сделать два, но так, чтобы в каждом картинки были про одно и то же и их можно было назвать одним словом. Выполняя это задание, ребенок должен сначала сделать обобщение через родовое понятие второй, а затем — третьей степени обобщенности. И в том и в другом случае он должен объяснить свои действия и ответы.
Задание 5. Сравнение.
Ребенку предлагается сравнить пять пар объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: 1) одуванчики и ромашки; 2) ели и березы; 3) кошки и собаки; 4) звери и люди; 5) животные и растения. Выполнение этого задания, выделение признаков различия и особенно признаков сходства потребует от детей значительных усилий самостоятельной мысли, систематизации общих представлений, владения иерархией элементарных житейских родовых и видовых понятий или общих представлений в пределах третьей степени обобщенности.
Обработка и интерпретация результатов
По мере выполнения заданий фиксируйте особенности поведения детей все их ответы и действия, отношение к заданиям и процессу их выполнения. В качестве оценочных критериев сформированности у детей основных компонентов мыслительной деятельности могут быть: 1) интерес к заданию; 2) особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и ее результату; 3) стремление продолжить работу; 4) запас знаний и представлений об окружающем мире и элементарные житейские понятия, позволяющие решать предложенные задачи; 5) овладение иерархией обобщений — усвоение понятий первой, второй и третьей степеней обобщенности, а также абстрактных родовых понятий; 6) специфика использования детьми системы доступных понятий; 7) уровень понимания и принятия задания; 8) качество самоконтроля в процессе выполнения задания и при оценке результатов деятельности.
В соответствии с этими
оценочными критериями можно выделить
три уровня овладения детьми общей
структурой мыслительной деятельности.
Высокий уровень: задачи сразу заинтересовывают
ребенка, положительное эмоциональное
состояние сохраняется в
Средний уровень: задачи заинтересовывают ребенка. Задания выполняет в целом охотно, понимает без дополнительных разъяснений, но иногда просит повторить. Фонд действенных знаний для решения задач достаточен, мыслительные операции совершает в основном правильно. Принимает задание, но ходом его выполнения может управлять только с помощью взрос- кого, нуждается в побуждающих и наводящих вопросах. Ошибки при решении задач может заметить сам, но большей частью с помощью взрослого, s его помощью их и исправляет.
Низкий уровень: предложением решать задачи заинтересовывается, но с содержанию занятия индифферентен (особенно к самым трудным заданиям). Готов прекратить решение, перейти к новой задаче, не решив предыдущую. По ходу работы нуждается в постоянном поощрении за любые, даже самые малые проявления мысли и желание думать. Самостоятельно понимает лишь наиболее легкие задачи, часто нуждается в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания, в прямой помощи в форме практических действий и показа наглядного материала. Фонд действенных знаний беден и узок. Ребенок не владеет необходимым запасом общих предоставлений и простейших житейских понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеет явно недостаточно, решает лишь некоторые задачи. Ответы ребенка чаще всего ситуативны. Он не может вычленить главное, обосновать решение вербально.
Для удобства обработки результатов
исследования мы за каждое правильно
выполненное задания
2. Исследование тревожности по методике Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен.
Назначение теста: Определение уровня тревожности ребенка.
Описание теста: Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим (приложение 1). Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Инструкция к тесту