Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в период возрастного и индивидуального кризиса у детей в возрасте 5-6 лет наблюдаются такие особенности психологического развития, как эмоциональная нестабильность и снижения умственной деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 7
1.1. Возрастные кризисы 7
1.2. Кризис 5-6 лет 11
Глава 2. Эмпирическое исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Результаты исследования 24
Заключение 30
Список литературы 32
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего
лица и словесные высказывания ребенка
можно зафиксировать в
Анализ результатов теста
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка
анализируется отдельно. Делаются выводы
относительно возможного характера
эмоционального опыта ребенка в
данной (и подобной ей) ситуации. Особенно
высоким проективным значением
обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6
(«Укладывание спать в одиночестве»),
№14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие
в этих ситуациях отрицательный
эмоциональный выбор, вероятнее
всего будут обладать наивысшим
индексом тревожности ИТ; дети, делающие
отрицательные эмоциональные
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
3.Оценочная шкала
эмоциональных проявлений
Цель: определение эмоциональное состояние ребенка.
Оценочная шкала составлена
на основе эмоциональных проявлений
детей, на которые, как на особо значимые,
указывает чешский психолог Й. Шварцара
(Приложение 2). При этом по вертикали
перечисляют эмоциональные
4. Диагностика
когнитивного компонента
Методика «Закончи историю»6
Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственны норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.
Примеры ситуаций
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате надень рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил.
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов 7
0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.
1 балл — ребенок оценивает
поведение детей как
2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает
поведение детей и мотивирует свою оценку.
Общая сумма баллов может варьировать от 0 до 12. Низки уровень развития нравственного сознания 0-3, средний уровень развития нравственного сознания 4-8, и высокий уровень от 9 до 12 баллов.
5. Диагностика
целенаправленности
Методика Б. Ф. Эльконина8
Детям (4-5 лет, 6-7 лет) предлагается сложить куб Линка (из 27 кубиков с разноцветными гранями, каждая грань окрашена в красный, синий или желтый цвета) так, чтобы все его стороны были одного цвета. Чтобы у детей не возникло ощущения сложной или непосильной задачи, сперва взрослый сам складывает куб на глазах у ребенка, объясняя принципы подбора кубиков. Затем ребенку предлагается самому сложить куб.
Фиксируется: время, активность, обращение за помощью взрослого, отказ от цели (с сожалением, огорчением), не хватило времени.
При анализе выполнения данного задания можно выделить три вида целенаправленности:
1. Стойкая деятельная целенаправленность.
2. Малоактивная
3. Нестойкая целенаправленность (отказ от попыток решения при столкновении с трудностями).
Все полученные результаты были обобщены в таблицу.
Таблица 1
Результаты исследования уровня овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности
№ |
Имя ребенка |
задание |
балл |
Уровень развития | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
Аня А. |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
3 |
средний | |
Вика Б. |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
3 |
средний | |
Виталик Ч. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
высокий | |
Гриша Г. |
- |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
слабый | |
Дима И. |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
4 |
средний | |
Оксана Б. |
1 |
1 |
- |
- |
- |
2 |
слабый | |
Настя П. |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
3 |
средний | |
Ирина Т. |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
слабый | |
Павлик Б. |
1 |
1 |
- |
- |
- |
2 |
слабый | |
Оля Ю. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
высокий |
По результатам проведенного исследования уровня овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности мы выявили, что:
высокий уровень овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности – 20% детей;
средний уровень овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности – 50% детей;
низкий уровень овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности – 30% детей.
Наглядно полученные данные отображены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень овладения детьми структурой мыслительной деятельности
Таблица 2
Результаты исследование тревожности по методике Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен
№ |
Имя ребенка |
% |
Уровень тревожности |
1 |
Аня А. |
42,9 |
Средняя |
2 |
Вика Б. |
35,7 |
Средняя |
3 |
Виталик Ч. |
14,3 |
Низкая |
4 |
Гриша Г. |
57,1 |
Высокая |
5 |
Дима И. |
42,9 |
Средняя |
6 |
Оксана Б. |
42,9 |
Средняя |
7 |
Настя П. |
14,3 |
Низкая |
8 |
Ирина Т. |
35,7 |
Средняя |
9 |
Павлик Б. |
57,1 |
Высокая |
10 |
Оля Ю. |
14,3 |
Низкая |
Из полученных результатов исследования тревожности видно, что 30% детей имеют низкий уровень тревожности, высокий уровень тревожности у 20% и средний 50% (Рис. 2).
Рис. 2. Уровень тревожности у детей дошкольного возраста
Таблица 3
Результаты исследование эмоциональных проявлений ребенка
№ |
Имя ребенка |
Эмоциональные проявления |
1 |
Аня А. |
Капризность, нетерпеливость |
2 |
Вика Б. |
Злобность, агрессивность |
3 |
Виталик Ч. |
Веселость, сочувствие |
4 |
Гриша Г. |
Боязливый, плаксивый |
5 |
Дима И. |
Возбуждаемость, нетерпеливость |
6 |
Оксана Б. |
Сверхчувствительность, ласковость. |
7 |
Настя П. |
Веселость, упрямство |
8 |
Ирина Т. |
Ласковость, упрямство, обидчивость |
9 |
Павлик Б. |
Агрессивность, плаксивость |
10 |
Оля Ю. |
Сочувствие, самомнение |
Исследования эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста показало, что испытуемые с высоким уровнем тревожности (4, 9) имеют негативные эмоциональные переживания: боязливы, плаксивы, агрессивны, капризны и сверхчувствительны.
У детей с низким уровнем тревожности (3, 7, 10) преобладают положительные эмоциональные переживания: веселость, сочувствие, ласковость.
У детей со средним уровнем
тревожности наблюдаются как
положительные так и
Таблица 4
Уровень развития нравственного сознания и целенаправленности деятельности
Ф.И. |
Уровень нравственного сознания |
Уровень целенаправленности деятельности | |
1 |
Аня А. |
7 |
Малоактивная |
2 |
Вика Б. |
5 |
Нестойкая целенаправленность |
3 |
Виталик Ч. |
10 |
Стойкая деятельная целенаправленность |
4 |
Гриша Г. |
8 |
Нестойкая целенаправленность |
5 |
Дима И. |
7 |
Малоактивная |
6 |
Оксана Б. |
3 |
Нестойкая целенаправленность |
7 |
Настя П. |
7 |
Малоактивная |
8 |
Ирина Т. |
10 |
Малоактивная |
9 |
Павлик Б. |
9 |
Стойкая деятельная целенаправленность |
10 |
Оля Ю. |
7 |
Малоактивная |
Итак мы видим, что у 30% детей уровень развития нравственного сознания высокий, данные дети имеют представления о нравственных нормах, правильно оценивают поведение детей и мотивируют данную ими оценку.
10% детей имеют низкий
уровень развития