Возрастные индивидуальные кризисы в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в период возрастного и индивидуального кризиса у детей в возрасте 5-6 лет наблюдаются такие особенности психологического развития, как эмоциональная нестабильность и снижения умственной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 7
1.1. Возрастные кризисы 7
1.2. Кризис 5-6 лет 11
Глава 2. Эмпирическое исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Результаты исследования 24
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Возрастные индивидуальные кризисы в психологическом развитии человека в возрасте 5.docx

— 309.74 Кб (Скачать файл)

И 60% детей имеют средний  уровень развития нравственного  сознания дети называют нравственные нормы, правильно оценивают поведение  детей, но не могут с мотивировать свою оценку (рис. 3).

Рис. 3. Уровень развития нравственного сознания

 

По результатам исследования целенаправленности деятельности нами было установлено, что 30% имеют нестойкую  целенаправленность своей деятельности, т.е. склонны отказаться от последующих  попыток решения поставленных задач  при столкновении с трудностями.

50% исследуемых детей имеют  малоактивную целенаправленность  деятельности, нуждающаяся во внешнем  руководстве и поддержке со  стороны. 

И 20% детей имеют стойкую  деятельную целенаправленность, т.е. при  столкновении с трудностями ребенок  не отступает, а пытается вновь решить поставленную задачу (рис.4).

 

Рис. 4. Уровень целенаправленности деятельности

 

Итак мы видим, что у  большинства детей в возрасте 5-6 лет общая структура мыслительной деятельности, эмоциональных проявлений, нравственного сознания и целенаправленности деятельности находится на среднем и низком уровне развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа.

Старший дошкольный возраст  это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного  к школьному возрасту ребенок  резко меняется и становиться  более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят  более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется  и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для  данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок  ходит вертлявой походкой, говорит  писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка  в период кризиса 7 лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение.

По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения  семилеток свидетельствуют об “утрате  детской непосредственности”. Старшие  дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для  окружающих. Причиной таких изменений  является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника  означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между  переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: “захотел – осознал – сделал”.

Сейчас говорят о смещении границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей появляется негативная симптоматика к пяти с  половиной годам, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет.

На основании эмпирического  исследования, было установлено, что:

У детей преобладает средний  и низкий уровень овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности;

Преобладает высокий и  средний уровень тревожности;

Дети с высоким уровнем  тревожности имеют негативные эмоциональные  переживания: боязливы, плаксивы, агрессивны, капризны и сверхчувствительны;

У детей преобладает низкий и средний уровень развития нравственного  сознания, т.е. ребенок оценивает  поведение детей как положительное  или отрицательное (правильное или  неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует, либо вообще не может дать эмоциональной оценки происходящему;

Дети  имеют нестойкую  целенаправленность своей деятельности, т.е. склонны отказаться от последующих  попыток решения поставленных задач  при столкновении с трудностями.

Итак, у детей 5-6 лет наблюдается  эмоциональная нестабильность, не сформировано нравственное сознание, неустойчива  целенаправленная деятельности и недостаточно развита мыслительная деятельность.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что «в период возрастного и индивидуального кризиса у детей в возрасте 5-6 лет наблюдаются такие особенности психологического развития, как эмоциональная нестабильность и снижения умственной деятельности» нашла свое подтверждения.

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2002. – 495 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — М., 2006.
  4. Калининой Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2001
  5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 255 с.
  6. Мухина B.C. Возрастная психология - М., 2000.
  7. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002
  8. Психология: Учеб. пособ./ под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2006. – 656 с.
  9. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с.
  10. Психология: Учебник; Отв. Ред. А.А. Крылов. – 20е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд – во Проспект, 2004. – 752 с.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 2003. – 485 с.
  12. Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М., 1965.
  13. Эльконин Э. Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996.

Приложение 1

Тестовый материал

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Оценочная шкала эмоциональных  проявлений ребенка

Чувственное проявление

Интенсивность

Обстоятельства 

0

1

2

3

4

Сверхчувствительность

           

Возбуждаемость

           

Капризность

           

Боязливость

           

Плаксивость

           

Злобность

           

Веселость

           

Ревность

           

Обидчивость

           

Упрямство

           

Жестокость

           

Ласковость

           

Сочувствие 

           

Самомнение

           

Агрессивность

           

Нетерпеливость

           

 

 

 

 

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 2003.

2 Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — М., 2006.

3 Мухина B.C. Возрастная психология - М., 2000

4 Мухина B.C. Возрастная психология - М., 2000

5 Мухина B.C. Возрастная психология - М., 2000

6 Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002

7 Обработка предложена Р. Р. Калининой в кн.: Тренинг развития личности дошкольни ка: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2001

8 Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002


 



Информация о работе Возрастные индивидуальные кризисы в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет