Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:22, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека в возрасте 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в период возрастного и индивидуального кризиса у детей в возрасте 5-6 лет наблюдаются такие особенности психологического развития, как эмоциональная нестабильность и снижения умственной деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 7
1.1. Возрастные кризисы 7
1.2. Кризис 5-6 лет 11
Глава 2. Эмпирическое исследование возрастных и индивидуальных кризисов в психологическом развитии человека 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Результаты исследования 24
Заключение 30
Список литературы 32
И 60% детей имеют средний уровень развития нравственного сознания дети называют нравственные нормы, правильно оценивают поведение детей, но не могут с мотивировать свою оценку (рис. 3).
Рис. 3. Уровень развития нравственного сознания
По результатам исследования целенаправленности деятельности нами было установлено, что 30% имеют нестойкую целенаправленность своей деятельности, т.е. склонны отказаться от последующих попыток решения поставленных задач при столкновении с трудностями.
50% исследуемых детей имеют
малоактивную
И 20% детей имеют стойкую деятельную целенаправленность, т.е. при столкновении с трудностями ребенок не отступает, а пытается вновь решить поставленную задачу (рис.4).
Рис. 4. Уровень целенаправленности деятельности
Итак мы видим, что у большинства детей в возрасте 5-6 лет общая структура мыслительной деятельности, эмоциональных проявлений, нравственного сознания и целенаправленности деятельности находится на среднем и низком уровне развития.
Таким образом, кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа.
Старший дошкольный возраст это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становиться более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.
Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса 7 лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение.
По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об “утрате детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
Утрата непосредственности
и наивности в поведении
Сейчас говорят о смещении границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей появляется негативная симптоматика к пяти с половиной годам, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет.
На основании эмпирического исследования, было установлено, что:
У детей преобладает средний и низкий уровень овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности;
Преобладает высокий и средний уровень тревожности;
Дети с высоким уровнем тревожности имеют негативные эмоциональные переживания: боязливы, плаксивы, агрессивны, капризны и сверхчувствительны;
У детей преобладает низкий
и средний уровень развития нравственного
сознания, т.е. ребенок оценивает
поведение детей как
Дети имеют нестойкую целенаправленность своей деятельности, т.е. склонны отказаться от последующих попыток решения поставленных задач при столкновении с трудностями.
Итак, у детей 5-6 лет наблюдается эмоциональная нестабильность, не сформировано нравственное сознание, неустойчива целенаправленная деятельности и недостаточно развита мыслительная деятельность.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что «в период возрастного и индивидуального кризиса у детей в возрасте 5-6 лет наблюдаются такие особенности психологического развития, как эмоциональная нестабильность и снижения умственной деятельности» нашла свое подтверждения.
Приложение 1
Тестовый материал
Приложение 2
Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка
Чувственное проявление |
Интенсивность |
Обстоятельства | ||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 | ||
Сверхчувствительность |
||||||
Возбуждаемость |
||||||
Капризность |
||||||
Боязливость |
||||||
Плаксивость |
||||||
Злобность |
||||||
Веселость |
||||||
Ревность |
||||||
Обидчивость |
||||||
Упрямство |
||||||
Жестокость |
||||||
Ласковость |
||||||
Сочувствие |
||||||
Самомнение |
||||||
Агрессивность |
||||||
Нетерпеливость |
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 2003.
2 Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — М., 2006.
3 Мухина B.C. Возрастная психология - М., 2000
4 Мухина B.C. Возрастная психология - М., 2000
5 Мухина B.C. Возрастная психология - М., 2000
6 Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002
7 Обработка предложена Р. Р. Калининой в кн.: Тренинг развития личности дошкольни ка: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2001
8 Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002