Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:29, курсовая работа
Цель исследования: на основе экспериментального исследования выявить особенности игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Анализ методической и психолого-педагогической литературы
I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом……………………………………………………………………
I.2. Развитие игровой деятельности в онтогенезе у детей дошкольного возраста…
Характеристика игровой деятельности у детей РДА
Характеристика дидактической или сюжетноролевой игры у детей с РДА……………………………………………………………………
Глава II. Характеристика игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом…………………………………………….……………
II.1. Организация и методическое обеспечение исследования..….……..
II.2. Результаты диагностического исследования…………………………
III Заключение……………………………………………………………….
IV Список литературы……………………………………………………..
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Институт педагогики, психологии и социальных технологий
Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики
Курсовая работа
Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом
Выполнила:
студентка 4 курса
гр. З-031700-41
Оралова Кристина Игоревна
Научный руководитель:
Шульженко Наталья Владимировна
Ижевск, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Анализ методической и психолого-педагогической литературы
I.1. Психолого-педагогическая
характеристика детей с ранним детским
аутизмом…………………………………………………………
I.2. Развитие игровой деятельности в онтогенезе у детей дошкольного возраста…
Характеристика игровой деятельности у детей РДА
Характеристика дидактической или сюжетноролевой игры у детей с РДА……………………………………………………………………
Глава II. Характеристика
игровой деятельности у детей
с ранним детским аутизмом…………………………………………….…………
II.1. Организация и методическое обеспечение исследования..….……..
II.2. Результаты диагностического исследования…………………………
III Заключение……………………………………………………
IV Список литературы…………………………………
Иванов, Е.С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция: Учеб.пособие / Е.С. Иванов, Л.Н.Демьянчук, Р.В. Демьянчук; МУСиРим. Р. Валленберга, Ин-тспеи. педагогики и психологии. СПб.: Дидактика Плюс, 2004.
6.Исаев, Д.Н. – Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения// психология. – 2002 – С.411.
Введение
Ранний
детский аутизм (РДА) – это
распространенное психическое
Проблема раннего детского аутизма занимает особое место в детской психопатологии. Высокая частота РДА (12-15 на 10000 детей) указывает на социальную значимость этой проблемы [6]. Актуальность ее связана также и с тяжестью страдания и большим процентом инвалидов детства [2]. В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.
Дошкольное детство – время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения общественного опыта или, по словам Л.С. Выготского, «врастания в культуру». Овладение опытом в это время происходит в процессе становления всех видов детской деятельности. Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходи в игре (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев) [11].
Более того, в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. В процессе игры создают особо благоприятные условия не только для усвоения программного материала, но и для формирования целого ряда таких важнейших качеств ума, как произвольность всех психических процессов, начальные формы преднамеренного запоминания и т.д.
Проблема игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом на данный момент менее всего освещена в специальной коррекционной педагогике. Едва ли можно определенно и однозначно оценить или описать все особенности игры и творчества при неконтактности. Разумеется, в них проявляются многие симптомы неконтактности, но сами они — не симптомы. Слишком сложен и многообразен мир игры и творчества, неконтактные дети слишком разные, чтобы проводить в этой сфере диагностические параллели. Именно поэтому, тема курсовой работы: «Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом» - является актуальной.
Цель исследования: на основе экспериментального исследования выявить особенности игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом.
Гипотеза: предполагается, что у детей с ранним детским аутизмом имеются нарушения игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность детей с ранним детским аутизмом.
Предмет исследования: процесс выявления особенностей игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом.
Задачи:
Методическая основа исследования:
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы выявить нарушения в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава I. Анализ методической и психолого-педагогической литературы
I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом.
Особенности
психического развития при РДА
проявляются в специфических
нарушениях ощущения и
Для
детей с РДА характерно
Недостаточность
общего, и в том числе психического,
тонуса, сочетающаяся с повышенной
сенсорной и эмоциональной
С
самого раннего возраста у
детей с РДА отмечается
У
детей с РДА отмечается
Как отмечают О.С.
Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг,
не следует вести речь об отсутствии
при РДА отдельных
Развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости. Это очень ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.
Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при синдроме РДА и может проявиться в скором времени после рождения. При аутизме резко отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Они могут испытывать даже страх перед одним из родителей, могут ударить или укусить, делают все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. К.С.Лебединская и О.С. Никольская выделяют три группы страхов: типичные для детского возраста вообще (страх потерять мать, в также ситуационно обусловленные страхи после пережитого испуга); обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью детей (страх бытовых и природных шумов, чужих людей, незнакомых мест); неадекватные, бредоподобные, т.е. не имеющие под собой реального основания [3].