Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе экспериментального исследования выявить особенности игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Анализ методической и психолого-педагогической литературы
I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом……………………………………………………………………
I.2. Развитие игровой деятельности в онтогенезе у детей дошкольного возраста…
Характеристика игровой деятельности у детей РДА
Характеристика дидактической или сюжетноролевой игры у детей с РДА……………………………………………………………………
Глава II. Характеристика игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом…………………………………………….……………
II.1. Организация и методическое обеспечение исследования..….……..
II.2. Результаты диагностического исследования…………………………
III Заключение……………………………………………………………….
IV Список литературы……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Аутизм 4 курс.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Удмуртский  государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Кафедра специальной  психологии и коррекционной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

гр. З-031700-41

Оралова Кристина Игоревна

Научный руководитель:

 Шульженко  Наталья Владимировна

 

 

 

 

Ижевск, 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I.  Анализ методической и психолого-педагогической литературы

I.1.  Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом……………………………………………………………………

I.2.  Развитие игровой деятельности в онтогенезе у детей дошкольного возраста…

Характеристика игровой деятельности у детей РДА

Характеристика дидактической или сюжетноролевой игры у детей с РДА……………………………………………………………………

Глава II. Характеристика игровой деятельности у детей  с ранним детским аутизмом…………………………………………….…………

II.1. Организация и методическое обеспечение исследования..….……..

II.2. Результаты диагностического исследования…………………………

III Заключение……………………………………………………………….

IV Список литературы……………………………………………………..

             

 

 

Иванов, Е.С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция: Учеб.пособие / Е.С. Иванов, Л.Н.Демьянчук, Р.В. Демьянчук; МУСиРим. Р. Валленберга, Ин-тспеи. педагогики и психологии. СПб.: Дидактика Плюс, 2004.

6.Исаев, Д.Н. – Аутистические  синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения// психология. – 2002 – С.411.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Ранний  детский аутизм (РДА) – это  распространенное психическое заболевание,  которое связано с нарушением  в развитии эмоционально-личностной  сферы: у детей происходит ослабление  или полная потеря контактов с окружающей действительностью, глубокое погружение в мир исключительно личных переживаний и потеря стремления к общению с внешним миром. Стремление личности к эмоциональным проявлениям индивидуальности при таком заболевании практически отсутствует.

  Проблема раннего детского аутизма занимает особое место в детской психопатологии.   Высокая частота РДА (12-15 на 10000 детей) указывает на социальную значимость этой проблемы [6]. Актуальность ее связана также и с тяжестью страдания и большим процентом инвалидов детства [2]. В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь. 

Дошкольное  детство – время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения общественного опыта или, по словам Л.С. Выготского, «врастания в культуру». Овладение опытом в  это время происходит в процессе становления всех видов детской деятельности. Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходи в игре (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев) [11].

Более того, в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка.   В процессе игры создают особо благоприятные условия не только для усвоения программного материала, но и для формирования целого ряда таких важнейших качеств ума, как произвольность всех психических процессов, начальные формы преднамеренного запоминания и т.д.

Проблема игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом на данный момент менее всего освещена в специальной коррекционной педагогике. Едва ли можно определенно и однозначно оценить или описать все особенности игры и творчества при неконтактности. Разумеется, в них проявляются многие симптомы неконтактности, но сами они — не симптомы. Слишком сложен и многообразен мир игры и творчества, неконтактные дети слишком разные, чтобы проводить в этой сфере диагностические параллели. Именно поэтому, тема курсовой работы: «Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом» - является актуальной.

Цель исследования: на основе экспериментального исследования выявить особенности игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом.

Гипотеза: предполагается, что у детей с ранним детским аутизмом имеются нарушения игровой деятельности.

Объект исследования: игровая деятельность детей с ранним детским аутизмом.

Предмет исследования: процесс выявления особенностей игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:

  1. Проанализировать имеющиеся в литературе данные по специальной и возрастной педагогике и психологии по проблеме формирования игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом.
  2. Определить особенности и значение развития игровой деятельности в онтогенезе у детей дошкольного возрасте.
  3. Экспериментально выявить особенности игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом.

Методическая  основа исследования:

  1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. проведение констатирующего эксперимента;
  3. наблюдение за деятельностью детей в процессе игры;
  4. количественная и качественная обработка результатов эксперимента.

Практическая  значимость работы заключается в том, чтобы выявить нарушения в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Анализ методической и психолого-педагогической литературы

I.1.  Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом.

    Особенности  психического развития при РДА  проявляются в специфических  нарушениях ощущения и восприятия, внимания, памяти, речи, мышления и эмоционально-волевой сферы.

    Для  детей с РДА характерно своеобразие  в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной ceнсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным привлекательным раздражителем, то дети с РДА отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо человека же практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта.

    Недостаточность  общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной  сенсорной и эмоциональной чувствительностью,  обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, могут буквально завораживать детей, что можно использовать для концентрации внимания ребенка. Это может быть какой-либо звук или мелодия, блестящий предмет и т.п. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд.

    С  самого раннего возраста у  детей с РДА отмечается хорошая  механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи, при этом строго следят за тем, чтобы читающий стихотворение не пропустил ни одного слова или строчки. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст. Дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу [3].

    У  детей с РДА отмечается своеобразное  отношение к речевой действительности и одновременно – своеобразие в становление экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Лучше ребенок реагирует на тихую шепотную речь.  Первые активные речевые реакции, проявляющиеся у нормально развивающихся детей в виде гуления, у детей с РДА могут запаздывать, отсутствовать или быть обедненными, лишенными интонирования. То же самое относится и к лепету. Первые слова у детей появляются обычно рано. В 63% наблюдений это обычные слова: «мама», «папа», «деда», но в 51% случаев они использовались без соотнесения со взрослым. У большинства с двух лет появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением. Но дети практически не пользуются ею для контактов с людьми. Они редко задают вопросы; если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. При этом наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию: что-то рассказывают, читают стихи, напевают песенки. Некоторые демонстрируют выраженную многоречивость, но, несмотря на это, получить ответ на конкретный вопрос от таких детей очень сложно, их речь не сочетается с ситуацией и никому не адресована.

Как отмечают О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, не следует вести речь об отсутствии при РДА отдельных способностей, например способности к обобщению, к планированию. Уровень интеллектуального  развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно-яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, слабо развиваются предметные действия.

Развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости. Это очень ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.

Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при синдроме РДА и может проявиться в скором времени после рождения. При аутизме резко отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Они могут испытывать даже страх перед одним из родителей, могут ударить или укусить, делают все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. К.С.Лебединская и О.С. Никольская выделяют три группы страхов: типичные для детского возраста вообще (страх потерять мать, в также ситуационно обусловленные страхи после пережитого испуга); обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью детей (страх бытовых и природных шумов, чужих людей, незнакомых мест); неадекватные, бредоподобные, т.е. не имеющие под собой реального основания [3].

Информация о работе Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом