Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе экспериментального исследования выявить особенности игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Анализ методической и психолого-педагогической литературы
I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом……………………………………………………………………
I.2. Развитие игровой деятельности в онтогенезе у детей дошкольного возраста…
Характеристика игровой деятельности у детей РДА
Характеристика дидактической или сюжетноролевой игры у детей с РДА……………………………………………………………………
Глава II. Характеристика игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом…………………………………………….……………
II.1. Организация и методическое обеспечение исследования..….……..
II.2. Результаты диагностического исследования…………………………
III Заключение……………………………………………………………….
IV Список литературы……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Аутизм 4 курс.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая активность

Отсутствует:

ребенок играет молча

0

Слабая:

ребенок произносит несколько отдельных  слов, обращенных к кукле или взрослому (например: «на», «пить», «ляля», «чашка»)

1

Средняя:

ребенок по ходу игры обращается к  кукле и взрослому с более  развернутыми, 2—3-словными высказываниями (например: «надо кушать», «пей чаек», «пора спать») или комментариями («буду варить», «она хочет гулять»)

2

Высокая:

ребенок постоянно и развернуто обращается к персонажам игры и взрослому, объясняя смысл и порядок своих  действий, планирует их последовательность, комментирует (например: «тарелки поставим вот так, это Машина, а это моя», «вот вам картошка горячая, еще нельзя есть, подуть надо и шкурку снять», «сейчас будем кушать, потом пойдем гулять», «сейчас тебе заколочку заколю», «девочка хочет кашку, вот она, кашка, сварилась», «видишь, она супчик поела, молодец» и т. д.)

3

Воображение

Использование предметов-заместителей

Отсутствует:

ребенок играет только реалистическими  игрушками (например, кормит куклу ложкой, чистит зубы зубной щеткой);

замещениям взрослого не подражает

0

Редкое:

ребенок предпочитает играть реалистическими  игрушками, но иногда использует 1—2 разученных ранее и типичных для данного возраста замещения (например, кормит куклу палочкой вместо ложки, дает ей шарик вместо конфетки)

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Частое:

ребенок постоянно включает в игру разнообразные предметы-заместители, легко меняет значение одного и того же предмета (например, использует шарик в качестве конфетки, яйца, яблока, картошки, сосиски; палочку — в качестве ложки, ножа, соски, дорожки, градусника; кубик — в качестве хлеба, печенья, плиты, раковины), меняет привычную функцию предмета (например, использует ложку как сковороду, тарелку — как одеяло для маленькой куклы, чашку — как шляпу)

2

Принятие инициативы взрослого

Фиксируется только во 2 пробе

Отсутствие:

ребенок не проявляет интереса к  игре взрослого, не отвечает на его инициативу, продолжает манипулировать предметами

0

Слабое (пассивное):

ребенок спокойно или с интересом  наблюдает за игрой взрослого, но не присоединяется к ней, после показа совершает несколько подражаний и переходит к манипуляциям с  предметами

1

Среднее:

ребенок с интересом наблюдает  за игрой взрослого, после показа подражает его действиям

2

Активное:

ребенок сразу же с удовольствием  присоединяется к игре взрослого, игра становится совместной

3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2. Результаты диагностического исследования.

Анализ полученных экспериментальных данных показал, что игровая деятельность детей дошкольного возраста с диагнозом аутизм характеризуется рядом специфических особенностей, а в возрасте 4-5 лет сюжетно-ролевая игра не сформирована.

Констатирующий эксперимент выявил, что аномальное развитие игровой деятельности напрямую связан с несформированностью и серьезными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, что так же было видно в полученных результатах диагностики по методике «Цветовой тест отношений».

В данном тесте ребятам  предлагалось поместить карточки с  изображениями эмоций в цветные  окошечки домика. Так как карточек было больше чем окон, детям предлагалось размещать по несколько карточек в одно окошко. Ниже в таблице 1 приведены результаты исследования.

Таблица 1

Результаты  диагностике по методике «Цветовой  тест отношений»

Цвет

Алина

Егор

Степан

Синий __ 

Сердитый, апатия

Злоба, сомнение

Испуг

Зеленый __

Испуг, дружелюбный

Грусть, равнодушие

Страх, сомнение

Красный __

Злой, страх

Грусть, хитрый

Злоба, равнодушие

Желтый __

Злобный, сердитый

Интерес, довольный

Дружелюбный, довольный

Фиолетовый __

Спокойный, молчаливый

Гнев, умиротворение

Спокойный, грустный

Коричневый __

Хитрый, страх

Апатия, скука

Сосредоточенность, скука

Черный __

Грустный, сердитый

Стыд, сердитый

Хитрость, гнев

Серый __

Веселый, добрый

Сосредоточенность, испуг

Веселый, молчаливый


Методики  приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

  • Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
  • Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
  • Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
  • Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
  • Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
  • Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
  • Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
  • Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

В норме дети дошкольного  возраста обычно выбирают:

  • Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
  • Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.
  • Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
  • Лживый – черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.
  • Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.
  • Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
  • Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.
  • Ленивый – коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Исходя из этого, видны резкие различия между результатами, которые показали дети, принимавшие  участие в исследовании, и результатами, которые показывают дети в норме.

Во время эксперимента четко прослеживалось желание практически всех детей положить почти все карточки на цвет, который им больше всего нравится. Что еще раз показывает, что детям с диагнозом РДА свойственно отдавать предпочтение одному цвету. Но в то же время, один из воспитанников проявил явное отвержение и неприязнь к синему цвету, что так же для них характерно.

Сложность еще  была в том, чтобы объяснить детям  ту или иную эмоцию, передать им ее значение. Что подтвердило наше знание того, что лицо человека не является ярким стимулом для таких детей, а эмоции в свою очередь могут вызывать самые разнообразные реакции, в том числе и испуг. Таки дети не знают, как реагировать на ту или иную эмоцию и чаще всего принимают ее шаблонно.

Так же из таблицы 1 видно, что яркие цвета вызывали в детях негативные или наоборот позитивные яркие эмоции. И наоборот, более спокойные тона давали спокойную реакцию ребенка. Это так же подтверждает утверждение, что для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости.

По результатам  наблюдений во время игры видно, что, так как есть нарушения в эмоциональном отношении к действительности, то и в игре это тоже четко прослеживалось.

Дети начинали играть не задумываясь. Замысел игры определялся попавшейся на глаза  игрушкой и в большинстве случаев не озвучивался детьми. Цель возникала в процессе игры: приготовить обед, уложить куклу спать, построить дом. У одного ребенка игра не имела замысла, цели. В большинстве случаев целью игры было извлечение сенсорных ощущений.  
Основное содержание игры - действия и манипуляции с предметами. Все дети игру начинали с рассматривания игрушек, затем они или показывали игрушку взрослому или совершали с ней какое-либо действие и озвучивали название этой игрушки. В одном из случаев случайно, под влиянием попавшихся на глаза игрушек, появлялись непродолжительные сюжеты: бытового характера. Сюжеты игр не продолжительны по времени – 5-15 минут, не развернуты, объединяют 2-3 действия. У одного ребенка сюжет в игре отсутствовал, наблюдались лишь отдельные, не связанные между собой манипуляции и предметные действия.

Это можно увидеть  из таблицы 2.

Таблица 2

Протокол регистрации  параметров игры 
 

Параметры игры

Показатели параметров

Ситуации

«Индивидуальная игра»

«Совместная игра»

Алина

Егор

Степан

Алина

Егор

Степан

Потребность в игре

Инициативность

2

1

1

2

2

1

Длительность игры

1

2

1

2

2

2

Эмоциональное состояние в ходе игры

1

0

0

1

1

0

Характер игровых действий

Вариативность игровых действий

1

2

0

2

2

1

Речевая активность в ходе игры

1

2

1

2

2

1

Воображение

Использование предметов-заместителей

1

0

1

1

1

1

Принятие игровой инициативы взрослого

Принятие игровой инициативы взрослого

-

-

       -

1

2

0


 

Дети брали  на себя роль в игре лишь 30% наблюдаемых случаев, то есть всего один ребенок. Но роль не обозначалась словом, она определялась характером действий ребенка. Ролевой диалог представлял собой отдельные реплики или фразы, был направлен только к взрослому. Остальные же дети не брали на себя роль.

Было замечено, что дети в процессе игры меньше использовали специализированные игрушки, часто совершая с игрушками действия без учета их функций. Так же дошкольники использовали в игре не игровой материал (коврики, палки, выключатели, дверь) и неоформленные игровые предметы (кубики, детали конструктора, детали мозаики). Только один наблюдаемый ребенок использовал в игре предметы - заместители, давал словесное обозначение предметам - заместителям.

В небольшом  количестве случаев действия детей заменялись словом. Игра детей во всех случаях отличалась от игры нормально развивающихся сверстников тем, что отсутствовали правила игры. Логика действий или отсутствовала полностью или легко нарушалась. Во всех случаях дети использовали предложенную игровую среду, не пытаясь ее преобразовать.

В процессе игры некоторые дети обращались неоднократно к взрослому: показывали игрушку или пытались вовлечь в игру. Один ребенок к взрослому не обращался и не пытался вовлечь его в действие.

В ходе исследования мы проанализировали и сравнили данные игровой деятельности дошкольников. Структура и содержание игры детей 4-5 лет имеет качественные различия от игры детей в норме этого же возраста и отличается количеством предметных действий и манипуляций. Во всех случаях игра детей представляет собой действия и манипуляции с предметами, которые направлены на получение разнообразных сенсорных ощущений (кинестетических, зрительных, слуховых). Дети демонстрировали однотипную, существенно не отличавшуюся игру.

Таким образом, можно говорить о низком уровне игровых  действий, о их не сформированности.

Этот уровень характеризуется  слабой степенью выраженности всех параметров игровой деятельности.

В потребностно-мотивационной сфере это проявляется в том, что сюжетные игрушки очень слабо стимулируют игровую инициативу ребенка, он предпочитает заниматься манипуляциями с предметами. Незначительное число игровых действий совершается ребенком без особого интереса, он скорее механически воспроизводит разученные ранее действия, быстро отвлекается.

Характер игровых действий у ребенка с низким уровнем игровой деятельности однообразен, вариативность действий выражена слабо. Это особенно ярко проявляется в индивидуальной игре. Как правило, ребенок в процессе игры не пользуется речью: не обращается к куклам, не комментирует своих действий, не обращается с игровой инициативой ко взрослому.

Информация о работе Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом