Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе экспериментального исследования выявить особенности игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Анализ методической и психолого-педагогической литературы
I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом……………………………………………………………………
I.2. Развитие игровой деятельности в онтогенезе у детей дошкольного возраста…
Характеристика игровой деятельности у детей РДА
Характеристика дидактической или сюжетноролевой игры у детей с РДА……………………………………………………………………
Глава II. Характеристика игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом…………………………………………….……………
II.1. Организация и методическое обеспечение исследования..….……..
II.2. Результаты диагностического исследования…………………………
III Заключение……………………………………………………………….
IV Список литературы……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Аутизм 4 курс.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Как правило, дети с низким уровнем игры не включают в нее  предметы-заместители даже после показа взрослого. Это свидетельствует о недостаточном развитии воображения.

Дополнительные данные о состоянии игровой сферы  могут быть получены на основании  диагностики принятия ребенком игровой инициативы взрослого. Этот параметр позволяет определить зону ближайшего развития процессуальной игры.

Слабовыраженная готовность к обучению. Ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого, сразу после показа игровых действий по просьбе взрослого повторяет некоторые из них, в том числе и замещения, но быстро переходит к привычным манипуляциям с предметами и в дальнейшем не разворачивает процессуальной игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная работа посвящена изучению игровой деятельности детей с ранним детским аутизмом. С целью выявления ее особенностей у детей дошкольного возраста в одиночно и совместной со взрослым игре.

Подводя итог всему  вышесказанному, необходимо еще раз  отметить, что ранний детский аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями [18].

    В I главе представлен анализ литературы по особенностям развития игровой деятельности детей с ранним детским аутизмом, в том числе более детально рассмотрен вопрос уровня сформированности этой деятельности. Согласно анализированным источникам литературы у них отмечается недоразвитие всех компонентов игры. Как для детей аутистов, так и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Игровая деятельность у аутичных детей, указывает на специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков.

    Анализ материалов констатирующего этапа исследования показывает, что зачастую аутисты игнорируют игрушки, новые игрушки рассматривают без какого-либо стремления к манипуляции с ними, либо манипулируют избирательно, только одной. Наибольшее удовольствие получают при манипулировании с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (тактильный, зрительный, обонятельный). Игра у таких детей некоммуникативная, дети играют в одиночку, в обособленном месте. Присутствие других детей игнорируется, в редких случаях ребенок может продемонстрировать результаты своей игры. Ролевая игра неустойчива, может прерываться беспорядочными действиями, импульсивной сменой роли, которая тоже не получает своего развития [8]. Игра насыщена аутодиалогами (разговором с самим собой). Могут встречаться игры-фантазии, когда ребенок перевоплощается в других людей, животных, предметы. В спонтанной игре ребенок с ранним детским аутизмом, несмотря на застревание на одних и тех же сюжетах и большом количестве просто манипулятивных действий с предметами, способен действовать целенаправленно и заинтересованно. Манипулятивные игры у детей данной категории сохраняются и в более старшем возрасте.

    Общепризнано, что игра - ключевой фактор в  развитии ребенка. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображение. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким.

    Игра  позволяет раскрыть коммуникативный  потенциал аутичного ребенка,  направить его развитие в русло  социального взаимодействия. В процессе  игрового взаимодействия ребенок испытывает эмоции, созвучные с эмоциями других людей. В результате у него формируется эмпатия, способность сопереживать. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие диалоговых навыков ребенка [13].

    Кроме того, развитие игровой деятельности влечет за собой более глубокое понимание социального мира, формирует у аутичного ребенка способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.

    Таким  образом, игра является источником  развития когнитивной, эмоциональной и социально-коммуникативной сфер аутичного ребенка. В то же время стоит отметить, что на современном этапе развития отечественной специальной психологии и педагогики не существует общепринятых программ по формированию игровых навыков аутичных детей. В связи с этим, на мой взгляд, необходимо проводить дальнейшие исследования по данной проблеме. 

    Хочется также отметить, что в настоящее время информированность общества про детский аутизм очень низка. Конечно, люди, специализирующиеся на них обладают достаточной информацией, но большинство людей мало или совсем ничего не знают про это заболевание. Нельзя забывать, что если будет правильно организованна коррекционная работа с данной категорией детей, то возможно продвижение ребенка по стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде. Нужно информировать общество, ведь согласно современным данным, каждый пятисотый ребенок страдает аутизмом, а это немаленькие цифры.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования выдвинутая гипотеза о том, что игровая деятельность у детей дошкольного возраста с диагнозом ранний детский аутизм нарушена, полностью доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Баттельхейм Б. «Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я» – Пер. с англ. – М.: Академический проект: Традиция, 2004. –784с.
  2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1991. - С. 12-62.;
  3. Воронков. Б.В. «Детская и подростковая психиатрия»// СПб.: Наука и Техника. - 2009. – 240с.
  4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский  // Вопросы психологии, 1966.- №6. - С. 62-76.;
  5. Гаврилушкина, О.П. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников / О.П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду.- 2003.- №1. - С. 19-21.;
  6. Гаврилушкина, О.П. Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников, отстающих в развитии  / О.П. Гаврилушкина // Ранняя социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. - Минск, 1997. - С. 24-32.;
  7. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева.- 6-е изд., стереотипное.- Москва: Академия, 2010.- 271 с;
  8. Коррекционная педагогика: учеб. метод. пособие  / И.А. Зайцева [и др.].- Изд. 3-е, переработанное и дополненное.- Ростов на Дону: Феникс: МарТ, 2010.- 351с;
  9. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Избр. психол. труды: В 2 томах / Под. ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983. - С. 303 - 323.;
  10. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры  / А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1981.- 583 с;
  11. Лубовский,  В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей / В.И. Лубовский.- М.: СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. - 320 с.;
  12. Исаев Д.Н. – «Аутистические  синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения»// Психология. – 2002 – с. 411.
  13. Исаев Д.Н. – Аутистические  синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения// психология. – 2002 – с. 411.
  14. Каган В.Е. «Аутизм у детей» – Л .: Медицина, 1981. – с.198.
  15. Кулеша, Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми детьми / Э.Кулеша // Дефектология. 1989. №3. - С. 65-69.;
  16. Лебединская К. С., Никольская О. С. «Диагностика раннего детского аутизма» — М.: Просвещение, 1991.
  17. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм»// Дефектология – Москва  2007 – с.128.
  18. Лебединский В. В., Спиваковская А. С., Раменская О.Л. «Патопсихологическая структура игровой деятельности детей, больных шизофренией» // Дефектология, 1974
  19. Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 2008, № 2. – с.92.
  20. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи» — М.: Теревинф, 2000.— (Особый ребенок).— 336 с.
  21. Никольская О.С.  «Проблемы обучения аутичных детей»// Дефектология – 2006 – с.214.
  22. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» — СПб: «Питер», 2000 — 712с. Усачева, Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис….канд. пед. наук.- Москва. 1983;
  23. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца.- М.: Просвещение, 1976.- 96 с;
  24. Эльконин, Д.Б. Психологические игры / Д.Б. Эльконин.- М, 1978.- 263
  25. Хаустова В. «Основные этапы и особенности развитияигровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях» // Научно-практ. журнал «Аутизм и нарушения развития» - 2004. - №3.
  26. Янушко Е.А.  «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия» – Изд.2-е. – М.; Теревинф, 2007. – 136 с.
  27. Материал из электронной психологической энциклопедии [электронный ресурс]: http://mirslovarei.com/content_psy/igra-igrovaja-dejatelnost-1500.html
  28. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Аутизм [электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC
  29. Детский аутизм – Причины возникновения [электронный ресурс]: http://autist-ru.narod.ru/prichini.html
  30. Детский консультационно-развивающий центр "Зазеркалье" – Общая  хар-ка детей с аутизмом [электронный ресурс]: http://www.za-zerkalye.ru/harakteristika-detey-s-autizmom

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 




Информация о работе Выявление особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом