Выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является подбор и применение диагностического инструментария для выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………........
Глава I. Теоретические основы изучения вопросов развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня………………….
1.1 Понятие и развитие словаря в онтогенезе……………………………...
1.2. Развитие словаря у детей с ОНР II уровня……………………………
1.3. Обзор диагностических методик по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………….
Глава II. Опытно-эксспериментальная работа по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня………………………………………
2.1. Характеристика диагностической программы направленной на выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня…………………………
2.2. Анализ полученных результатов по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

На II уровне ОНР наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.

Наблюдается ограниченное использование предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

В речи ребенка  имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения. Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазии (замен слов). Прилагательные употребляются детьми с II уровнем речевого развития крайне редко.

Высказывания  детей бедны, ребенок обычно ограничивается перечислением непосредственно  воспринимаемых предметов и действий. Тем не менее, активный словарь расширяется, становится довольно разнообразным, в  нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества. Дети начинают пользоваться личными местоимениями, иногда предлогами и союзами в элементарных значениях. Но недоразвитие речи продолжает отчетливо проявляться в незнании многих слов. Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. [41]

Иногда дети прибегают к пояснениям неправильно  названного слова жестами: чулок  – «нога» и жест надевания чулка. То же самое происходит при неумении назвать действие; название действия заменяется обозначением предмета, на который это действие направлено или которым оно совершается, слово сопровождается соответствующим жестом: подметает – «пол» и показ действия; режет хлеб – «хлеб» или «ножик» и жест резания. Нередко дети заменяют нужное слово названием другого сходного предмета, но при этом добавляют отрицание «не»: помидор – «яблоко не».

Таким образом, в литературе достаточно подробно представлены особенности речевого развития детей с ОНР II уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Обзор диагностических методик по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Для изучения словаря используются в адаптированном варианте все методы, применяемые в отечественной логопедии. Речевой материал подбирается с учетом требований программы детского сада.

Словарь исследуется вне текста, в связной речи, в игровой ситуации. На основании результатов исследования устанавливается степень развития словаря детей с ОНР. Психолингвистический подход позволяет выявить особенности овладения лексикой детей с общим недоразвитием речи. Исследование пассивного словаря и особенностей актуализации конкретного лексического минимума показывает ограниченность объема словаря дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с нормой. Дети с ОНР не знают названий некоторых предметов, не связанных с их деятельностью, обозначающих сходные предметы, части целого, признаков высоты, толщины, ширины, не знают глаголов, обозначающих похожие действия.

Существует множество методик по обследованию словаря.

Примеры:

Автор М. А. Поваляева  предлагает диагностическую методику направленную на выявление способности  детей подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова. Эта методика включает в себя 4 задания. Первое задание – классификация понятий. Второе задание направленно на выявление антонимов в словаре ребенка, третье подбор синонимов, а четвертое – подбор определений. После выполнения всех 4 заданий направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высший балл – 60 баллов - соответствует высокому уровню, 35-50- среднему, менее 35 – низкому уровню сформированности лексического уровня.[24]

Методика обследования словаря детей И.А. Смирновой. Состоит из 2-х блоков: понимание и употребление слов номинативного лексического значения; выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов. 1-ый блок включает в себя 5 заданий. Первое задание помогает исследовать состояние номинативного словаря, второе- состояние глагольного словаря. Третье выявляет состояние атрибутивного словаря, четвертое – помогает выявить уровень сформированности словаря числительных, а пятое в свою очередь словарь предлогов. 2-ый блок включает в себя 4 задания. Задание №6 обследование лексических парадигм 1)Антонимия; 2) Синонимия. Задание№7 Часть целое. После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 170 баллов, соответствует высокому уровню; 98 – 141 б. – среднему; менее 98 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.[27]

Методика выявления уровня сформированности словаря у детей дошкольного возраста Волковой Г.А. Состоит из тестов в количестве 11 шт. Они направлены на исследование пассивного словаря (3 теста), активного словаря (8 тестов). Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей. Целью первого блока является исследование пассивного словаря. Задание №1. Понимание обобщающих слов с деталями. Задание  № 2. Понимание названий детёнышей домашних и диких животных. Задание №3. Понимание слов с противоположным значением. Целью второго блока является исследование активного словаря. Задание. № 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря. Задание №5. Состояние глагольного словаря. Задание №6. Подобрать антонимы к следующим словам. Задание №7. Состояние номинативного словаря. Задание №8. Состояние номинативного словаря. Задание №9. Состояние номинативного словаря. Задание №10. Состояние атрибутивного словаря Задание № 11. Состояние атрибутивного словаря. После выполнения всех заданий, направленных на выявления словаря подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 258 баллов, соответствует высокому уровню; 149-214 баллов ( 58% - 83% правильно выполненных заданий) – среднему; менее 149 баллов (менее 58 % правильно выполненных заданий) – низкому уровню лексического развития ребёнка.[5]

Методика обследования словаря детей О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой. Состоит из тестов на исследование активного и пассивного словарей. Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей. Выявления объёма активного (пассивного) предметного словарного запаса. Уровень сложности А.

Задание №1. Рассмотрите картинки. Назовите, что это. (Покажи, где…). Задание №2. Послушай и отгадай, какой предмет задуман. Уровень сложности Б. Задание №1. Рассмотрите картинки. Назовите, что это. (Покажите, где …). Задание №2. Послушайте и отгадайте, какой предмет задуман. Уровень сложности В. Задание №1. Рассмотрите картинки. Назовите, что это. (Покажите, где …). Задание №2. Послушайте и отгадайте, какой предмет задуман. Объём активного (пассивного) словарного запаса. Уровень сложности А. Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «В школе», «Дома». «Рассмотрите картинки; расскажите, что на них изображено». При возникновении трудностей можно задать дополнительные наводящие вопросы. Задание №2. «Расскажите, какие признаки имеет … (какой бывает …); какие действия он (она) может выполнять (что умеет делать); кто там работает? И т.п. Уровень сложности Б. Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «В библиотеке», «На вокзале».

Задание №2. «Расскажите, какие  признаки имеет … (какой бывает …); какие действия он (она) может выполнять (что умеет делать); кто там  работает? И т.п. Уровень сложности В. Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «На заводе», «На стройке». Задание №2. «Расскажите, какие признаки имеет … (какой бывает …); какие действия он (она) может выполнять (что умеет делать); кто там работает? И т.п. Обобщающие понятия. Уровень сложности А. Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся к заданному видовому понятию. Задание №2. Перечислите, какие предметы мебели (обуви) вы знаете. Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним словом (подберите обобщающее понятие). Уровень сложности Б. Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся к заданному видовому понятию. Задание №2. Перечислите, какие предметы транспорта (белья) вы знаете. Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним словом (подберите обобщающее понятие). Уровень сложности В. Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся к заданному видовому понятию. Задание №2. Перечислите, какие предметы, относящиеся к данным видовым понятиям, вы знаете. Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним словом (подберите обобщающее понятие). Различение сходных по звучанию слов. Задание №1. Послушайте и скажите, что нарисовано: «Крыша или крыса; каска или маска; сабля или цапля; молоток или молоко; деревня или деревья; трава или дрова; ворота или ворона; врач или грач; усы или осы; крышка или крыша; куча или туча; кость или куст. Слова – синонимы Задание. Подберите к данным словам слова, близкие по значению. Например: радость – веселье, пытаться – пробовать, храбрый – отважный Многозначность слов. Задание. Составьте словосочетания из данных слов: Слова – антонимы. Задание №1. Сравните предметы на картинках. Чем они отличаются? Задание №2. Подберите к данным словам слова с противоположным значением. Например: хороший – плохой; идти – стоять. Задание №3. Закончите предложения. Уровень сложности А. Понимание и употребление предлогов. Уровень сложности А. Задание №1. Составьте предложения по картинкам и вопросам где? (куда?), откуда? (Покажите картинку, прослушав предложение). Уровень сложности Б. Задание №1. Составьте предложения по картинкам и вопросам где? (куда?), откуда? (Покажите картинку, прослушав предложение). Уровень сложности В. Задание №1. Составьте предложения. Ответьте на вопросы: Задание №2. Вставьте в предложения нужные предлоги (устно). После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 380 баллов, соответствует высокому уровню; 220-315 баллов – среднему; менее 220 баллов – низкому.

Методика исследования словаря Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой. 1.Исследование активного словаря: 1.1 Конкретные существительные. 1.2 Обобщающие понятия. 1.3 Существительные, обозначающие части тела, части предметов: 1.4 Название профессий. 1.5 Глагольные словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы: 1.6 Словарь прилагательных. 1.7 Подбор антонимов: 1. Исследование пассивного словаря. 2.1 Конкретные существительные. 2.2 Существительные, обозначающие части тела, части предметов.2.3 Название профессий. 2.4 Глагольный словарь. 2.5 Словарь прилагательных. После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 212 баллов, соответствует высокому уровню; 123 – 176 б. – среднему; менее 123 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

Экспресс - диагностика обследования словаря на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем и Д.Б. Элькониным и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Г.Арушановой, В.В.Гербовой.

По словарю  исследуются следующие показатели: 

Существительные: различение, называние  предметов и   их частей  (у платья, рубашки-рукава, воротник, пуговицы); части тела животного; понимание обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

Ребёнку задаются вопросы:

-Кошка - это  животное, назови и покажи  ещё  животных…

-У  бабушки  на ногах лапти – это обувь,  какая обувь у деда?

-Назови, что  надето на голове у бабушки,  дедушки и внучки?

-Назови одежду  у бабушки, у дедушки, у внучки (юбка, жилетка,  фартук, штаны, рубашка)

-Посмотри на  собаку  и скажи, что это? (хвост,  ушки, лапы)

Дети с высоким  уровнем различают и самостоятельно называют предметы и  их части; части тела  животного, понимают и правильно подбирают предметы к обобщающим понятиям

Чтобы уточнить, как ребёнок понимает и  подбирает предметы  к обобщающим понятиям, различает и называет части предметов (дети со средним и низким уровнем) предлагается  дидактическая игра «Наведи порядок» по картинкам № 15. «Мышка, Кошка и Жучка так увлеклись игрой, что не заметили, как навели беспорядок в доме. Помоги  им навести порядок и разложить все предметы на свои места» Взрослый раскладывает по одному предмету в ряд слева - направо из каждой группы (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки) и говорит: « Здесь мы расставим мебель, вот сюда уберём посуду, в это место сложим одежду, рядом положим игрушки, а здесь – обувь» Затем предлагает ребёнку помочь разложить все предметы  на свои места. Дети со средним уровнем называют  части предметов и тела животного с  помощью взрослых, затрудняются в подборе предметов к обобщающим словам. Дети с низким уровнем  не называют части предметов и тела животного, или называют 1-2,не понимают обобщающих слов и не подбирают  к ним предметы. Для проверки точности и адекватности глаголов  движения -  «везёт»,  едет, идёт, бежит, ползёт, прыгает, плавает, катает»,   предлагается рассмотреть картинку № 17 и рассказать « Кто и что делает»

Дети с высоким  уровнем самостоятельно  называют глаголы движений, детям  со средним  уровнем требуется помощь педагога, а  у детей с низким уровнем  слова-действия неточные, но близкие по лексическому значению.

После рассказывания сказки « Репка» для  уточнения понимания  ребёнком прилагательных, обозначающих размер (высокий - низкий, длинный - короткий, большой - маленький), оттенки ( чёрный, белый, голубой, розовый, серый) и  форму (круглая), наречий педагог задает ребёнку следующие вопросы:

-Репка большая,  а  какая мышка? (маленькая)

-Какого цвета   штаны у деда? (синие)

-Какого цвета  небо? (голубого)

-Какого цвета  сапоги у дедушки (чёрного)

-Какого цвета  мышка (серого)

-Какая по  форме репка? (круглая)

-Назови, кто  впереди бабки? (дед)

-Назови, кто  позади бабки? (внучка, жучка., кошка,  мышка)

   Уточнить понимание прилагательных  (высокий - низкий, длинный – короткий) можно во время режимных моментов или  сравнить по росту  воспитателя и самого ребёнка.

Дети с высоким  уровнем при ответах на вопросы различают и самостоятельно называют размер, все  оттенки,  форму, адекватно пользуются наречиями, а дети со средним уровнем неустойчиво называют  размер и некоторые оттенки, не всегда адекватно пользуются наречиями. Дети с низким уровнем называют основные цвета, совсем не называют оттенки, форму и размер предметов, не понимают значение наречий и неадекватно используют их в речи.

На основании  изученных методик, нами была построена  опытно-экспериментальная работа.

 

Выводы по первой главе

Речь – сложная  и специально организованная форма  психической деятельности. Речь является основным средством человеческого общения. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. У нормально развивающегося ребенка становление речи проходит ряд этапов, результатом которых формируется фонематический слух,  произношение фонем родного языка, происходит  овладение словарным запасом и правилами синтаксиса,  лексическими и синтаксическими правилами в устной речи, освоение семантики языка.  Нормально развивающийся ребенок, овладевая речью, приобретает способность к высшим формам анализа и синтеза, к обобщенному отражению действительности, к осознанию и регуляции своих намерений и действий,  что позволяет ему быстро и безболезненно адаптироваться в окружающем мире.

Под понятием словарь, Селиверстов В.И. дал такое определение словарному запасу: «словарь – это лексика, словарный запас языка, диалекта какой-либо социальной группы, словарный запас отдельного человека».

Информация о работе Выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня