Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа
Целью нашего исследования является подбор и применение диагностического инструментария для выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Введение…………………………………………………………………........
Глава I. Теоретические основы изучения вопросов развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня………………….
1.1 Понятие и развитие словаря в онтогенезе……………………………...
1.2. Развитие словаря у детей с ОНР II уровня……………………………
1.3. Обзор диагностических методик по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………….
Глава II. Опытно-эксспериментальная работа по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня………………………………………
2.1. Характеристика диагностической программы направленной на выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня…………………………
2.2. Анализ полученных результатов по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..
-Назови, что надето на голове у бабушки, дедушки и внучки?
-Назови одежду у бабушки, у дедушки, у внучки (юбка, жилетка, фартук, штаны, рубашка)
-Посмотри на собаку и скажи и покажи что это? (хвост, ушки, лапы).
Задание № 2. Чтобы уточнить, как ребёнок понимает и подбирает предметы к обобщающим понятиям, различает и называет части предметов предлагается дидактическая игра «Наведи порядок» по картинкам «Мышка, Кошка и Жучка так увлеклись игрой, что не заметили, как навели беспорядок в доме. Помоги им навести порядок и разложить все предметы на свои места» Взрослый раскладывает по одному предмету в ряд слева - направо из каждой группы (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки) и говорит: « Здесь мы расставим мебель, вот сюда уберём посуду, в это место сложим одежду, рядом положим игрушки, а здесь – обувь» Затем предлагает ребёнку помочь разложить все предметы на свои места.
Задание № 3. Для проверки точности и адекватности глаголов движения - «везёт», едет, идёт, бежит, ползёт, прыгает, плавает, катает», предлагается рассмотреть картинку и рассказать « Кто и что делает?»
Задание № 4. После рассказывания сказки « Репка» для уточнения понимания ребёнком прилагательных, обозначающих размер (высокий - низкий, длинный - короткий, большой - маленький), оттенки (чёрный, белый, голубой, розовый, серый) и форму (круглая), наречий педагог задает ребёнку следующие вопросы:
-Репка большая, а какая мышка? (маленькая)
-Какого цвета штаны у деда? (синие)
-Какого цвета небо? (голубого)
-Какого цвета сапоги у дедушки (чёрного)
-Какого цвета мышка (серого)
-Какая по форме репка? (круглая)
-Назови, кто впереди бабки? (дед)
-Назови, кто позади бабки? (внучка, жучка, кошка, мышка).
2.2. Анализ полученных результатов по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
После проведенного диагностического обследования были получены следующие результаты.
Результаты обследования по методике № 1.
У Артема, Романа и Вовы выявлен высокий уровень сформированности словаря. На контакт пошли легко. Инструкцию и цель задания поняли с первого раза. Дети в предъявленных заданиях в основном назвали все необходимые слова, за исключением нескольких. Слова используются независимо от ситуации. Пассивный словарь развит в соответствии с онтогенезом речевого развития, с заданиями справились. При обследовании активного словаря Артем и Вова не справились с подбором антонимов к словам. Наблюдалась самостоятельность при выполнении задания.
Ваня, Маша, Богдан, показали средний уровень. К заданию подошли с интересом, выполняя охотно. Активный словарь беден, не знание многих слов, преобладает пассивный словарь. Ответы детей частично соответствуют картинкам. Прилагательные используются детьми крайне редко. В их речи преобладают существительные и глаголы. Состояние номинативного словаря отстает от нормы. С подбором антонимов не справились. Номинативный словарь недостаточно сформирован. Дети отвечали не на все вопросы. При выполнении задания используют помощь взрослого.
У Ильи, Варвары, Дарьи, Лизы отношение к заданию равнодушное. Нуждаются в повторении задания. Активный словарь отсутствует, за исключением нескольких слов. Прилагательные и антонимы дети не используют в своей речи. Преобладают глаголы и существительные. При обследовании пассивного словаря, наблюдались единичные ответы. Значение многих слов детям не знакомо. Контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Отвечают по наводящим вопросам, нуждаются в помощи взрослого. У этих детей низкий уровень сформированности словаря.
№/№ |
Имена детей |
Задания |
Общее кол-во баллов |
Уровень | |||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
||||
1. |
Артем Д. |
15 |
30 |
27 |
30 |
21 |
21 |
36 |
27 |
201 |
Высокий |
2. |
Роман П. |
15 |
30 |
27 |
30 |
24 |
30 |
36 |
27 |
219 |
Высокий |
3. |
Вова П. |
15 |
30 |
24 |
24 |
21 |
21 |
36 |
24 |
195 |
Высокий |
4. |
Ваня С. |
12 |
30 |
21 |
21 |
18 |
3 |
24 |
24 |
156 |
Средний |
5. |
Маша П. |
12 |
30 |
21 |
18 |
18 |
3 |
21 |
21 |
150 |
Средний |
6. |
Богдан Л. |
12 |
30 |
21 |
21 |
21 |
3 |
24 |
24 |
159 |
Средний |
7. |
Илья А. |
6 |
21 |
9 |
8 |
4 |
0 |
6 |
12 |
66 |
Низкий |
8. |
Варвара Б. |
3 |
21 |
9 |
8 |
4 |
0 |
8 |
12 |
65 |
Низкий |
9. |
Дарья П. |
0 |
12 |
0 |
4 |
0 |
0 |
4 |
4 |
24 |
Низкий |
10. |
Лиза Г. |
6 |
21 |
9 |
12 |
4 |
0 |
12 |
12 |
76 |
Низкий |
Количественный анализ полученных результатов по методике №1.
Графически эти данные можно представить в круговой диаграмме №1
Результаты обследования по методике № 2.
Высокий уровень речевого развития у Романа. Активный словарь и пассивный словарь развит в соответствии с онтогенезом. Ребенок адекватно использовал лексические средства. Значение слов предложенных ребенку знакомо, за исключением нескольких. В задании №1 не назвал слово пальто, вместо слова сапоги сказал ботинки. Ребенок не справился с называем формы предметов. Использует в своей речи антонимы и синонимы. Отвечал самостоятельно без подсказок и наводящих вопросов.
Ваня, Богдан, Артем, Вова имеют средний уровень сформированности словаря. Преобладает пассивный словарь. Значение многих слов детям незнакомо. В их речи преобладают существительные и глаголы, тогда как слова, обозначающие признаки, качества, состояние предметов и действий практически не употребляются детьми. В задании №1 Богдан и Вова не назвали слова пальто, диван, вместо слова сапоги сказали ботинки. Ваня не назвал слова пальто, пылесос. Артем допустил одну ошибку, не назвав слово пальто. В задании №2 дети к большинству слов не смогли подобрать обобщающие понятия, путают ягоды с фруктами. В задании №6 Вова и Богдан не знают цвета: розовый, фиолетовый, голубой, форму предмета: овальный, прямоугольный. Наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Не знают названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов Дети пользуются помощью взрослого, отвечают по наводящим вопросам.
Низкий уровень показали Илья, Даша, Варвара, Лиза и Маша. Пассивное отношение к предложенному заданию. Активный словарь отсутствует, за исключением нескольких слов, в пассивном словаре единичные ответы. Словарь сильно отстает от нормы. Значение большинства слов детям незнакомо. В речи преобладают существительные и глаголы. В задании №2 дети не знают части предметов мебели, части автомобиля, за исключением Ильи который назвал несколько частей автомобиля (колесо, руль, крыша). Словарь прилагательных почти отсутствует, Илья и Лиза знают голубой и коричневый цвета. Подбором антонимов дети не владеют. С заданием №11 частично справились, глагольный словарь развит нВ соответствии с онтогенезом речевого развития. С заданием №12 у всех детей были трудности, не знают формы и цвета предметов. Контакт непостоянный, избирательный. Задание выполняют только при помощи взрослого.
№/№ |
Имена детей |
Задания |
Общее кол-во баллов |
Уровень | |||||||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
№12 |
||||
1. |
Роман П. |
31 |
15 |
64 |
15 |
8 |
3 |
12 |
15 |
50 |
15 |
12 |
4 |
244 |
Высокий |
2. |
Артем Д. |
22 |
12 |
40 |
12 |
2 |
0 |
6 |
15 |
33 |
13 |
10 |
2 |
166 |
Средний |
3. |
Вова П. |
22 |
12 |
33 |
12 |
4 |
0 |
2 |
15 |
33 |
12 |
10 |
2 |
147 |
Средний |
4. |
Ваня С. |
21 |
12 |
33 |
12 |
2 |
0 |
2 |
15 |
34 |
12 |
7 |
2 |
152 |
Средний |
5. |
Богдан Л. |
21 |
10 |
24 |
8 |
6 |
0 |
2 |
15 |
26 |
12 |
7 |
7 |
138 |
Средний |
6. |
Маша П. |
13 |
5 |
12 |
6 |
2 |
0 |
0 |
15 |
12 |
6 |
3 |
0 |
74 |
Низкий |
7. |
Илья А. |
10 |
4 |
6 |
4 |
6 |
0 |
0 |
10 |
12 |
6 |
9 |
0 |
67 |
Низкий |
8. |
Варвара Б. |
10 |
4 |
2 |
4 |
2 |
0 |
0 |
10 |
38 |
6 |
9 |
0 |
85 |
Низкий |
9. |
Дарья П. |
4 |
5 |
4 |
2 |
0 |
0 |
0 |
10 |
12 |
6 |
4 |
0 |
47 |
Низкий |
10. |
Лиза Г. |
10 |
4 |
12 |
2 |
6 |
0 |
0 |
10 |
10 |
2 |
2 |
0 |
58 |
Низкий |
Количественный анализ полученных результатов по методике №2.
Графически эти данные можно представить в круговой диаграмме №2.
Результаты обследования по методике № 3.
Выполняя задание по экспресс - методике обследования активного и пассивного словаря младшего дошкольного возраста были выявлены следующие результаты.
Высокий уровень сформированности словаря у Романа и Ивана. Активный и пассивный словарь развит в соответствии с онтогенезом речевого развития. Дети адекватно использовали лексические средства. Пользуются прилагательными, существительными, глаголами, предлогами. Значение слов предложенных детям знакомо, за исключением нескольких. В задании №1 Роман ответил на все вопросы правильно, Иван допустил одну ошибку не назвав животное «Корова». В задании №2 Роман перепутал одежду и обувь, остальное разложил правильно, Иван не допустил ошибок. С заданием №3 дети справились полностью. В задании №4 Роман допустил одну ошибку неправильно назвав цвет штанов, Иван не назвал форму репки. У детей трудности с называем формы и цвета предмета. Дети отвечали самостоятельно без подсказок и наводящих вопросов.
Богдан, Артем, Вова показали средний уровень сформированности словаря. Преобладает пассивный словарь. Значение многих слов детям незнакомо. В их речи преобладают существительные и глаголы, тогда как слова, обозначающие признаки, качества, состояние предметов и действий практически не употребляются детьми. В задании №1 Богдан показал, но не назвал большинство животных, Артем затруднялся в названии животных «Корова», «Овечка», «Слон», Вова не показал и не назвал животных «Слон», «Овечка». В задании № 2 дети путали одежду и обувь, Вова перепутал так же посуду и игрушки. С задание №3 справились частично, Артем не знает глаголов ползет и везет, Вова не знает глагола ползет, Богдан справился с заданием. Дети не знают форму и цвет предмета. Ребята пользовались помощью взрослого, отвечали по наводящим вопросам.
Низкий уровень у Ильи, Даши, Варвары, Лизы и Маши. Пассивное отношение к предложенному заданию. Активный словарь отсутствует, в пассивном словаре единичные ответы. Словарь сильно отстает от нормы. Значение большинства слов детям незнакомо. В речи преобладают существительные и глаголы. В задании №1 показали несколько животных, показали где у собаки хвост, ушки, лапы. Все дети в первом задании не смогли назвать одежду бабушки, дедушки, внучки. В задании №2 Илья и Даша и Лиза перепутали одежду и обувь, игрушки и мебель. Варвара справилась лучше перепутав только одежду и обувь. В задании № 3 Илья, Даша, Лиза, Маша не смогли назвать большинство глаголов за исключением нескольких (идет, едет). Варвара назвала все глаголы за исключением «ползет», «везет». Дети не знают формы, цвета, размера предмета. Контакт непостоянный, избирательный. Задание выполняют только при помощи взрослого.