Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа
Целью нашего исследования является подбор и применение диагностического инструментария для выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Введение…………………………………………………………………........
Глава I. Теоретические основы изучения вопросов развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня………………….
1.1 Понятие и развитие словаря в онтогенезе……………………………...
1.2. Развитие словаря у детей с ОНР II уровня……………………………
1.3. Обзор диагностических методик по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………….
Глава II. Опытно-эксспериментальная работа по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня………………………………………
2.1. Характеристика диагностической программы направленной на выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня…………………………
2.2. Анализ полученных результатов по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..
Словарь детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня характеризуется:
1. Дети не знают названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов;
2. Ограничен словарь действий и признаков;
3. Отсутствует навык словообразования и словотворчества.
4. Ребенок одним и тем же словом может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д.
5. Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п.
6. Наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов.
7. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.
Для выявления сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня существуют следующие методики: М. А. Поваляева предлагает диагностическую методику направленную на выявление способности детей подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова; Методика обследования словаря детей И.А. Смирновой; Методика выявления уровня сформированности словаря у детей дошкольного возраста Волковой Г.А.; Методика обследования словаря детей О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой; Методика исследования словаря Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой; Экспресс - диагностика обследования словаря на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем и Д.Б. Элькониным и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Г.Арушановой, В.В.Гербовой.
Глава II. Опытно-эксспериментальная работа по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
2.1. Характеристика диагностической программы направленной на выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Нами проводилось исследование по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня. В исследовании принимали участие 10 детей с ОНР II уровня, посещающих младшую группу детского сада для детей с нарушениями речи.
Эксперимент проводился на базе
МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида
№4», города Новомосковска мкр. Сокольники.
В состав группы для обследования вошли
дети от 3-х до 4-х лет, в личных делах которых
(по итогам обследования в условиях психолого-медико-
Обследование проводилось в индивидуальной форме и начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком.
Для исследования были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика выявления уровня сформированности словаря дошкольного возраста Волковой Г.А. ,выбрана нами, так как с помощью этой диагностики можно более эффективно выявить сформированность словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня, в ней содержатся четкие инструкции, дети были заинтересованы.
2. Методика исследования словаря Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой, выбрана нами так как, раскрывает полную картину сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня, содержит четкие инструкции, и требует небольшой затраты времени.
3. Экспресс - диагностика обследования словаря на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем и Д.Б. Элькониным и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Г.Арушановой, В.В.Гербовой, выбрана нами так как, составлена на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, что соответствует исследуемой категории детей, требует небольшой затраты времени, дети при обследовании были заинтересованы и положительно настроены на ответы.
На основании
анализа психолого-
Экспериментальные задачи:
1. Отобрать банк методик для выявления сформированности словаря у младших дошкольников.
2.Определить критерии и показатели определения уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
3. Проверить эффективность методик по выявлению уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
4. Определить уровень сформированности словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
5.Проанализировать результаты полученных данных, оформить таблицы.
6. Обобщить результаты, сформулировать выводы.
Оценка словаря проводится по 3-х балльной системе. В соответствии с ней ребенок получает:
0 баллов – когда слово отсутствует и в активном и в пассивном словаре;
1 балл – когда
слово есть в активном словаре,
2 балла –
когда слово есть в словаре,
но применяется с ошибками
или ограниченно, только в
3 балла –
когда слово правильно
Уровень сформированности словаря соответствовал сумме баллов, которую получал ребенок в результате выполнения заданий. В соответствии с этим уровни сформированности словаря определены следующим образом:
1 уровень – высокий (175 - 255 баллов): ребенок использует слова в активном и пассивном словаре, за исключением нескольких, правильно понимает и употребляет в речи существительные, прилагательные, глаголы. Подбирает синонимы, антонимы к заданным словам разных частей речи. Не использует помощь взрослого.
2 уровень – средний (85-175 баллов): ребенок использует слова в пассивном словаре, в активном словаре - слова могут отсутствовать совсем или за исключением нескольких. Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности, пользуется помощью взрослого.
3 уровень – низкий (0-85 баллов): Слова ребенка могут отсутствовать и в активном и в пассивном словаре, единичные случаи ответа. Ребенок активно пользуется помощью взрослого, не выполняет задания.
На первом этапе мы использовали методику для выявления уровня сформированности словаря у детей дошкольного возраста Волковой Г.А.
1 блок
Цель: Исследование пассивного словаря
Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями.
Задание № 2. Понимание названий детёнышей домашних и диких животных.
Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котёнок» (ребёнок показывает и т. д.). «У лошади жеребёнок», «У собаки щенок», «У коровы телёнок», «У белки бельчонок», «У тигра тигрёнок», «У медведя медвежонок», "У ежа ежонок", "У овечки ягненок", "У козы козлёнок".
Задание № 3 Понимание слов с противоположным значением
Логопед называет, ребёнок показывает на картинках:
входит — выходит, открывает — закрывает
подходит — отходит, стоит — идет
длинный — короткий, широкий — узкий
влетает — вылетает, большой — маленький
высокий — низкий
2 блок
Цель: Исследование активного словаря
Задание.№ 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря.
Назвать действие по предъявленному предмету.
Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребёнка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребёнок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.
Задание № 5. Состояние глагольного словаря.
Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузнечик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.
Задание № 6 . Подобрать антонимы к следующим словам:
входит — ... ; закрывает — ...; встаёт — ... ; поднимается - ….. ; ползёт — ... бежит — ...; улетает — ... ; ложится — ... ; плачет — ... ; кладёт - …..
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.
Задание № 7. Состояние номинативного словаря.
Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).
Задание № 8. Состояние номинативного словаря.
Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».
На втором этапе пользовались диагностической методикой Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
1.Исследование активного словаря:
1. Конкретные существительные. Назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт, пальто, сапоги, яблоко, пылесос, лыжи, диван, телевизор, кубики и т.д.
2. Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.
3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов:
- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;
- части одежды: рукав, воротник, пуговица;
- части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
4. Название профессий.
5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы:
Что ты делаешь в течении дня?
Кто как передвигается?
Кто как голос подаёт?
Кто что делает? (с использованием названий профессий)
6 . Словарь прилагательных.
- Называние цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.
- называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый, прямоугольный.
7. Подбор антонимов:
Добро – зло, высокий – низкий, горе – счастье, друг – враг, лёгкий – тяжёлый, поднимать – ставить, хороший – плохой, давать – забирать, широкий – узкий, покупать – продавать.
1. Исследование пассивного словаря.
8. Конкретные существительные: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.»
9. Существительные, обозначающие части тела, части предметов: «Покажи, где у тебя глаза, локоть, палец и т.д.»
- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;
- части одежды: рукав, воротник, пуговица;
- части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
10. Название профессий: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.»
11. Глагольный словарь: «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает?)
12. Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый цвет, где голубой, розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».
На третьем этапе мы воспользовались Экспресс – диагностикой обследования словаря на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем и Д.Б. Элькониным и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Г.Арушановой, В.В.Гербовой.
По словарю
исследуются следующие
Существительные: различение, называние предметов и их частей (у платья, рубашки-рукава, воротник, пуговицы); части тела животного; понимание обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.
Ребёнку задаются вопросы:
Задание № 1.
-Кошка - это животное, назови и покажи ещё животных…
-У бабушки на ногах лапти – это обувь, какая обувь у деда?