Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа
Целью нашего исследования является подбор и применение диагностического инструментария для выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Введение…………………………………………………………………........
Глава I. Теоретические основы изучения вопросов развития словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня………………….
1.1 Понятие и развитие словаря в онтогенезе……………………………...
1.2. Развитие словаря у детей с ОНР II уровня……………………………
1.3. Обзор диагностических методик по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………….
Глава II. Опытно-эксспериментальная работа по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня………………………………………
2.1. Характеристика диагностической программы направленной на выявление сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня…………………………
2.2. Анализ полученных результатов по выявлению сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня……………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..
Количественный анализ полученных результатов по методике №3.
№/№ |
Имена детей |
Задания |
Общее количество баллов |
Уровень | |||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
||||
1. |
Роман П. |
68 |
40 |
48 |
48 |
204 |
Высокий |
2. |
Ваня С. |
68 |
32 |
48 |
40 |
188 |
Высокий |
3. |
Вова П. |
50 |
22 |
43 |
32 |
147 |
Средний |
4. |
Артем Д. |
50 |
10 |
43 |
10 |
113 |
Средний |
5. |
Богдан Л. |
53 |
8 |
40 |
11 |
112 |
Средний |
6. |
Маша П. |
42 |
0 |
12 |
0 |
54 |
Низкий |
7. |
Илья А. |
30 |
0 |
15 |
0 |
45 |
Низкий |
8. |
Варвара Б. |
27 |
0 |
17 |
0 |
44 |
Низкий |
9. |
Дарья П. |
16 |
0 |
10 |
0 |
26 |
Низкий |
10. |
Лиза Г. |
51 |
0 |
15 |
0 |
66 |
Низкий |
Графически эти данные можно представить в круговой диаграмме №3
Выводы по второй главе
Во второй главе нашей работы были рассмотрены и использованы три экспериментальные диагностики: методика выявления уровня сформированности словаря детей дошкольного возраста Волковой Г.А., методика исследования словаря Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой, экспресс - диагностика обследования словаря на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем и Д.Б. Элькониным и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич, В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой, Г.Арушановой, В.В.Гербовой.
Были определены критерии и показатели определения уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Мы проверили эффективность методик по выявлению уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня. Определили уровень сформированности словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
С помощью диагностических методик показали, что большинство детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня показали низкий уровень сформированности словаря, что подтверждает эффективность выбранных нами методик.
Выявили что для детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня характерно:
1. Дети не знают названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов;
2. Ограничен словарь действий и признаков;
3. Отсутствует навык словообразования и словотворчества.
4. Ребенок одним и тем же словом может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д.
5. Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п.
6. Наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов.
7. Как и на
предыдущем уровне, сохраняется
многозначное употребление
По результатам исследования были построены таблицы и графики.
Заключение
Нами был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме выявления сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Изучены диагностические методики, с целью подбора адекватных для исследуемой категории детей, определены критерии уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, подобранны и применены методики.
Проводился анализ результатов исследования и сделаны основные выводы. Мы раскрыли понятие словаря, осветили особенности и задачи выявления сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
В настоящее
время необходимость более
Настоящая работа была направлена на выявление сформированности словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня на материале теоретической и практической психолого-педагогической литературы.
Большинство детей испытывали трудности при выполнении заданий. Словарь детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, сильно отстает от нормы. Для детей данной категории характерно: не знают названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов, ограничен словарь действий и признаков, отсутствует навык словообразования и словотворчества, одним и тем же словом могут назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции, ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных, наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.
Гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования подтвердилась в результате проведенного исследования как теоретически, так и практически.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Исследование на данном этапе можно считать завершенным.
Литература:
1. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. – 1984.
2. Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984.
3. Волкова Л.С., Селиверстова В.И.-Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах: Уч. пос.Т.1/Под ред. Мн.:ВЛАДОС,1997.
4. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2006.
6. Волосец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников\\ - Институт общегуманитарных исследований В. Секачева- М. 2002.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.
8. Дмитрова Е.Д., Логопедические карты для диагностики речевых расстройств, Москва, 2008.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
10. Гойхман О., Надеина Т. Речевая коммуникация. -Инфра-М 2008.
11. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет; Методическое пособие. 2006.
12. Елисеева М.Б., Цейтлин С.Н., - Говорят дети, СПб., 1996.
13. Громова О.Е. Произвольная артикуляция и усвоение первых слов в начальном детском лексиконе // Дефектология : науч.-метод. журн. – 2007.
14. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994
15. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975.
16. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001.
17. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
18. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.
19. Лурия А. Р. Язык и сознание. - Издательство Московского университета 1979 г.
20. Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2002.
21. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / И.Ю. Кондратенко. – СПб. : КАРО, 2006.
22. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г., Экспресс-диагностика в детском саду (комплект из брошюры и 42 диагностических карт), 2008.
23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л.: ОГИЗ, 1932.
24. Поваляева М. А. – Справочник логопеда, 2004.
25. Правдина О.В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1973.
26. Серебрякова Н., Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – Инфа-П. 2006.
27. Смирнова И. А. – Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи, 2006.
29. Ушакова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности ребенка (анализ раннего речевого развития) // Языковое сознание: формирование и развитие. М.: Изд-во Моск. гос. лингв. ун-та, 1998.
30. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Уч.-метод. пос..-М.:Гном-Пресс,1999.
31. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1990.
32. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
34. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Особенности образования производных слов в детской речи // Теоретические аспекты деривации. – Пермь, 1982.
35. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1958.
36. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., АРКТИ, 1996.
37. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1967.
38. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. - М., 1997.
39. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского
психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
40. [Электронный документ]: Материал из Википедии – свободной энциклопедии (www.wikipedia.org).
41. [Электронный документ]: Диссертация: Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (www.nauka-shop).
42. [Электронный документ]: Русский язык и культура речи (http//: habrahabr.ru).
43. [Электронный документ]: Психолого-педагогические основы развития словаря детей среднего дошкольного возраста (www.botan-ik.ru).
44. Детская психология [Текст] / Под. Ред. Эльконина Д.Б. – М., 1960.
45. Работа воспитателя детского сада с детьми, имеющими нарушения речи //Под. Ред. Степановой О.А. Воспитатель дошкол. образоват. учреждения. – 2008. – № 8. – C. 57-76.
46. . Формирование системных лексических
представлений у дошкольников с общим
недоразвитием речи //Под. Ред. Безрукова
О.А. Современные технологии диагностики,
профилактики и коррекции нарушений развития
: науч.-практ. конф. – Т. 2. Материалы секции
«Реализация системного принципа коррекционной
работы по преодолению речевых нарушений».
– М., 2005 ; То же [Электронный ресурс] // Издательский
дом «Профессионал» : отдел коррекц.-развивающей
лит. : [сайт]. – М., [2005]. – URL: http://www.fonema.ru/site/