Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Что же такое общение? Сложность определения сущности данного явления осложняется различием трактовок понятия “общение”.
Общение — сложный и многогранный процесс. А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ…………………………5
1.1 Особенности человеческой коммуникации…………………………………5
1.2 Вербальные коммуникации…………………………………………………..6
1.3 невербальные коммуникации………………………………………………..10
ГЛАВА 2 ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ……………………………...16
2.1 Взаимодействие в структуре общения……………………………………...16
2.2 Влияние в условиях межличностного взаимодействия…………………....19
ГЛАВА 3 ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ………………………………..26
3.1 Механизмы восприятия человека человеком……………………………….26
3.2 Феномены межличностного восприятия…………………………………….27
3.3 Обратная связь в общении……………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………33

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:  Психология

по теме: Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Направление: финансы  и кредит

Профиль: экономический

Группа: ФК-11

Ф.И.О: Астапова Татьяна

Александровна

 

 

 

 

Омск 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ…………………………5

1.1 Особенности человеческой коммуникации…………………………………5

1.2 Вербальные  коммуникации…………………………………………………..6

1.3 невербальные  коммуникации………………………………………………..10

ГЛАВА 2 ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ……………………………...16

2.1 Взаимодействие в структуре общения……………………………………...16

2.2 Влияние в условиях межличностного взаимодействия…………………....19

ГЛАВА 3 ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ………………………………..26

3.1 Механизмы восприятия человека человеком……………………………….26

3.2 Феномены межличностного восприятия…………………………………….27

3.3 Обратная связь в общении……………………………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………33

 

ВВЕДЕНИЕ

Что же такое общение? Сложность определения сущности данного явления осложняется  различием трактовок понятия  “общение”.

Общение — сложный  и многогранный процесс. А. А. Бодалев  предлагает рассматривать общение  как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми

Б. Ф. Ломов выделяет три  функции общения: информационно -коммуникативную ,регуляционно - коммуникативную, аффективно -коммуникативную.

Б. Д. Парыгин отмечает, что этот процесс может выступать  в одно и то же время как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание  сущности общения.

В. Н. Куликов отмечает, что Б. Д. Парыгин представил полную и всестороннюю картину общения, все его компоненты. В. Н. Куликов говорит, что одни из этих компонентов (интеракция и коммуникация) выражают существо общения, а другие (отношение людей друг к другу, сопереживание) скорее выглядят как условия успеха общения. Поэтому, учитывая разное значение компонентов, он предлагает рассматривать общение как “процесс обмена информацией и взаимодействия людей на основе взаимопонимания”.

Л. П. Буева, анализируя научную  литературу, рассмотрела следующие  аспекты изучения общения:

  1. информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);
  2. интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
  3. гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);
  4. аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);
  5. нормативный (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов);
  6. семиотический (общение списывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой);
  7. социально-практический праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).

К структуре общения  можно подойти по-разному. В нашей  работе мы остановимся на структуре, которую предлагает Г. М. Андреева. Она характеризует структуру общения путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной. Такой подход представляется нам наиболее правильным.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, т.е. “в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями”.

Перцептивная сторона включает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Г. М. Андреева подчеркивает, что каждая из сторон общения не существует изолированно от двух других. Все они взаимосвязаны, и выделяются лишь для анализа и для построения системы экспериментальных исследований.

Важно отметить, что обозначенные стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

 

ГЛАВА 1КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

1.1 Особенности человеческой коммуникации

Когда говорят об общении  как об обмене информацией, подразумевают  коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в  ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Исходя из этого, можно интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако такой подход не является методологически корректным, т.к. в нем опускаются важные характеристики именно человеческой коммуникации, не сводимые только к передаче информации.

В. Н. Куликов пишет: “Говоря  об обмене информацией, надо помнить, что  это не пассивная передача её одним  индивидом другому, наподобие вещи, а активный процесс работы человека над информацией, процесс её формирования и изменения... Так, высказывая мысль, мы не только формулируем её, облекаем в слова, но формируем, уточняем, развиваем. Будучи переданы другому человеку, чувства меняются в своей силе: радость, переданная другу, становится удвоенной радостью, а горе — половинным”.

Г. М. Андреева не исключает  возможности применения некоторых  положений теории информации при  описании коммуникативной стороны  общения. Но при этом, она говорит о необходимости выявления специфики обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми. Эта специфика, по мнению Г. М. Андреевой, заключается в следующем:

Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации, здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но иактивный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причиной могут быть социальные, политические, возрастные особенности индивида.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное различиями между партнерами. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п. С другой стороны, барьеры могут носить и чисто выраженный психологический характер, возникая или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений.

Все эти особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать  её только в терминах теории информации.

1.2 Вербальная коммуникация.

Речь

Общение, будучи сложным  социально-психологическим процессом, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл общения (при условии высокой степени общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса).

Генетически речь возникла вместе с мышлением в общественно-трудовой практике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического  развития человечества. В целом речь определена сознанием человека. С. Л. Рубинштейн пишет: “Основная функция сознания — это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, - это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого. Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка; речь — это язык в действии… Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого /человека/, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления”.

Таким образом, речь —  особая и наиболее совершенная форма  общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны — говорящий и слушающий (коммуникатор и реципиент). Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у коммуникатора и реципиента должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.

Язык — строго нормализованная  система средств общения, а речь — его применение в процессе общения  для передачи мысли и чувства.

Итак, речь — это вербальная коммуникация , т.е  процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами.

Речь бывает письменная и устная. Последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно  обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Это рассказ учителя, доклад и т.д.

Письменная речь появилась  в истории человечества много  позднее устной. Она возникла как результат потребности между людьми, разделенными пространством и временем.

Функции речи

С помощью психологического анализа можно выделить различные  функции речи. В современной психологии наиболее распространена точка зрения о двух основных функциях речи : коммуникативной (сообщение, общение) и сигнификативной (обозначающей, смысловой, семантической).

Обозначающая функция является важнейшей функцией слов, составляющих язык. Она позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие.

Коммуникативная функция речи включает в себя средства выражения и средства воздействия .

Выразительная функция сама по себе не определяет речи. Стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Но живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем собственно обозначает. Человеческая речь не сводится лишь к совокупности знаний, она обычно выражает и эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к кому он обращается. В речи есть эмоционально-выразительные компоненты, проступающие в ритме, паузах, интонациях, в модуляциях голоса и т.д. Выразительно-экспрессивные моменты всегда имеются в речи, особенно устной. Письменная речь тоже может быть достаточно выразительной. Это проявляется в ритме, в расстановке слов. Чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется говорящий, его личность.

Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознанную говорящим задачу, и поэтому является действием, оказывающим то или иное воздействие на тех, к кому она обращена. С. Л. Рубинштейн считал, что “функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных её функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение , то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия”.

Информация о работе Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению