Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Что же такое общение? Сложность определения сущности данного явления осложняется различием трактовок понятия “общение”.
Общение — сложный и многогранный процесс. А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ…………………………5
1.1 Особенности человеческой коммуникации…………………………………5
1.2 Вербальные коммуникации…………………………………………………..6
1.3 невербальные коммуникации………………………………………………..10
ГЛАВА 2 ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ……………………………...16
2.1 Взаимодействие в структуре общения……………………………………...16
2.2 Влияние в условиях межличностного взаимодействия…………………....19
ГЛАВА 3 ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ………………………………..26
3.1 Механизмы восприятия человека человеком……………………………….26
3.2 Феномены межличностного восприятия…………………………………….27
3.3 Обратная связь в общении……………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………33

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

В социальной психологии существует множество экспериментальных  исследований, выясняющих условия и  способы повышения эффекта речевого воздействия, исследованы как формы  различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности  речевого воздействия, получила название “убеждающей коммуникации”, на основе которой разрабатывается экспериментальная  риторика — искусство убеждения  посредством речи.

Простейшая модель коммуникативного процесса, которую предложил американский журналист Г. Лассуэлл, исследовавший убеждающее воздействие средств массовой информации, включает пять элементов.

  1. Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор.
  2. Что? (передается) — Сообщение (текст).
  3. Как? (осуществляется передача) — Канал.
  4. Кому? (направлено сообщение) — Аудитория.
  5. С каким эффектом? — Эффективность.

Последовательность действий говорящего и слушающего

Итак, вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Коммуникатор в процессе говорения кодирует информацию, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Г. М. Андреева предлагает следующую схему действий коммуникатора и реципиента.

Для коммуникатора смысл  информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он имеет сначала  определенный замысел (намерение, интенцию), а затем воплощает его в  систему знаков. Для реципиента смысл  принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Таким образом, схема передачи и приема информации является асимметричной.

Важно подчеркнуть, что  в данном случае большое значение имеет ситуация совместной деятельности. Раскрытие смысла сообщения реципиентом немыслимо вне этой ситуации.

Часто коммуникатор осознает точность понимания реципиентом  смысла высказывания только при смене  коммуникативных ролей. В этом случае слушающий превращается в говорящего и своим высказыванием дает знать, как он понял принятую информацию. Диалог — последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которой происходит обогащение, развитие информации. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога зависит от того, “насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также её двусторонний характер”.

Как мы уже сказали, речь является универсальным средством  общения. Речь приобретает значение, когда включена в систему деятельности. Это включение обязательно дополняется  употреблением неречевых знаковых систем.

1.3 Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:

  1. оптико-кинетическую,
  2. пара- и экстралингвистическую,
  3. организацию пространства и времени коммуникативного процесса,
  4. визуальный контакт.

В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система включает жесты, мимику, пантомимику. Наука мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку и т.д.

Выражение лица (мимика) отражает внутренне эмоциональное состояние и способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Считается, что мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Основные человеческие эмоции (страх, печаль, гнев, отвращение, радость, удивление…) выражаются с помощью мимических движений лба, бровей, рта, глаз, носа, подбородка. Легче всего распознаются положительные эмоции — радость, удивление. Труднее воспринимаются отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. К.Изард отмечает, что в процессе социализации человек научается скрывать мимические проявления своих эмоций. Он говорит, что часто развернутое проявление какой-либо эмоции мы можем наблюдать лишь в условиях очень интенсивной стимуляции.

И. Атватер отмечает, что  обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

  • удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
  • страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
  • гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
  • отвращение — брови опущены вниз, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
  • печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
  • счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Жесты, позы, походка и т.д. также несут при общении много информации. В языке жестов, как и в речи, есть свои слова и предложения. Для примера приведем некоторые виды жестов, которые часто возникают при общении:

  • жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др.
  • жесты уверенности — соединение пальцев в купол; раскачивание на стуле;
  • жесты нервозности и неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем как на него сесть и др.;
  • жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом зажимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;
  • жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • жесты отрицания — сложенные на груди руки; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.
  • жесты расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  • жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • жесты неискренности — “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу” как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др.

Умение понимать жесты позволит лучше разбираться в людях. Однако следует учесть то обстоятельство, что некоторые жесты имеют разное значение в разных национальных культурах. Например, поднятый вверх большой палец руки в Америке используется при голосовании на дорогах; в Греции этот жест обозначает “заткнись”; в России — “все в порядке”.

Значимость оптико-кинетической системы  знаков в коммуникации настолько  велика, что в настоящее время  выделилась особая область исследований — кинесика, которая имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой “добавки” к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность). Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плач, смех и т.д.). Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию “около речевыми” приемами.

Тон голоса, высота и сила звуков —  это ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи тоже отражает чувства  говорящего. Люди говорят быстро, когда  они взволнованы или обеспокоены  чем-то. Медленная речь чаще свидетельствует  об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Неуверенность в выборе слов проявляется  тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить  нас и т.д. Этот ряд бесконечен, потому что звуки часто обозначают больше, чем слова.

Пространство и время организации коммуникативного процесса также выступают в качестве знаковой системы и несут определенную смысловую нагрузку. Наука, занимающаяся пространственной и временной организацией общения, называется проксемика. Основателем проксемики является американский психолог Э. Холл.

Межличностное пространство (как близко или как далеко находятся собеседники  по отношению друг к другу) является важным фактором в общении. Часто  наши отношения мы выражаем пространственными  категориями: “держаться подальше”  от того, кого мы боимся; “держаться поближе” к тому, в ком мы заинтересованы. Существует определенный предел расстояния между собеседниками. И. Атватер, продолжая исследования Э. Холла, выделяет следующие расстояния между собеседниками, которые характерны для США:

  • интимное расстояние (до 0,5м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;
  • межличностное расстояние (0,5—1,2м) — для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
  • социальное расстояние (1,2—3,7м) — для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;
  • публичное расстояние (3,7м и более) — на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют  себя удобно и производят благоприятное  впечатление, когда стоят или  сидят на расстоянии, соответствующем  указанным видам взаимодействия. Чрезмерно близкое или чрезмерно  удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.

Нужно также отметить, что данные правила варьируют  в зависимости от возраста, пола, уровня культуры, общественного статуса  собеседника. Традиция — также один из наиболее важных факторов. Например, установлено, что жители Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

Таким образом, средства проксемики способствуют оптимальной  организации коммуникативного процесса.

Визуальный контакт или “контакт глаз” является исключительно важным элементом общения. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

Необходимо знать, что  отдельные аспекты взаимоотношений  выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. По этому поводу И. Атватер пишет: “Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта… Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: “Я все сказал, теперь Ваша очередь”.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную (а иногда и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Системы  невербальной коммуникации могут не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, но и помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией между людьми.

 

ГЛАВА 2 ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

2.1 Взаимодействие в структуре общения

Интерактивная сторона  общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием  людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответную реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.

Информация о работе Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению