Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Что же такое общение? Сложность определения сущности данного явления осложняется различием трактовок понятия “общение”.
Общение — сложный и многогранный процесс. А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ…………………………5
1.1 Особенности человеческой коммуникации…………………………………5
1.2 Вербальные коммуникации…………………………………………………..6
1.3 невербальные коммуникации………………………………………………..10
ГЛАВА 2 ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ……………………………...16
2.1 Взаимодействие в структуре общения……………………………………...16
2.2 Влияние в условиях межличностного взаимодействия…………………....19
ГЛАВА 3 ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ………………………………..26
3.1 Механизмы восприятия человека человеком……………………………….26
3.2 Феномены межличностного восприятия…………………………………….27
3.3 Обратная связь в общении……………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………33

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Процесс взаимного влияния  — это столкновение двух или нескольких воль, сознательно или бессознательно борющихся за уподобление себе, своим планам, замыслам, желаниям, чувствам или действиям других людей, их планов, замыслов, желаний, чувств и действий. Причем, симметрия уподобления здесь необязательна. Например, достаточно уподобить чувства или действия другого человека нашим замыслам, но при этом вовсе необязательно, чтобы его замыслы совпадали с нашими. Различные виды принуждения и манипуляции дают множество примеров подобного рода. Особенность психологически конструктивного влияния в том, что уподобление партнеров друг другу происходит с их взаимного согласия.

Для познания механизма  взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки  одного индивида “накладываются”  на представление о партнере; а  так же, как все это проявляется  в принятии совместного решения. Поэтому, важно рассмотреть вопрос о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

Таким образом, мы переходим  к рассмотрению третьей стороны  общения, которая условно названа  перцептивной.

 

ГЛАВА 3 ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

3.1 Механизмы восприятия человека человеком

Термин “социальная  перцепция”, или, в более узком  смысле слова “межличностная перцепция”, “восприятие другого человека”  употребляется в литературе в  несколько вольном смысле. Нужно  отметить, что термин “восприятие” употребляется, в данном случае, не в общепсихологическом понимании. На самом деле, речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Человек всегда вступает в общение как личность. Он воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения, мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатление, которое возникает при этом, играет важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка, и попытка понять строй его поступков. На этом основывается стратегия изменения его поведения и построение стратегии собственного поведения.

Необходимо отметить, что не все исследователи считают  восприятие и познание человека самостоятельной стороной общения. Как мы уже отмечали выше, В. Н. Куликов считает познание другого человека необходимым условием успешной коммуникации, но не самостоятельной её стороной. Мы не усматриваем больших противоречий в различных подходах к этому вопросу. Эта проблема, на наш взгляд, имеет значение на методологическом уровне. На практическом уровне восприятие и познание человека в процессе общения — обязательная составная часть общения.

В процесс общения  включены, как минимум, два человека, каждый из которых является активным субъектом. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Анализ осознания себя через другого включает в себя две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место.

Экспериментально установлена  тесная связь между идентификацией и эмпатией. Г. М. Андреева отмечает, что “механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации: там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения, Однако если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по иному”.

Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

3.2 Феномены межличностного восприятия

Существуют факторы, которые  мешают правильно воспринимать и  оценивать людей. Л. Д. Столяренко на основе анализа научной литературы выделяет основные из них:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми, наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  3. Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваем всего человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
  5. Эффект “ореола” проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
  6. Эффект “проецирования” проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: “Все люди подобны мне” или “Другие противоположны мне”. Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через “розовые очки” и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, что все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  7. “Эффект первичности” проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на всё последующее отношение к этому человеку. И даже, если потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого человека влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о человеке было полнее и точнее, важно положительно “настроится на него”.
  8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
  10. “Эффект последней информации” проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Большое значение для  более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают  друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку и называется каузальной атрибуцией. Г.М.Андреева пишет: “Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики”.

Процесс приписывания зависит  от двух показателей: от степени типичности поступка и от степени социальной “желательности” или “нежелательности”  его. В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение предписано образцами и поэтому легче поддается интерпретации. Уникальное же поведение допускает множество различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Так же и во втором случае, социально “желательное” поведение соответствует социальным и культурным нормам и поэтому легко и однозначно объясняется. При нарушении норм (социально “нежелательное” поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

  1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
  2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.
  3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
  4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные влияния на поведение других людей (влияние внешних ситуаций) и переоценивать диспозиционные влияния (внутренние причины). Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.
  5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Например, западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий.

В настоящее время  проблемами каузальной атрибуции занимается особая отрасль социальной психологии. Исследованиями в этой области занимаются в основном зарубежные психологи: Г. Келли, Э. Джонс, К. Девис, Д. Кенноуз и др.

3.3 Обратная связь в общении

Общение, как было показано, не может быть сведено к простой  передаче информации. Для того чтобы  быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.

При межличностном общении  важно быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения между людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь в общении — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Л. Д. Столяренко выделяет следующие правила обратной связи:

  1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
  2. Если говоришь о том, что тебе не нравиться в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он мог бы при желании в себе изменить.
  3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

“Человек — это  узел связи”, писал Сент-Экзюпери. Роскошь  общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Роль общения в жизни человека трудно переоценить.

Основываясь на информации изложенной в данной работе, можно  сделать вывод, что общение —  это многоплановый, но целостный  процесс развития контактов между  людьми, который включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона  общения представляет собой обмен  информацией между участниками  совместной деятельности.

Интерактивная сторона  — это взаимодействие общающихся людей — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

Перцептивная сторона  общения — восприятие общающимися  людьми друг друга. Очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению  другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного  или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным ему не разберется.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает  как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений  включенных в нее людей.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М. ,1998.
  2. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. — М. Экономика ,1988.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — Екатеринбург , 1999.
  4. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
  5. Буева Л. П. Человек: Деятельность и общение. — М. Мысль, 1978.
  6. Изард К. Психология эмоций. — С.-Пб. , 2000.
  7. Куликов В.Н. Проблемы социальной психологии. — Ивановопукля ,1979.
  8. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. — М. , 1975.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.
  11. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
  12. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека — как книгу. — М., Экономика, 1990.
  13. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
  14. Пиз А. Язык телодвижений. — Новгород, 1992.
  15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — С.-Пб., 1999.
  16. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. — С.-Пб., СПбГУ, 1997.
  17. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1999.

Информация о работе Взаимное познание в процессе взаимодействия с партнерами по общению